Пытать нельзя оштрафовать Как менялась система наказаний в казахской степи | Агентство православных новостей (АПН)

Пытать нельзя оштрафовать Как менялась система наказаний в казахской степи

733
9 минут
Пытать нельзя оштрафовать Как менялась система наказаний в казахской степи
Константин ЮЛИАНСКИЙ
Фото АПН и из открытых источников


После трагических январских событий ленты новостей в соцсетях у казахстанцев буквально забиты ужасными сообщениями о пытках. И многие казахстанцы боятся так или иначе связываться с отечественной пенитенциарной системой. Правозащитники сетуют на то, что казахстанская система наказаний излишне жёсткая.  Сторонники гуманизации приводят в качестве примера скандинавские страны, где условия содержания нарушителей закона близки к курортным. Противники же считают, что в сравнении с прошлыми годами система значительно продвинулась вперёд, а дабы почувствовать разницу, приводят примеры из прошлого – сталинский ГУЛАГ, жестокие человеческие пытки в казахской степи в прошлые века. Сегодня мы решили разобраться: а так ли были страшны эти древние пытки и существовали ли они вообще?
 Пытки, аксакалы, баи, бои, гулаг, казахской ханство, Казахстан, Казахстанцы, наказание, пенитенциарная система, пытки, суд, суд биев, рабы, пленные, увечья, камча, заключенный, история Казахстана

У противников мифа о страшных пытках в древности есть серьезный контраргумент: у казахов никогда не было тюрем. Противники, впрочем, тут же парируют: разумеется, какие тюрьмы могут быть при кочевом образе жизни? Да и насколько достоверно можно судить о столь древних временах. Обращаемся за комментарием к директору Института истории государства, профессору истории Еркену Абилю. 

 Пытки, аксакалы, баи, бои, гулаг, казахской ханство, Казахстан, Казахстанцы, наказание, пенитенциарная система, пытки, суд, суд биев, рабы, пленные, увечья, камча, заключенный, история Казахстана

— Если мы говорим о правовой системе Казахского ханства (со второй половины XV и по середину XIX века), то о более-менее достоверной информации мы можем говорить лишь с XVIII века, когда о Казахском ханстве имеется достаточно письменных источников. И представления о том времени, как о жестоком веке, веке сплошных пыток и истязаний, не подтверждаются. Впрочем, идеализировать то время как гуманное тоже неверно. Действительно, в те времена в казахской степи наказания в виде лишения свободы в традиционном виде не существовало. Хотя в мусульманском праве оно присутствует. Здесь играет роль специфика образа жизни.

 Пытки, аксакалы, баи, бои, гулаг, казахской ханство, Казахстан, Казахстанцы, наказание, пенитенциарная система, пытки, суд, суд биев, рабы, пленные, увечья, камча, заключенный, история Казахстана

В центре системы юстиции в Казахском ханстве всегда стоял вопрос возмещения ущерба. Это было главным мерилом наказаний за большинство преступлений. Поэтому основными наказаниями для подавляющего числа степного населения были имущественные наказания – штрафы, взыскания и т.п. Они делились на две категории: собственно штраф (обычно он выплачивался скотом) или ценные подарки (конь, чапан, драгоценности). 

 Пытки, аксакалы, баи, бои, гулаг, казахской ханство, Казахстан, Казахстанцы, наказание, пенитенциарная система, пытки, суд, суд биев, рабы, пленные, увечья, камча, заключенный, история Казахстана

Первое предполагалось за более тяжелые проступки, второе- за менее. Как правило за кражи, оскорбления, нарушения семейно-брачных законов и т.п. 

 Пытки, аксакалы, баи, бои, гулаг, казахской ханство, Казахстан, Казахстанцы, наказание, пенитенциарная система, пытки, суд, суд биев, рабы, пленные, увечья, камча, заключенный, история Казахстана

Существовала и своего рода штрафная такса. Это так называемые «девятки» — тогызы.  Девятью головами скота или ценными вещами. Различались следующие виды штрафов:

1. Бас-тогыз включал в себя верблюда и восемь голов скота других видов;

2. Орта тогыз, начинающийся с лошади;

3. Аяк тогыз, начинающийся с быка;

4. Токал тогыз, включающий в себя только баранов;

5. Аиып ат-шапан — лошадь и дорогой халат.

