Радикализм можно победить мощью знания, а не оружия | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Радикализм можно победить мощью знания, а не оружия

826
9 минут
Радикализм можно победить мощью знания, а не оружия

После трагических событий в 2011 году в Жанаозене, терактов в 2016-м в Актобе и Алматы, после кровавого Кантара 4-6 января нынешнего года пришло осознание, что нам объявлена война, что общество подвергается атакам определенных сил. 

Эксперты определяют их как псевдорелигиозные экстремистские организации. Причем война ведется не только на улицах городов, но и в умах наших сограждан.  Приверженцы нетрадиционных религиозных течений много лет убивают казахстанцев, жгут и крушат здания на улицах наших городов, а попутно разрушают базовые традиционные ценности в убеждениях людей. И это проблема не только нашего региона. 

На VII Съезде лидеров мировых и традиционных религий, который на днях закончил свою работу в столице Казахстана, на одном из заседаний участники вместе работали над созданием механизмов эффективного взаимодействия религиозных и общественных организаций в противодействии экстремизму, радикализму и терроризму. Эту же задачу решают специалисты разных организаций, работающие в казахстанских городах.

Думающий человек всегда пребывает в поисках основ и смыслов жизни. Он ищет и обращается к разным источникам - книгам, религии, объединениям единомышленников. Подчас за них себя выдают скрытые враги, которые очаровывают своих последователей псевдорелигиозными идеями, обещают рай на земле. Вербовщик сулит все блага, если человек последует предписаниям псевдо-учителя. Женщинам обещают то, чего они жаждут – обрести в обещанной «сказочной стране» семью, любовь, материальное благополучие. Заражают идеями радикализма и мужчин. Профессионалы по промывке мозгов знают, какое страшное реальное будущее ожидает их жертв в зоне боевых действий, и не испытывают к ним ни малейшей жалости.

Вспомним операцию «Жусан» по вызволению из Сирии наших соотечественников.  Трагически сложились судьбы сотен казахстанских семей, которые устремились в охваченную войной Сирию под агитками псевдорелигиозных экстремистов. Финал драмы был оптимистичным – в ходе уникальной гуманитарной спецоперации, проведенной КНБ РК и правоохранительными органами, из зоны вооруженного конфликта были вывезены на родину в Казахстан сотни детей, женщин, десятки мужчин. Страна вырвала своих граждан из лап экстремистов. По словам Мирхата Муратовича Мадиярова, к.и.н., руководителя Реабилитационного центра РОО «Контртеррористический комитет», «возвращение оставшихся в Сирии на Родину было делом чести нашей Республики. Акция воодушевляет не только возвращающихся, она придает уверенность гражданам в том, что Казахстан заботится обо всех, в том числе о заблудившихся в выбранном жизненном пути».

news4133.jpg

Мирхат Мадияров

Мирхат Мадияров убежден: «Во времена экономической стагнации, потери дохода, беспокойства о завтрашнем дне и элементарной нехватки прожиточного минимума люди начинают проявлять активность и ищут пути выхода из некомфортной зоны. Одна часть идет к медиумам, гадалкам, баксы, астрологам и нумерологам. Вторая -  уходит в рэкет, торговлю людьми, рейдерство, сутенерство, лжепредпринимательство, мошенничество, наркоторговлю. Остальные пытаются найти ответы на свои трудные жизненные вопросы в религии, у Всевышнего».


Материальный интерес

 Но основная масса жертв идеологической обработки – это те, кто финансово мало обеспечен.  Здесь, по мнению Мирхата Мадиярова, и подстерегает новообращенных опасность и соблазн: «Как известно, основной мотивацией участия в зонах боевых действий является материальный интерес. Срабатывает фактор религиозной неграмотности части населения, молодежи. Ищущему знания в вопросах духовного просвещения быстро предоставляют ответы те, кто вооружен мощным информационным и материальным ресурсом. Они ответят на все вопросы, исходя из своей идеологии, подчас пагубной».  


По первому клику

По мнению специалистов, работающих с проблемами влияния деструктивных сект на граждан Казахстана, в последние 2-3 года их деятельность заметно активизировалась, что представляет угрозу государству и обществу. Уверен в этом руководитель Управления по делам религий города Алматы Нурлан Медсантович Кикимов: «Религиозным экстремистским объединениям противостоят сплоченные силы - органы правопорядка. Организации, в составе которых – сотрудники прокуратуры, полиции и других государственных органов. Действуют давно и слаженно, имеются рабочие группы, советы. Специалисты встречаются на консилиумах. Обмениваются информацией, намечают планы действий, принимают совместные решения, взаимодействуют в том числе и с обществом». 

news4134.jpeg

Нурлан Кикимов

Поле деятельности команды Управления по делам религий города Алматы под руководством Нурлана Кикимова – сотрудничество с религиозными объединениями, а также с отдельными гражданами: «Основной акцент работы мы делаем не столько на самих деструктивных организациях, сколько на граждан, попавших под их негативное влияние. Сложность заключается в том, что люди пользуются интернетом. По первому «клику» человек получает на любых ресурсах, включая Google, соцсети, интересующие его сведения, в том числе об экстремистских организациях. В стране нет таких рычагов ограничения всемирной паутины, как в Китае, где создана собственная сеть, которую контролируют власти. Система немедленно блокирует вредную информацию, если обнаружено малейшее проявление к ней интереса со стороны пользователей». 


