Одиозные моменты церемонии открытия летней Олимпиады в Париже подверглись жесткой критике: в них увидели оскорбление христианства. Корреспондент АПН обсудил скандальное событие со священниками Православной Церкви Казахстана.
Что возмутило христиан?
На церемонии выступили известные французские дрэг-артисты (мужчины с ярким макияжем, переодетые в женскую одежду). Их перформанс возмутил общественность и вызвал много споров.
В одном из фрагментов шоу несколько таких артистов изображали сцену, в которой читалась отсылка к полотну Леонардо да Винчи с изображением последней трапезы Иисуса Христа с учениками – «Тайная вечеря». Также там выступил полуобнаженный певец в образе древнегреческого бога Диониса.
Вскоре после церемонии агентство Reuters сообщило, что католическая церковь Франции осудила шоу, которое «включало в себя сцены глумления и издевательства над христианством». Мальтийский архиепископ Чарльз Скиклуна — один из руководителей доктринального офиса Ватикана — заявил, что связался с послом Франции в Мальте, чтобы пожаловаться на «безосновательные оскорбления».
Организаторы церемонии в ответ заявили, что не хотели никого обидеть:
«У нас, конечно же, не было никакого намерения демонстрировать неуважение к какой-либо религиозной группе. Во время церемонии открытия мы попытались отдать дань общественной толерантности», —сказала на пресс-конференции официальный представитель олимпийского оргкомитета Анн Дескамп. — Мы считаем, что эта цель была достигнута. Если кто-то обиделся, мы приносим глубокие извинения».
К слову, законы Франции не запрещают святотатство, считая это частью свободы слова и разграничивают церковь от государства.
Есть мнение, что организаторы имели цель показать квир-людей (квир – в широком смысле термин используется для определения различных личностей, которые принадлежат к сообществу ЛГБТ) как часть общества, демонстрируя толерантность. На сцене были действительно разные люди — разных возрастов, цвета кожи и ориентации.
Но зачем использовать христианские символы, зная, что кого-то это может оскорбить? Мы поговорили об этом с православными священниками.
«Это явно не случайность»
Александр Суворов, АПН
Протоиерей Александр Суворов, ключарь кафедрального Вознесенского собора Алматы, руководитель отдела по связям с общественностью Казахстанского Митрополичьего округа, считает, что никогда ничего в мероприятиях такого уровня не происходит просто так.
– Я не смотрел шоу, но мне прислали эти фрагменты. И я могу сказать, что я не понимаю – зачем, какова цель была сделать именно так. Или это такой общемировой тренд – то, что сейчас показывается как борьба за равенство и свободу, неущемление трансгендерных людей. При этом они использовали особый, можно сказать ключевой христианский символ – Тайную вечерю. Мне кажется, это ужасно.
Знаете, что бы там ни было, что бы там не вытворялось, религиозные группы в основной части бы этого не заметили, если бы не был использован религиозный символ. То есть светская часть общества здесь наступила на территорию религии. Они сочли, видимо, это за какой-то просто культурный символ. И я не знаю, что они хотели этим сказать, возможно, они специально ожидали некой реакции именно от религиозных сообществ.
Посмотрите на это фото. Что это, не иначе, как какой-то цирк? Насколько это "случайное совпадение"? Я считаю, они все триста раз просчитали. Это просто имеет какой-то стратегический политический посыл, – уверен отец Александр.
«Посыл против традиционных христиан»
Евгений Иванов, АПН
С ним согласен руководитель информационного отдела Казахстанского Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов:
– Слышал мнение и своих собратьев, священнослужителей, и мнение католических священников, которые, говоря простым языком, в шоке от происходящего. Дело в том, что Европа сейчас находится, как мы говорим, в фазе постмодерна в культурном, интеллектуальном отношении. Но, тем не менее, это уже перегиб.
Одно дело, когда какие-то группы лиц, отдельные личности, могут выступать с критикой церкви, христианских традиционных ценностей, с критикой Библии. Но когда это абсолютное издевательство – это уже другое. Мне попалась на глаза замечание одного католического епископа: он считает, что люди, которые сделали эту постановку, четко определили, кого они хотят уязвить, против кого направленны их действия. Это посыл против традиционных христиан. Против тех, для кого Тайная вечеря, как одно из центральных евангельских событий, необыкновенно дорого.
Дело в том, что недавно на западе проходили Евхаристические конгрессы, задача которых привлекать внимание людей, молодежи, к таинствам церкви. И прямо в пику этим католическим евхаристическим конгрессам происходит такое надругательство над Тайной вечерей.
Но задеты не только католики. И православные, и протестанты — традиционалисты, кому Тайная вечеря дорога как одно из ключевых событий библейской, евангельской истории. И этот епископ сказал очень интересную вещь: попробовали бы они сделать нечто подобное с каким-то священным событием других религий. И они это не сделали. «Потому что боятся», —говорит священник.