 Пытки, аксакалы, баи, бои, гулаг, казахской ханство, Казахстан, Казахстанцы, наказание, пенитенциарная система, пытки, суд, суд биев, рабы, пленные, увечья, камча, заключенный, история Казахстана

Можно было, к примеру, расплатиться и рабами. Как правило, рабами были пленённые в войнах и междоусобицах люди. 

 Пытки, аксакалы, баи, бои, гулаг, казахской ханство, Казахстан, Казахстанцы, наказание, пенитенциарная система, пытки, суд, суд биев, рабы, пленные, увечья, камча, заключенный, история Казахстана

За тяжкие преступления назначался кун – материальное возмещение за смерть или увечье человека. Потерпевшая сторона могла выбрать либо кровную месть, либо кун. Большинство предпочитало второе.

 Пытки, аксакалы, баи, бои, гулаг, казахской ханство, Казахстан, Казахстанцы, наказание, пенитенциарная система, пытки, суд, суд биев, рабы, пленные, увечья, камча, заключенный, история Казахстана

– Изучая те времена, мы, историки, обратили внимание на то, что люди не так часто требовали жестоких наказаний или смерти за убийства или телесные увечья. Они исходили из понимания, что пытками и мучениями убитого человека не вернёшь. И в целом надо понимать, что в случае судебных разбирательств в качестве судебных сторон выступали не отдельные люди, а общины: семья, клан, аул и т.п. Как правило, они и выплачивали штрафы за своего провинившегося представителя.


 Пытки, аксакалы, баи, бои, гулаг, казахской ханство, Казахстан, Казахстанцы, наказание, пенитенциарная система, пытки, суд, суд биев, рабы, пленные, увечья, камча, заключенный, история Казахстана

Но неужели всё обстояло настолько миролюбиво и цивилизованно, и пытки — всего лишь стереотипы современника о прошлых веках? Конечно же, нет! Те времена были далеки от нынешних представлений о гуманизме. Уже упомянутая система работорговли это подтверждает. Как правило, такие пленники целиком и полностью зависели от характера своих хозяев. Кому попался добрый, тем повезло. Кому злой садист, получал весь набор хозяйского произвола: побивание плетьми, заключение в зинданы, морение голодом и т.п.  Впрочем, это не самые тяжёлые наказания. За попытку сбежать рабам надрезали пятку и вшивали туда конский волос – он не приживался, и пятка постоянно кровоточила и гноилась. 

 Пытки, аксакалы, баи, бои, гулаг, казахской ханство, Казахстан, Казахстанцы, наказание, пенитенциарная система, пытки, суд, суд биев, рабы, пленные, увечья, камча, заключенный, история Казахстана

К слову, и утверждение об отсутствии тюрем также не вполне верно. Действительно, их не было на большей, кочевой части Казахского ханства. А вот на оседлом юге, в Туркестане, Таразе, Сыгнаке, Ташкенте, они, конечно, были. Впрочем, содержались там люди только на этапе судебного следствия, до вынесения приговора. Наказаний в виде лишения свободы в принципе не предусматривалось. Так что подобные тюрьмы можно считать аналогами современных следственных изоляторов. Пребывать там даже на этапе следствия было испытанием не из лёгких. Чаще всего людей держали в земляных подвалах. Даже сегодня археологи при очередных раскопках иногда не понимают, что они обнаружили: зиндан или зернохранилище. 