В вузах и на базарах

Специалисты Управления занимаются профилактикой религиозного экстремизма и терроризма, идут к студентам, в рабочие коллективы разных сфер.  Выявляют лиц, проявляющих интерес к запрещенным организациям. Работники Управления ведут профилактическую работу, разъясняют пагубность, опасность псевдорелигиозной идеологии, чтобы люди могли распознать «сладкоголосых» зазывал-экстремистов. Нурлан Кикимов приоткрывает некоторые механизмы действий: «Наши сотрудники работают на территории рынков города, в мечетях, мы идем в намазхану в разных районах города. Нами определены места скопления маргинальной молодежи, безработных. Концентрируем внимание на тех, кто явно подвержен влиянию сект. Организуем встречи на базарах, в торговых центрах, договариваясь предварительно с администрацией. Мы общаемся с людьми, разъясняем, как работают вербовщики псевдорелигиозных организаций, предостерегаем их. Условия и ситуации бывают разными. Нет определенных жестких стандартов, ориентируемся и действуем по обстоятельствам». 


Лидеры конфессий в Алматы

 Значительно меньше подобных акций проводит Управление по делам религий города Алматы с христианской частью населения. Нурлан Кикимов объясняет, почему: «Эта категория верующих не так многочисленна, и от христианских, православных организаций не исходит общественной или государственной угрозы». Руководитель Управления регулярно организует встречи с отдельными лидерами, а также с главами различных религиозных объединений: «Я объясняю основную задачу Управления - вести профилактику религиозного экстремизма и терроризма. Приглашенные на встречу казахстанские лидеры традиционных религиозных объединений относятся с пониманием к нашим усилиям и поддерживают нас в вопросе профилактической деятельности.  В своей работе мы также обращаемся к признанным экспертам в своей сфере, - к историкам, богословам, философам, теологам, принимаем к сведению их опыт, рекомендации. В своей ежедневной работе руководствуемся самыми важными задачами, здравым смыслом. Принимаем решения, нацеленные на соблюдение интересов государства и общества, их безопасность».


Согласие и братство

Однако важно не только бороться с религиозными экстремистами, но и развивать традиционные конфессии, коих в Алматы имеется 18 (по данным Министерства информации и общественного развития РК). Так, Управление по делам религий города контактирует с представителями почти всех традиционных религий, сотрудничает в проекте "30 лет стабильности и мира в светском Казахстане" и в реализации других совместных акций. Нурлан Кикимов активно участвует в работе по поддержанию межконфессионального согласия: «Каждая религиозная организация представляет свои интересы, свою доктрину. С самого начала было непросто найти общий язык для того, чтобы обеспечить межконфессиональное согласие. Но благодаря представителям наших религиозных объединений, не в последнюю очередь - православной церкви, мы значительно преуспели в этом направлении. И не остановились на этом, а продолжаем двигаться. Мы не только сохраняем межконфессиональное согласие, но, следуя международной модели, развиваем отношения, добиваясь того, чтобы они были братскими».

Мирхат Муратович Мадияров считает, что радикальная идеология проникает в первую очередь в то общество, где нет своей идеологии, основанной на самобытной культуре, традициях и обычаях народа: «Вражеская идеи заселяются туда, где стираются семейные, культурные ценности, призывающие к добродетели, человечности, человеколюбию, правдивости и честности. Под удар чуждой идеологии попадают ислам и православие, иные традиционные конфессии».

news4135.jpg

Александр Суворов

Александр Суворов, председатель Отдела по взаимоотношениям церкви и общества Православной церкви Казахстана, участник VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане, высказывает свое суждение о том, почему террористы своим знаменем взяли исламский флаг: «Это относится к политтехнологиям. В свое время проблему изучил Алексей Васильев, академик Российской академии наук, президент Центра цивилизационных и региональных исследований РАН. В монографии «Пуритане Ислама?» он исследовал факт того, как британцы выковывают из ближневосточной религии значимую политическую силу. Так западные державы, и в особенности Великобритания, используют этот ресурс для борьбы за влияние на Ближнем Востоке. Именно так и был порожден "исламский терроризм". Я рассматриваю этот феномен в первую очередь как проект политический, а вовсе не религиозный. И то, что мы не втянуты в подобную чудовищную политику, - большое благословение для нас». 


Ответить на ненависть силой образования

Участники VII Cъезда лидеров мировых религий высказались о том, что осознают свою ответственность в противодействии терроризму и экстремизму. Спикеры съезда подчеркивали, что они являются сторонниками универсального братства. И определяли механизмы совместных действий религиозных и общественных организаций против экстремизма, радикализма и терроризма. 

news4136.jpg

Митрополит Антоний

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний еще в день открытия VII Съезда обратился к собравшимся с вопросом: «Почему мы не придаем должного значения проблемам терроризма и экстремизма?  А ведь эти факторы обретают значительный размах в моменты кризисов, потрясений, которые мы переживаем сегодня. Мы понимаем, что ответ на все вызовы современности возможен лишь в условиях активного и всеохватного диалога лидеров всех религий». 

news4137.jpg

Ирина Бокова

Ирина Бокова, генеральный директор ЮНЕСКО, политический и общественный деятель Республики Болгария, выступила на секционном заседании съезда, где обсуждался вклад религиозных лидеров и политиков в продвижение глобального межрелигиозного диалога и мира и противодействие экстремизму, радикализму и терроризму. Ирина Бокова говорила о том, что экстремисты боятся культуры, потому что она - олицетворение ценностей терпимости, понимания: «Мы не в состоянии победить экстремизм, применяя оружие. Наша задача дать те ценности, которые отвечают на ненависть всей мощью знания, возможностями образования».

news4138.jpg

Имам Мохамад

А президент и основатель Фонда обмена и сотрудничества цивилизаций Имам Мохамад Башар Арафат подчеркнул: «Вы можете прочесть в Священной книге - Коране, что установление мира и спокойствия в нашем общем доме это - обязательство людей всего мира. Пусть мусульмане и представители иных конфессий крепко возьмутся за руки, чтобы в единстве осознать это».


Источник -  dknews.kz
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также