Картины и мысли Вячеслава Люй-ко: когда на полотнах встречаются прошлое и будущее | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Картины и мысли Вячеслава Люй-ко: когда на полотнах встречаются прошлое и будущее

1951
9 минут
Картины и мысли Вячеслава Люй-ко: когда на полотнах встречаются прошлое и будущее
Галина Галкина

Свой 60-летний юбилей отметил Вячеслав Люй-ко – известный казахстанский художник, автор нестандартных и глубоких по наполнению картин.

В интервью мастер порассуждал о переменах в мире, о процветающем хамстве, о пророчествах на картинах, а также поделился планами на будущее.

Задач и планов у юбиляра – громадье.

«Я встал в очередь, чтобы выставиться в Государственном музее искусств РК имени Абильхана Кастеева. Выставка пройдет через год, в мае, но готовиться нужно уже сейчас. И выставлять я буду новые работы – такова традиция», - отмечает Вячеслав.

Мастер признается: идей у него хватит на десять жизней, а вот рук для их воплощения маловато.

news5637.jpg

В мастерской

Но и помимо персональной выставки у Вячеслава очень много работы: его пригласили выступить в новой для него роли художника-постановщика, художника по костюмам спектакля «Укрощение строптивой» Уильяма Шекспира в Национальном русском театре драмы имени М. Лермонтова.

Еще в планах - творческая командировка в отдаленные регионы, уже куплены билеты.

«Кто-то летит отдыхать или по работе в Турцию или Эмираты, а я выбрал другие края, лечу в Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа. Состоится выставка графики, представляю небольшой проект – обращаюсь к старой фотографии. Планируется в будущем выставка в Санкт-Петербурге», - рассказал Вячеслав.

news5638.jpg

После войны

- Слава, вам всегда были присущи провидческие вещи. Помните, накануне пандемии ковида вы создали календарь на 2020-й год, открывался который изображением крысы, одетой в противочумную маску. В прошлом году вы, еще до всем известных событий, написали картину «После войны». Что и случилось в дальнейшем. Какие темы волнуют вас в настоящее время? Не без опасений спрашиваю об этом.

- В картинах проявляется абсурд происходящего. У меня дома нет официального телевидения, есть только интернет. И я вижу, как повсеместно все поменялось. Мир вокруг меня поменялся кардинально, но и у меня взгляды в чем-то иными стали.

Осознание наступивших перемен настигает внезапно. Как и случилось с Вячеславом однажды утром: «Мы с супругой пили кофе и смотрели видео в Youtube, где Ксения Собчак общалась с неким блогером. Люди вели странную беседу, разговаривая при этом вовсе не вежливо, с неприкрытым хамством». Жена пыталась успокоить Славу: «Это в порядке вещей, так все сейчас разговаривают. Ты отстал от жизни».

news5639.jpg

Ангел с мобильным

- В порядке вещей обращаться к собеседнику с матами, оскорблять друг друга? Иронизировать на уровне мерзкого сарказма, мило улыбаясь, не обижаясь при этом друг на друга? Поэтому фраза из Шекспира «Чума на оба ваших дома!» из «Ромео и Джульетты» – весьма актуальна сегодня. Время такое, что верить масс-медиа или людям, с которыми ты договариваешься о чем-то – совершенно бессмысленно, как и планировать что-то. Мир изменился, несомненно. Но и я изменился тоже. И мое новое отношение к миру сам мир не поменяет. Как я должен рефлексировать по этому поводу? Переживать, страдать? Не замечать?

Вячеслав Люй-ко рассуждает о том, что город застраивают, и его друзья – консерваторы или те, кто настроен критически, или же те, кому «до лампочки» ворчат: «Испортили город, все не так, все неправильно. Сносят прекрасные старые здания, спиливают дубы, нарушают розу ветров». Хронику событий можно увидеть в фэйсбуке.

news5640.jpg

Не отрывая глаз от экранов

- Я к этому по-другому отношусь. Нам дан этот иной мир - с нарушенной розой ветров, со снесенными зданиями, с измененным городом. И нам не вернуть того мира, в котором мы жили, который вызывал когда-то у нас и у тех, кто жил в старой Алма-Ате, умиление. А будет и есть другой город. И люди к нему привыкли. Мой 20-летний сын Ян не знает иного мира. Он живет в высотке, мимо проплывают облака и птицы. Внизу инфраструктура, кафешки, магазины и прочее. И он доволен: не умиляется по поводу двухэтажных обваливающихся домов и старых сквериков. Он просто живет в другом мире.

Вячеслав вспоминает, как совсем недавно ломали копья по поводу улицы Панфилова. Художник с иронией цитирует стенания алматинцев: «Поспиливали деревья, вековые дубы, кипарисы. Когда-то здесь росли асфодели и рододендроны. Воздух был напоен свежестью, все цвело. Мы шли на рынок, покупали одно яблоко, и нам его хватало на полгода. Это был апорт. А сейчас все не так. И вкус у яблок другой и продукты не те».

- Но сегодня все с радостью ходят по Панфилова. Видимо, мир становится другим – вопреки нашим стенаниям?