 Пытки, аксакалы, баи, бои, гулаг, казахской ханство, Казахстан, Казахстанцы, наказание, пенитенциарная система, пытки, суд, суд биев, рабы, пленные, увечья, камча, заключенный, история Казахстана

Когда ещё применялись пытки? Известны случаи наказаний за оскорбления Корана. За такое преступление могли привязать к лошади и заставить виновного бежать следом. А когда тот выбивался из сил, лошадь тащила его волоком по земле. Также наказывали, вымазывая дёгтем или сажей. Самым унизительным считалось подвергнуть побиванию камчой при всём честном народе. Нередко после такого наказания побитые предпочитали сами покончить с собой, настолько это было позорно.  Причём такие наказания выносились исключительно внутри общины – человек извне никоим образом не мог потребовать такого наказания для члена другой общины. 

 Пытки, аксакалы, баи, бои, гулаг, казахской ханство, Казахстан, Казахстанцы, наказание, пенитенциарная система, пытки, суд, суд биев, рабы, пленные, увечья, камча, заключенный, история Казахстана

Крайне редко, но всё же применялось побивание камнями. Подобные случаи отражены в казахском народном эпосе. К примеру, в поэме «Калкаман-Мамыр», когда влюбленные оказались родственниками ближе седьмого колена. Или в поэме «Енлик-Кебек», когда девушка была сосватана, за неё был уплачен калым, а другой влюблённый в неё юноша буквально увёз девушку из-под венца. Как правило, бии, строгие хранители нравов, за такие проступки могли назначить наказание в виде побивания камнями. Такое отпечаталось в народной памяти. Письменные источники также приводят подобные примеры. 

 Пытки, аксакалы, баи, бои, гулаг, казахской ханство, Казахстан, Казахстанцы, наказание, пенитенциарная система, пытки, суд, суд биев, рабы, пленные, увечья, камча, заключенный, история Казахстана

Многие наверняка вспомнят и пытки, описанные Чингизом Айтматовым в романе «И дольше века длится день». Леденящие душу описания превращения людей в манкуртов, когда пленникам сначала обривали голову, а потом надевали на них верблюжью шкуру и оставляли на пекле, скорее являются художественным вымыслом. Никаких документальных свидетельств о реальности таких пыток по сей день не найдено. 

 Пытки, аксакалы, баи, бои, гулаг, казахской ханство, Казахстан, Казахстанцы, наказание, пенитенциарная система, пытки, суд, суд биев, рабы, пленные, увечья, камча, заключенный, история Казахстана

По мере того, как Казахстан стал частью Российской империи, судебная система также стала меняться. Впрочем, не очень сильно. Основная система внутриобщинных судебных отношений, судов биев осталась неизменной. Тем не менее некоторые изменения последовали незамедлительно.  Для так называемых «антигосударственных» преступлений со второй половины XIX века стали вводиться тюремные заключения. Они предусматривались за порчу железных дорог, атак на почты, телеграфы, а также прямые выступления против властей Российской империи. В частности, за последнее в тюрьме довольно долго просидел известный композитор Курмангазы Сагырбаев. Более короткие сроки отбыли и будущие члены партии «Алаш» Алихан Букейханов и Ахмет Байтурсынов в период революции 1905-1907 годов. 

 Пытки, аксакалы, баи, бои, гулаг, казахской ханство, Казахстан, Казахстанцы, наказание, пенитенциарная система, пытки, суд, суд биев, рабы, пленные, увечья, камча, заключенный, история Казахстана

Попытки изменить традиционную судебную систему казахов постепенно прекратились. Царская власть не видела в них особой опасности, так как разбирали они, как правило, сугубо криминальные или имущественные споры. Памятен случай, описанный востоковедом Михаилом Готицким в 1885 году: сын одного русского купца убил нечаянно на охоте казаха, после которого оставалась вдова с ребёнком. Родственники убитого, не доводя случившегося до сведения полиции, тотчас явились к генерал-губернатору и попросили не применять к убийце строгих русских законов, так как в материальном отношении применение их не могло ничем вознаградить вдову покойного. Просьба была удовлетворена, и отцу невольного убийцы было предложено уплатить қун соразмерно цене 25 лошадей. 

