Дмитрий Пономарчук – человек редкой профессии: он архитектор-макетчик. Мастер создает модели архитектурных объектов, в которых все детали переданы удивительно точно.
К примеру, часть работ архитектора можно сегодня увидеть в Алматы в зале Духовно-культурного центра имени Митрополита Иосифа (Чернова), что на территории Иверско-Серафимовского женского монастыря. Для выставки макетов казахстанских соборов «Храм – небо на Земле» Дмитрий сделал несколько моделей.
На выставке представлены 11 макетов построенных в разные годы храмов – это известные действующие храмы Казахстанской митрополии. Три объекта из выставки - проекты будущих храмовых комплексов: Кафедральный собор в честь рождества Пресвятой Богородицы в Талдыкоргане, Храмовый комплекс в честь всех святых в Астане, Свято-Преображенский Кафедральный собор в Петропавловске. Некоторые модели оснащены электронной начинкой, воспроизводящей колокольный звон и подсветку.
Дмитрий Пономарчук живет и работает в Астане. Именно ему были заказаны наиболее сложные макеты. И он их выполнил на высочайшем уровне точности. Дмитрий сделал макеты Храмового комплекса в честь Всех Казахстанских Святых в городе Астане, Свято-Никольского Кафедрального Собора, Свято-Казанского Кафедрального Собора, Свято-Вознесенского Кафедрального Собора в городе Алматы.
- Как вы пришли в эту редкую профессию?
- Перед тем как поступить в университет, с 8 по 11 класс я учился в Гуманитарно-экономическом лицее №9 - именно на архитектурном отделении. Окончив лицей, я поступил уже в Аграрный университет на архитектурное отделение. Первым макетом, в котором я принял участие, был макет храма – это была дипломная работа пятикурсников Я тогда учился на первом курсе и для меня было честью поучаствовать в дипломной работе, получить подобный опыт, потому что в состав дипломной работы обязательно входил макет проектируемого объекта. Таким образом, этот макет стал отправной точкой в моей будущей профессии. По окончании института, участвуя в международном конкурсе, получил диплом второй степени. Так и начался этот путь!
- Где этому можно научиться?
- К сожалению, именно этому творческому ремеслу специально нигде не обучают. Эта профессия отличается тем, что пока ты делаешь работу, ты одновременно учишься, потому что нет одинаковых макетов. Если что-то ты применил в одном макете, то в другом подобный прием может не пригодиться. И так с опытом появляются определенные навыки.
- Какие именно вещи Вы делаете?
- В макетной мастерской вы сможете воплотить в жизнь все те арт-объекты интерьера, различные макеты зданий и сооружений, сувениры, все то, что вы просто так не увидите в магазине.
- Люди вашей специальности участвуют в конкурсах?
- Это не конкурсы макетов, а проектов, где именно в макетах воплощены будущие идеи строительства тех или иных объектов по всему Казахстану. Это также и макеты для музеев, и макеты таких международных масштабных выставок, как EXPO и KADEX. И я очень рад и горжусь тем, что мои работы участвовали в осуществлении многих проектов, дизайнерских идей на благо нашей Родины.
- Каковы тонкости мастерства?
- На мой взгляд, тонкость мастерства - это и есть та самая сложная задача: понять чью-то идею, прочитать правильно чертежи, увидеть будущий объект в объеме до того, как увидит его заказчик и зритель, перерисовать его в миниатюре, учитывая именно те материалы, из которых он и будет изготовлен, подобрать их правильно и выполнить все в срок! Вот именно на этом этапе и нужны архитектурные навыки и знания!
- Самый необычный, трудный и ответственный заказ?
- Каждый макет по-своему сложный и ответственный. Но наисложнейшей и очень ответственной была работа над макетами храмов Казахстана. В данном случае работа команды специалистов в лице заказчика - общественного благотворительного фонда UCPEvo - помогла все это воплотить в жизнь! Была проделана очень большая работа, в которую вложили часть души каждый из нас. Доверие заказчика – это одна из самых больших наград для любого ремесленного труда, а макеты – это и есть продукт того самого ремесла, что дарит людям положительные эмоции, дает возможность зрителю рассмотреть объект с высоты «птичьего полета», помочь разобраться с архитектурной идеей, в конце концов, увидеть свой будущий дом, квартиру или какой-то интересный арт-объект интерьера.
