Рассказываем о страшных историях, после которых вам будет жутко ночевать в горах. В основу некоторых из них легли реальные события со времен Верного.
Для заядлых любителей гор легенды – неотъемлемая часть посвящения новичков. Из года в год мифические истории передаются от старшего поколения молодому. Собрали будоражащие рассказы, чтобы было чем удивить слушателей в лагере под светом луны и звезд.
Легенду о черном альпинисте можно назвать одной из самых известных в мире горного туризма. Считается, что и алматинские горы не исключение, и здесь есть свой призрак. История рассказывает о товарищах, которые отправились вдвоем в сложный поход. Однако на маршруте их застала непогода, из-за чего идущий сверху ради своего спасения отрезал страховочную веревку друга. Теперь альпинист бродит по горам, заглядывает в палатки туристам, разглядывая их лица в поиске того самого "друга".
Новичков часто пугают тем, что если спать ногами к выходу из палатки, то черный альпинист вытащит вас из нее, чтобы посмотреть на лицо. Плохой приметой считается и увидеть вдалеке силуэт черного альпиниста во время похода. Поверье настоятельно рекомендует развернуться и начать спуск, потому что иначе с группой произойдет несчастье.
Белый старец на Кок-Жайляу
Плато пользуется завидной популярностью у туристов, в том числе и для кемпинга. Белого старца описывают как высокого мужчину с длинной бородой, посохом и шахматной доской. Появляется он якобы в непогоду.
Путникам он предлагает сыграть партию шахмат, и в случае согласия после игры погода проясняется и выходит солнце. При отказе все становится наоборот – тучи сгущаются, туман усиливается, а старец пропадает также загадочно, как и появился, оставляя неприветливых туристов наедине со стихией.
Удивительно, но белый старец – не плод воображения, а образ реального жившего человека – деда Дадона, который был топографом и «ходячей энциклопедией». Преданье не сохранило его фамилии, зато известно, что ученого часто встречали на Кок-Жайляу.
Как утверждают старожилы, в рюкзаке у Дадона всегда лежали шахматы. Судьба мужчины неизвестна, но легенда о нем живет по сей день.
Кто в домике живет?
На склонах Заилийского Алатау довольно часто можно встретить горные домики. Среди новых, предназначенных для туристов, есть и ветхие заброшенные строения. Про одно из таких, расположенных высоко в горах, рассказывают жуткую историю.
Якобы дом проклят, и каждый вошедший туда от увиденного падает от страха замертво. Возникает он на пути у тех, кто заблудился в горах и думает, что нашел пристанище для ночлега. Однако, заглянув внутрь, можно от страха поседеть в миг.
Очевидно, никакой конкретной локации этого жилища в легенде не указывается, потому туристам рекомендуют быть осмотрительными на всех маршрутах. На всякий случай.
Алма-арасанская дева
Многие алматинцы с детства слышали историю про алма-арасанскую деву. У тех, кто ездил на каникулах в лагерь "Юный домостроитель", и вовсе был ночной поход, во время которого вожатые облачались в простыни и пугали новичков.
История девы – типичная история неуспокоенной женской души, которая бродит в горах в поисках своего любимого. По легенде парень и девушка отправились в поход, во время которого на вершине горы он предложил любимой стать его женой. На спуске пару настигла непогода, снег и буря. Девушка потеряла своего спутника, долго блуждала и замерзла. Теперь душа несчастной бродит по ночам и ищет своего жениха. Согласно примете, встретить деву – к снегопаду.
Легенда о монахах
Одна из наиболее известных легенд, которая основана на истории реально живших людей – легенда о монахах. В 1918 году верненские монахи Серафим и Феогност ушли в горы, подальше от мирской суеты. Первоначальным пристанищем для них стало урочище Медео, где в горе Мохнатка они построили подземную церковь. Святыня сохранилась по сей день. Позже, в поисках более уединенного места, монахи отправились в Аксайское ущелье.
Серафим и Феогност были одними из тех, кто пострадал во время гонений на священнослужителей после Октябрьской революции. Несмотря на удаленность от города, верующие преодолевали путь ради участия в богослужении, которого были лишены из-за прихода новой власти. Беда настигла ничего не подозревающих монахов в ночи, когда красноармейцы, притворившись путниками, убили Феогноста и Серафима. Сегодня на месте мученической кончины священнослужителей расположен Аксайский скит.
Позднее среди туристов возникла легенда о монахах, бродящих по горам в поисках места для храма. Однако их не стоит пугаться: увидеть святых считается приметой к удаче.
Медвежья тропа
По пути на "Просвещенец" есть Медвежья тропа. Называется она так из-за обилия косолапых, которые обитали здесь в прошлом веке. От лесников часто можно услышать страшную байку о духе матери-медведицы, которая пугает тех туристов, кто неуважительно относятся к природе.
Согласно легенде, охотники как-то набрели на эту тропу и встретили медведицу с медвежатами. Охотники убили мать, забрав детенышей с собой. Так и бродит она в поисках своего потомства, насылая неудачи горе-туристам.
Призраки на дне озера Иссык
В записях исследователей сохранились данные о жуткой попытке изучить дно Иссыка и понять, почему же там не водится рыба. До разрушительного селя 1963 года на дно водоема погружался водолаз, который спустя считанные минуты начал дергать веревку, сигнализируя о том, чтобы его немедленно подняли наверх.
Оказавшись в лодке, на нем не было лица: задыхаясь, он рассказывал о людях, которые, словно живые, стоят на дне озера. Проверить информацию об утопленниках невозможно – сель фактически полностью уничтожил Иссык, озеро восстанавливалось с нуля. Однако многие туристы отмечают, что ночевка близ "мертвого" озера – одна из сложнейших, так как атмосфера тут жуткая, а ночью часто можно услышать странные звуки.
Тайны японской тюрьмы
Фото: Никита Спивак.
Популярный маршрут – Японская дорога. Она расположена вдоль узкоколейных железнодорожных путей и горной системы водосброса "Каскад". Название Японская она получила из-за того, что в середине прошлого века была построена японскими военнопленными.
Несмотря на то что шахты для проветривания заколочены металлическими заборами, некоторые туристы умудряются пробраться внутрь. Оказавшись в полной темноте и сырости, любители экстрима ищут катакомбы, в которые якобы были замурованы пленные, не выдерживающие тяжелой работы. Среди туристов ходит поверье, что души военнопленных до сих пор находятся в горах, и горе тому, кто их потревожит.