Несмотря на то, что Алматы, по всем признакам, вытеснил из ономастического поля Алма-Ату, страсти по поводу переименования не стихают. Особенно в сетях. Где поборники Алматы пытаются побороть соперников сильными аргументами о «чуждости» упраздненного названия местной топонимике. В ход идут такие абсурдные, но сильные доводы как то, что «Алма-Ата» – это имперская «русская выдумка».
По моему убеждению, историю в основном используют не по назначению. Выискивая в ней в основном аргументы для собственной исключительности и, таким образом, отделяя себя ото всех прочих. Тех, с кем веками соседствовали, сосуществовали и худо-бедно уживались рядом. Для меня стократ интереснее та история, которая не разделяет, а напротив – соединяет и объединяет соседей. Пристрастно всмотревшись, можно обнаружить, что она просто переполнена связующими нитями, которыми переплетено все и вся. Живем-то на одной планете.
Индия, как доподлинно ведает ныне любая гламурная девица, подключенная через верный гаджет к сетевой ноосфере – «страна чудес». В которой шага ни ступи, обязательно запнешься о какую-нибудь «тайну». Наряду с «баснословными сокровищами» в прошлом и «дешевыми товарами» ныне, эти «чудеса Индии» вечно заманивали туда бездну разномастных проходимцев, разнокалиберных искателей и разнобюджетных туристов. Особая духовная эволюция и сакральная атмосфера субконтинента как магнит тянули к себе эзотериков, мистиков и откровенных шарлатанов. А вслед за ними тянулись легионы «учеников», диадохов и прочих послушников.
«Закрытая женщина Востока» – это то, что наиболее сильно привлекало к себе внимание западных наблюдателей. Паранджа, скрывающая лица, была той вечной темой, в которой Европа черпала аргументы для обоснования своей прогрессивности в отношении «диких азиатов». А «нескромный взгляд из-под чадры» равно питал вдохновение европейских писателей-романтиков.
Массовый коммерческий туризм негативно воздействует не только на природные памятники, превращенные в «достопримечательности» и утратившие свою первозданную суть. Не менее разрушительно тотальная распродажа всего и вся воздействует и на памятники культуры. Которые перестают нести свою заповеданную суть, питающую вдохновение и транслирующие достижения, и превращающиеся в банальные декорации для всеракурсных съемок все одного - себя, родимого.
Музей казахских народных музыкальных инструментов в Алматы уникален. Подобные хранилища имеют мало аналогов даже в Европе, где традиционная музыкальная культура давно стала неотъемным признаком культурности. Но еще неизвестно, кто был музыкальнее – рафинированные европейцы, приходившие слушать концерты с нотными партитурами произведений, или природные азиаты-кочевники, съезжавшиеся за сотни километров для того, чтобы послушать песенное состязание любимых акынов!
Белое море… Соловки… Вода и земля. Белое и черное. Белые ночи и черные дни. Беленые стены храмов и черные грязи болот. Березы из светлого золота и темно-замшелые свечки елей. Стихия моря, стихия суши. Связанные мертвым узлом вечно живого неба. Вороны и чайки, вперемежку. На крестах храмов.
Огромные статуи – признак величия того, кто их воздвиг. Так, по крайней мере, полагают сами инициаторы. Среди колоссов наиболее органично и естественно выглядят вовсе не изображения людей. А статуи божеств. Они, кстати, всегда долговечнее тех памятников, которые всуе ставят своим современникам (а то и себе), не прошедшим утверждения историей.
Сентябрь в СССР был пиком уборочной страды. Сами колхозы и совхозы не способны были справиться с урожаем своими силами. С коллективизацией что-то шло не так с самого начала, а к 1960-м стало ясно, что аграрный сектор СССР буксует всеми своими колесами. Потому-то на подмогу им каждую осень отправлялся солидный десант помощников.