- Когда ты как зритель видишь макеты архитектурных сооружений, то представляется, что мастер выполнил фантастическую, ювелирную работу.
- Я считаю, что любая работа сложная. Главное, чтобы ты это делал с удовольствием, именно от этого и зависит результат. Хотелось бы отметить, что я благодарен судьбе за каждую работу, которую доводилось мне делать, ведь в каждую вложена часть моей души.
- Передаете ли вы мастерство ученикам?
- Воспитываем сына. Возможно, в будущем ему и передам то, что накопил за эти годы работы.
Свято-Вознесенский Кафедральный Собор в городе Алматы
- Как вы готовитесь, настраиваетесь для подобной работы?
- Мне необходимо собраться с мыслями. Это всегда не просто, нужно от всего отвлечься и целиком уйти в работу – одна из сложнейших задач. Кроме того, для работы над макетами храмов я получил благословение - Главы Православной Церкви Казахстана - митрополита Александра, а также отца Сергия – настоятеля Свято-Казанского Собора в Алматы. Именно после этого и приступил к изготовлению столь сложных объектов.
Свято-Казанский Кафедральный Собор
- Сколько времени уходит на изготовление одного макета храма? Сколько всего макетов самых разнообразных зданий, объектов вы сделали?
- В среднем - календарный месяц. Еще лет десять назад я попытался даже составить список выполненных мною работ, в то время их было больше двухсот, с тех пор я больше не считал.
Свято-Никольский Кафедральный Собор
- Вы мастерили макеты самых разнообразных объектов, в том числе для таких международных масштабных выставок, как EXPO и KADEX. Но макет храма – в чем-то сакральное изделие?
- Для любого верующего человека, я думаю, храм, в любом его проявлении всегда будет чем-то сакральным, а удостоиться чести – создать его в миниатюре, тем более почетно и волнующе.
Храмовый комплекс в честь Всех Казахстанских Святых в городе Астане
- Какое оборудование, инструменты, материалы вы используете в работе?
- На вопрос, как это все сделано, на каком оборудовании и каким образом – пусть это останется моим профессиональным секретом. Это был долгий путь - проб и ошибок - длиною в жизнь. И мне еще предстоит учиться и учиться. Ведь, когда смотришь на шедевры ремесленного труда наших древних мастеров, понимаешь, как далеко нам с таким современным оборудованием до них.
- Вы в одиночку работали над макетами храмов или кто-то помогал?
- Я благодарен за поддержку каждому из своих родных, особенно своей супруге, она была со мной в этой работе от и до, и всем тем людям, кто принимал участие в создании храмов.
Каждое здание, представленное на выставке макетов «Храм – небо на Земле», уникально в архитектурном решении. Церкви выстояли во всех испытаниях, сегодня в них по-прежнему идет служба. Каждый из храмов – со своей удивительной историей. Так, старейший православный собор Казахстана в Уральске насчитывает 400-летнюю историю, он построен в честь архангела Михаила. Михайло-Архангельский собору довелось многое пережить - гореть и вновь отстраиваться, быть очевидцем Пугачевского восстания, угодить в мясорубку антирелигиозной зачистки в Советском Союзе. Но, все пережив, выстояв, здание по сей день с нами. Сегодня оно является большой историко-культурной ценностью Западного Казахстана. В Уральске также стоит знаменитый Храм Христа Спасителя. На его закладке и освящении 31 июля 1891 года присутствовал наследник престола, будущий император Николай II. Авторами проекта были архитектор из Санкт-Петербурга В.Н. Чагин. Известный храм Пророка Илии в городе Жаркенте является памятником архитектуры. Его построил в 1892 году Сергей Тропаревский, архитектор Семиреченского областного правления. Жаркентский храм Пророка Илии построен раньше Вознесенского собора, и здесь до наших дней сохранились в рабочем состоянии печи старинной кладки.
Фото автора и из личного архива Д. Пономарчука