 Пытки, аксакалы, баи, бои, гулаг, казахской ханство, Казахстан, Казахстанцы, наказание, пенитенциарная система, пытки, суд, суд биев, рабы, пленные, увечья, камча, заключенный, история Казахстана

По-разному относились царские и бийские суды к барымте (угону скота у соседей). Чаще всего для казахов угон скота был инструментом судебных решений: когда виновного приговорили к штрафу скотом, а тот медлил с его выполнением. Чаще всего в таких случаях недовольные решением бийского суда общины подавали иски в императорские суды. А там за барымту могли наказать уже по имперским законам. Но чаще всего барымта так и оставалась решением споров на внутри- и межобщинном уровне. Царские власти не вмешивались в бийские суды, хотя старались влиять на результаты выборов биев, чтобы контролировать судебную систему на местах. 

 Пытки, аксакалы, баи, бои, гулаг, казахской ханство, Казахстан, Казахстанцы, наказание, пенитенциарная система, пытки, суд, суд биев, рабы, пленные, увечья, камча, заключенный, история Казахстана

В таком виде система наказаний просуществовала вплоть до Первой мировой войны. Если точнее, до восстания 1916 года. Тогда законы мирного времени перестали действовать, и против восставшего населения пошли традиционные виды репрессий и устрашений. Применяли и расстрелы, но самым частым видом казни были повешения. 

 Пытки, аксакалы, баи, бои, гулаг, казахской ханство, Казахстан, Казахстанцы, наказание, пенитенциарная система, пытки, суд, суд биев, рабы, пленные, увечья, камча, заключенный, история Казахстана

После революции 1917 года ожесточение нравов достигло апогея. Взаимно уничтожающий террор в эпоху гражданской войны быстро удалил налёт цивилизованности с людей. В ход пошли самые страшные пытки: привязывание людей к пароходному колесу, подвешивания и дыба. 

 Пытки, аксакалы, баи, бои, гулаг, казахской ханство, Казахстан, Казахстанцы, наказание, пенитенциарная система, пытки, суд, суд биев, рабы, пленные, увечья, камча, заключенный, история Казахстана

Расстрелы вовсе стали делом будничным. По части жестокости в ту пору отличились и красные, и белые. Знающим историю гражданской войны памятна жестокость белого атамана Анненкова, чьи бойцы рубили шашками своих противников. А Алматы (в годы «гражданки» бывший ещё Верным) сохранил в памяти историю о том, как на крыльце Казанского собора в 1919 году на территории храма неустановленные бандиты, предположительно красные или анархисты, сожгли православного священника, иерея Парфения (Красивского). Он не захотел отречься от веры, как этого требовали они. Уже в XXI веке он был прославлен в лике святых новомучеников. На месте его трагической гибели до 1934 года стоял памятный крест.

 Пытки, аксакалы, баи, бои, гулаг, казахской ханство, Казахстан, Казахстанцы, наказание, пенитенциарная система, пытки, суд, суд биев, рабы, пленные, увечья, камча, заключенный, история Казахстана

Кровавая вакханалия продолжалась вплоть до начала 1920-х, когда более-менее наметилась передышка. И хотя советская власть весьма решительно учреждала новые судебные и даже карательные институты, до конца 1920-х годов в Казахстане ещё оставался элемент старой судебной системы – суды аксакалов. Тогда советская власть, дабы не провоцировать «басмачество», пошла на уступки традиционным обычаям казахов и других народов Средней Азии. 

 Пытки, аксакалы, баи, бои, гулаг, казахской ханство, Казахстан, Казахстанцы, наказание, пенитенциарная система, пытки, суд, суд биев, рабы, пленные, увечья, камча, заключенный, история Казахстана

Но предстояла всеобщая коллективизация, и власти решили ликвидировать эту аномалию, доставшуюся от времён Казахского ханства. Наступала новая история, в которой любая связь с судебной системой старой казахской степи была разорвана. 

Источник -  voxpopuli.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...