- Раньше сидели на кухнях или лавочках, а сейчас можно высказать свою политическую позицию по любому поводу.  У тебя огромный живот и тройной подбородок, мало двигаешься, но зато помещаешь на аватарку изображение волка. Сейчас можно спорить о великом прошлом своего народа: ты либо от Ильи Муромца произошел, либо тебя Чингисхан произвел на свет Божий. Как Воланд в романе «Мастер и Маргарита» сказал: «Хорошие вы люди, только квартирный вопрос вас испортил». Соцсети всех раскрепостили: каждый – дизайнер, историк, художник, поэт, великий путешественник, кулинар. На это могу сказать: «А вот слабо быть хирургом?». И иначе, не по стандарту, аппендицит зашить после операции: «А я так вижу!» Художником может быть любой, но это только кажется.  Однако вреда самодеятельный художник нанесет меньше, чем хирург-самоучка. И когда на все эти заявления полупрофессионалов будут смотреть потомки лет через 20-40, они же в это поверят.

news5641.jpg

Картина «Вечерние новости»

- Вчера произошло событие, а сегодня его трактуют все по-разному, что говорить о происшедшем 200-300 лет назад. И очевидцев масса – кто-то видел, как Христа распяли, как Сталина отравили, как религии возникали, политические системы формировались и рушились, как Гитлер закончил свои дни в Аргентине или Бразилии. И это даже не абсурд, а свидетельство времени. Оно такое. Так оно до нас доходит. И хочу я или нет, но изображаю весь этот ковер в своих картинах. И я не могу писать красивую, идеалистическую картинку или наоборот уходить в какой-нибудь авангард или плакат…

news5642.jpg

Перевернутое христианство

- Продолжаете ли вы иллюстрировать Библию?

 - Это постоянно происходит. Читаю разную литературу, но нахожу там отсылки к Библии и другим Священным писаниям. В древних источниках нам рассказали то, что было раньше. А это мало отличается от того, что происходит сейчас. И благодаря священным текстам можно сравнить и сделать вывод: мало что меняется в человеке. Другим становится антураж, а события развиваются по одному и тому же сценарию. Иного быть не может, потому что мы помещены в этот мир – как в сферу. Мы не можем оторваться и улететь куда-то. Сколько бы ни старался Илон Маск, в ближайшее время человечество вряд ли переместится с Земли куда-то, оно не высадится на Марс. Я лично никуда не полечу – даже в качестве туриста.

А если и высадимся на Марс, то и там мы устроим то же самое, что и на Земле, даже в небольшом узком коллективе. Кто-то захочет быть главным, кто-то окажется глупее, кто-то умнее. Обнаружится психологическая несовместимость, найдутся определенные отличия. В Библии и в иных книгах все это описано. И эти письменные свидетельства не позволяют нам предаваться иллюзиям. В 16-20 лет можно предаваться иллюзиям, создавать идеалы, а в моем цветущем возрасте это опасно. А сейчас, если побежать за идеалом, то и не добежишь, ноги не позволят.

news5643.jpg

Явление Иисуса

- А если бы Иисус пришел сегодня, люди узнали бы его?

- Эта тема очень интересная. Я сделал графическую картинку о явлении Иисуса Христа в наши дни, но потом напишу картину. Сюжет простой: зима, люди за городом жгут костер. Это не постапокалиптическое, а бытовая сцена. Горожане сидят у костра, на остановке, ждут автобус. И вдруг он появляется – Иисус-не Иисус, а мессия, который пришел спасти мир. Но его просто не заметили. Евреи исторически ждут Мошиаха, христиане - Иисуса. Библия предостерегает: пришествие Христа попытаются подделать.

Иисус сам предупреждал учеников, что многие придут под его именем, многих прельстят. Хотя в Библии четко сказано, что люди узнают его сразу, а все остальное - от лукавого. Он придет сразу со всех сторон света – шандарахнет! Но, думаю, что это ожидание – эсхатологическое, апокалиптическое. Человечество рассуждает так: «Ничего не изменить без какого-то страшного катаклизма. Если придет Иисус, то нужно все очистить, и только на этом чистом месте что-то создать».

Но мне кажется, что это заблуждение, потому что были прецеденты с Ноевым ковчегом, горой Арарат… И история повторяется в связи с оранжевыми революциями, когда людям говорят: «Мы пришли с благой вестью. Вот сейчас люстрируем всех чиновников, уничтожим заразу. И создадим систему, в которой все будут прекрасны и очаровательны. И пусть никто не уйдет обиженным». Но мы-то знаем, чем заканчиваются эти революции. И в Священном писании и иных пророческих книгах содержится надежда, что на месте несовершенного будет построено что-то новое.

news5644.jpg

Омон

- После трагических событий в январе прошлого года многие художники изображали в своих полотнах обстоятельства тех дней, отозвались на Кантар.

- Я никак не отозвался. Потому что еще раньше у меня эти сюжеты были много раз в картинах. Подобные вещи происходили многократно до этого. Когда начали вспыхивать оранжевые революции, среди повстанцев появлялись персонажи – в темных одеждах, в банданах и с рюкзачками за спиной – в разных странах, во Франции, в Германии, в Москве, на Украине. И они, эти темные персонажи, везде выглядели одинаково.

news5645.jpg

Темный человек с коктейлем Молотова

На Западе часть из них представляли как новых коммунистов, кто выступил против капиталистической системы. Но и зеленые, и эко-активисты, и те, кто за гендерное равноправие, - такие же темные персонажи! Все они оказывались впереди, когда начинались протесты. И всем им присуща идея разрушения. Таким образом, у меня и появился темный персонаж с рюкзачком, а в его руке - бутылка с коктейлем Молотова.

news5646.jpg

Троица

- Вы часто публикуете свои работы в Фэйсбуке. Вызывают ли они отрицательный отклик, о котором говорили?

- Картина «Троица» вызвала бурный резонанс. На меня «наехали» за то, что картина неканоническая. И, вообще, сочли мою «Троицу» издевательством над библейским сюжетом. Ну какое же это издевательство! Ведь есть византийская традиция изображать Дух Святой в виде птицы.

news5647.jpg

Храмы горят

- В классической «Троице» изображены три ангела, они сидят за жертвенником с чашей, в которой - голова тельца, принесенного в жертву. На вашей картине вместо чаши – пылающий храм.

- А разве не горят сейчас храмы?


Источник -  dknews.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...