21 сентября Православная Церковь отмечает один из двунадесятых праздников – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. И в этот день я переношусь своим мысленным взором туда, где и произошло столь знаковое событие, послужившее прологом всему тому, что перевернуло мир и поменяло само летосчисление. В Иерусалим.
Новая «зеленая политика» в Алматы нацелена на экзотические насаждения. На смену стройным пирамидальным тополям и развесистым карагачам приходит… Нечто невиданное! Похоже, власти не понимают, что тем самым уничтожают исконное своеобразие вверенного им города.
Великие – велики во всем. Потому к ним нужно присматриваться особенно пристально. Сегодня мне хотелось бы обратиться к дружбе двух «знаковых» представителей казахского и русского народов. Шокана Валиханова и Федора Достоевского. Не случайно именно она стала, быть может, наиболее сильным и зримым воплощением той взаимной симпатии, которая и поныне прочно связует два народа. Идеалом, к которому нужно стремиться, и славным примером для подражания.
Самый масштабный крестный ход мне довелось наблюдать десять лет назад в Санкт-Петербурге. Возможно, это был вообще-то самый масштабный в новой России крестный ход. Как утверждали организаторы, тогда в нем приняли участие 100 000 человек.
Старый казачий выселок у подножия Кетменя давно носит и совсем иное название, да и населен в целом вовсе не потомками старожилов. Тем не менее любой, кто интересуется историей Семиречья и историей православия в Семиречье, вряд ли может миновать этот отдаленный населенный пункт, расположенный ныне вовсе не на бойком почтовом тракте.
Великий Хан-Океан, чья ошеломляющая жизнь начисто затерла воспоминания о незадачливом царевиче Темучине (Тэмуджине), сыне Есугэй-баатура из знатного рода Борджигинов, умер в августе 1227 года. И сразу же как бы раздвоился для истории.
Обычно города исчезают тогда, когда население теряет стимулы для нормальной жизни и перспективы дальнейшего процветания. Причинами тому могут быть изменения климата, переориентация экономики, перенос торговых путей, но основное – войны и разрушения.
Каждое мало-мальски знаковое место Земли понацепляло за свою историю великое множество ярлыков и штампов. При упоминании Рима в голову сразу лезут: «вечный город», «семь холмов», «гуси-спасители», «кариесный зуб Колизея», Капитолий и Пантеон, «римские каникулы», «римский папа», «римское право», синьоры Буратино и Чиполлино, повешенный вверх ногами Муссолини, сосущие волчицу карлики Ромул и Рем, голливудский триумф Цезаря с участием Тейлор-Клеопатры, сработанный рабами водопровод, закатанные глазки повествующего о Нероне Радзинского, разнузданные болельщики Ромы, хоронящиеся в катакомбах христиане, милое русское слово «стибрить», «родные пенаты», вандалы-разрушители, девственные жрицы храма Весты... Уже многовато?!
Непал можно со спокойной совестью отнести к самым упертым в своей консервативности государствам мира. В Непале и ныне празднуют то, что праздновали отцы, деды, деды дедов и еще десятки поколений пращуров. И делают это так, как было заповедано неизмеримо ветхими традициями.
Для массового потребителя туристических услуг Гоа – это белые песчаные пляжи, теплые голубые воды Аравийского моря, трепетные ваи осеняющих побережье пальм, шумная интернациональная тусовка, манящие алибабаевским нутром сувенирные лавки, приятные курортные приключения и обязательные фото на фоне всего этого счастья. Однако этот Гоа появился очень недавно.
Ныне, когда социальные сети заменили человечеству и ум, и честь, и совесть, каждый желающий легко может в пару кликов стать всем, чем только душа пожелает. Чтобы стать личностью (героем, пророком, глашатаем, на худой конец – украшением) хомосапиенсу (сиречь – человеку разумному) больше не нужно тратить лучшие годы на учебу и самосовершенствование, всякие дерзания и искания – достаточно наличия двух кнопок на «мышке» и хотя бы одной извилины вне ПК. Все остальное сделает за тебя Великая паутина.