Отец Евгений считает, что сейчас христианство самая унижаемая, самая гонимая религия в мире:
– Одно дело, когда это противостояние, которое веками существует. Например — Ближний восток, Африка или некоторые азиатские регионы. Другое дело, когда мы говорим о Европе, где внутри начинаются эти вызовы самим основам христианской веры, христианской цивилизации, – подчеркнул священнослужитель.
Протоиерей Евгений Иванов говорит, что в целом, если говорить о личном, то его это не удивило, хоть и было несколько неожиданным. Он так же, как и Александр Суворов, не смотрел открытие, но шум вокруг этой сцены дошел и до него, ему присылают видео, фото, задают вопросы.
– Удивление не испытал, потому что это, конечно, закономерное развитие западной цивилизации. Общество во Франции в большинстве своем не консервативное. Страна всегда гордилась своей культурой, своим отношением к правам человека. «Братство, равенство» — все эти гордые лозунги когда-то звучали именно во Франции. Но не надо забывать, что хотя Франция, несомненно, не самая католическая страна Западной Европы, тем не менее, она имеет глубокие католические корни. Когда-то в древности Франция называлась младшей сестрой Церкви. Она дала миру необыкновенно много и святых, и ученых христианских. И тем не менее, произошедшее было ожидаемо. Сейчас мода на надругательство, унижение христианства.
— Но ведь французы шутили и над святыми для мусульман вещами. Вспомните карикатуры на ислам, которые в итоге привели к трагедии.
— Действительно, Франция отличалась такими выходками. Но все-таки это было одно издание, не самое, пожалуй, известное, а одно из. И не государственное. Другое дело, когда мы говорим об Олимпийских играх. Это же всемирное событие. К которому прикованы взоры не только французов, европейцев, открытие Олимпиады традиционно смотрят люди во всем мире. И это страна, которая принимает у себя Олимпиаду, так рассказывает о себе, показывает все то лучшее, чем сейчас живет, чем гордится. Можно вспомнить сейчас открытие олимпиады в Англии или в Сочи. В Сочи был представлен красивый бал 19-го столетия.
Почему молчит Папа Римский?
Больше всего отца Евгения удивляет, по его словам, молчание на Западе, вокруг всей этой ситуации.
— Но ведь организаторы извинились…
— Знаете, здесь такое извинение, что дело сделано. Есть притча, когда человек приходит к старцу и говорит: «Я очень сильно обидел человека, очень-очень, что мне делать? «
Старец говорит: «А ничего страшного. Возьми подушку, разрежь и перья пускай по воздуху». Человек сделал так и спрашивает: «Все, теперь я прощен?» Старец говорит: «Одно маленькое дело осталось. Теперь каждое перышко сходи, собери».
И здесь такая же история. За этими извинениями какой-то сарказм можно наблюдать. Меня удивляет молчание христианского мира, католического, в первую очередь, поскольку это произошло в Западной Европе, где все-таки католическая Церковь преобладает, но и Протестантская широко представлена. Протестанты же должны как-то быть хранителями морали традиционных, нравственных ценностей. Воспитателями общества. Но я не вижу заявлений.
— Про католиков вы же сами сказали, что читали высказывание епископа. И в целом, французы выступили с заявлением – политики, духовенство.
— Смотрите, когда сжигают Коран, что творится во всем мире. Пикеты у консульств, посольств, заявления всех выдающихся, да и не выдающихся деятелей. А мы молчим. Вот это молчание христиан, и при этом христиан в Европе, где казалось бы — свобода слова, демократия. Вот это настораживает. То, что мы видим, отдельные высказывания отдельных лиц — это капля в море. Молчит Америка, которая опять же ратует за свободу, за демократию, за ценности какие-то человеческие. Молчит Южная Америка, которая тоже хранитель католических традиций.
Специально сейчас открыл новости Ватикана, посмотреть, есть ли там заявления понтифика. Его нет. Есть пояснение отдела по коммуникациям, что церковь Франции осудила глумление над христианством. Подождите, а где заявление самого руководителя? Что-то я не вижу. Вот они говорят, что Олимпиада — это противоядие от военных игр. Это прекрасно.
Действительно, спорт — это замечательная возможность показать себя каждой стране. Но где реакция церкви Франции? И ведь это событие мирового масштаба. И больше нет никаких заявлений. А уровень оскорбления — гигантский.
Миллиарды христиан оскорблены тем, что произошло в Париже, а реакция – капля в море. Хотя по некоторым моментам, не таким значительным, Папа Римский может высказываться, говорить длинные речи, проповеди. К его голосу как лидера самой большой конфессии в мире прислушиваются и политики, и люди, обличенные властью, главы государств. И странно, что не последовало никакой реакции. Хотя она должна была моментально последовать.
Отец Евгений, тем не менее, считает это закономерностью
— Это все, опять же, странно, неприятно, но закономерно и не удивлюсь, что подобного рода выходки будут продолжаться дальше. Ну что можно ждать от стран, от народов, которые свои храмы превращают в бары, кафе, кинотеатры. Поэтому мы и дальше будем видеть подобного рода явления. Это не начало и, к сожалению, далеко не конец.
Важно нам задуматься. Нам, здесь, чтобы не дай Бог, в погоне за какими-то свободами, мы не позволили себе что-то подобное. Какие-то выходки в отношении самого дорогого, что может быть у человека – его вера, его религия. Все-таки у нас, по милости Божьей, такого не происходит на общественном, да и на бытовом уровне, мы друг друга уважаем и это надо хранить. Потому что ведь и Европа же не за минуту стала такой страшной. И мы можем посмотреть несколько десятилетий назад. Там еще совершенно другая была картина мира. Поэтому никто не застрахован от такой нравственной заразы, такого помрачения.
Между секуляризмом и оскорблением
Игумен Филипп (Моисеев)
Игумен Филипп Моисеев, член Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта от Казахстанского Митрополичьего округа считает, что этот перфоманс — за гранью дозволенного.
– Поскольку православное христианство в этих вопросах строго консервативно, то иначе как богохульство эту акцию расценить невозможно. Отчетливо вырисовывается схема постепенного завоевания мира армией извращенцев. Происходит подмена понятий и размытие нравственных граней.
На ум приходит эпизод из американского сатирического романа Джона Кеннеди Тула «Сговор остолопов», в котором главный герой в диалоге с гомосексуалистом ужасается возможному проникновению этой братии в провластные структуры, на что тот радостно отвечает, что мы, мол, туда и собираемся, и вообще, никто даже не подозревает о том, сколько нас там на самом деле.
По реакции общественности видно, что большинство населения земного шара клоунаду с «Тайной вечерей» не принимает. Слава Богу, что нормальных людей большинство. Также очевидно, что организаторы промахнулись со своей акцией, ведь ролик, насколько известно, удалили. Далее последовало запоздалое оправдание, мол, это вовсе не «Тайная вечеря» да Винчи, а «Пир богов» Яна ван Бейлерта. Понятно, что такое объяснение выглядит, мягко говоря, смехотворно и никто ему не поверил. Еще одна деталь: эта ситуация выступила в качестве лакмусового теста в обществе, ибо реакция была самая разнообразная.
– Православный философ сказал мне, что это очередное и вполне банальное проявление секулярной культуры на Олимпиаде, которая является совершенно секулярным мероприятием, не имеющем никакого отношения к религии. Согласны ли вы с его мнением?
– Это дискуссионная тема. Секуляризм был ведь во времена СССР, но подобного беспредела на его территории не было. А вот на Западе эта тема муссировалась давно. Если уж речь о Франции, в связи с обсуждаемым событием, вспомните Пруста и Жене. Это ведь, на минутку, классики французской литературы. У последнего роман «Богоматерь цветов» буквально напичкан однополыми извращениями. Все это подано сквозь призму романтизма. Так что богохульная акция на Олимпиаде — это закономерность.
Мы задали этот вопрос так же и другим спикерам.
Протоиерей Александр Суворов:
– Да, я соглашусь, что это проявление секулярной культуры. Но зачем секулярная культура использует религиозные символы, заранее зная, что это вызовет раздражение в обществе? Зачем они специально вызывают эту турбулентность? Ведь французская культура богатая, там есть столько разных символов, столько великих французских писателей. Можно было очень много образов взять, и использовать их как угодно. Зачем был взят образ именно религиозный для секулярной культуры. Это как бы захождение за границы, которые им не принадлежат.
Протоиерей Евгений Иванов:
— Нет, категорически не согласен с мнением о секулярной культуре. Эта Олимпиада давно не спортивное мероприятие, ни в коем случае. Это социально-политическая акция. Действо, к которому, опять же, как я говорил, приковано внимание людей разных возрастов, разных культур, разных стран. Спорт, я имею в виду — высокий спорт, Олимпийские игры, имеет и воспитательное значение. И молодые люди смотрят и хотят подражать своим героям, спортсменам, которые прославились какими-то достижениями. Поэтому ни в коем случае я бы так не уходил от вопроса.
Почему, если это просто спорт, организаторы решили так пародировать, надругаться над евангельским событием. Даже не в таком карикатурном варианте, как в советские годы ранние делали, высмеивая христианские святыни. Тут все сделано в каком-то совсем извращенном виде.
А теперь представьте: Олимпиаду смотрят молодые ребята, дети, для которых спортсмены это — кумиры. И для них это все войдет в сознание вместе с этим надругательством и возможно скажут потом, что это норма, так надо. Олимпиада — это всегда мировое событие, — заключил протоиерей Евгений Иванов, который, к слову, имеет непосредственное отношение к воспитанию молодежи, являясь ректором Алматинской духовной семинарии.