Алматинка-иконописец рассказывает о работе, деньгах и вере.
Иконописец – мастер, специализирующийся на создании икон. По преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, проживавший в первом столетии нашей эры. Отсюда можно сделать вывод о возрасте профессии: почти 2000 лет.
Вопреки стереотипам, которые малюют иконописца как некого старца с краской на бороде, многие современные иконописцы – совсем молодые люди и девушки. Как, например, Галина Киселева из Алматы. Художница не побоялась работать над первообразом казахстанского новомученика Парфения Красивского, участвовала в росписи Вознесенского кафедрального собора и Александро-Невского храма в Алматы.
Сегодня икона – произведение церковно-литургического искусства, а художественные принципы, применяемые в работе над созданием икон, утвердились в виде канонических норм. Отличает художника от иконописца традиция, согласно которой второй является проводником божественной истины. Профессия требует выдержки и умения удержать творческую натуру в заданных рамках.
Галина обучалась в Палехском художественном училище им. А. М. Горького, основанном в 1936 году. Знаменитое в своих кругах учебное заведение подарило миру не один десяток мастеров. Оно находится в городе Палех, Россия.
«Во время обучения у нас не было конкретного предмета иконопись, но был специализированный курс, на котором мы изучали данное направление, и посвятили ему год. Преподаватели рассказывали все о технике и ее применении, красках, стилях. После окончания практически сразу меня пригласили работать в иконописную мастерскую в Палехе, перерыв между началом работы и учебой был буквально пару месяцев. У меня вся жизнь в таком темпе, совсем не умею отдыхать». Галина Киселева
Как и во многих профессиях, обучение ремеслу проходит непосредственно во время начала работы. Начиная выполнять базовые задания, новичок постепенно переходит в категорию «мастер».
«Мастерская набирала студентов именно для первоначальных работ. Есть перечень обязанностей, которые не требуют высокого мастерства: где-то раскрасить, сделать подготовку. С таких вещей начинают свой путь студенты. В нас вкладывали много знаний, чему я безмерно благодарна. Все, что сейчас умею, все азы получила работая там, в иконописной мастерской в Палехе. В общей сложности протрудилась там около четырех лет, параллельно начиная расписывать храмы, иконостасы, писать иконы». Галина Киселева
По словам Галины, на момент окончания учебы ей было всего 18 лет. Тогда она знала одно: хочет быть художником. О том, что иконопись – ее стезя, поняла уже позже.
«Когда меня пригласили, схватилась за возможность работы, и первый месяц прошел как продолжение учебы, но с получением зарплаты. Любовь к делу, творчеству и профессии у меня стала зарождаться в процессе, особенно когда мы стали ездить по храмам. Работа отличается от многих, уникальность, узкопрофильность, духовно чистая работа. Ты точно знаешь, что принесешь лишь добро своим творчеством, стараешься для людей и никому плохо своей работой не сделаешь. Осознание этого во мне росло постепенно, и на сегодняшний день ощущаю, что из профессии не уйду никогда». Галина Киселева
«Большинство мастеров к старости за работой сидит в толстых линзах, так как работа мелкая и зрение стремительно ухудшается. К примеру, в мастерской были представители «Палехской миниатюры» - промысел, соединяющий в себе традиционную русскую иконопись, технику папье-маше и фольклорные сюжеты. Палехский стиль отличается черным лаковым фоном и узорной красочной многослойной росписью с элементами золота. Ювелирная работа». Галина Киселева
О заработке
Художница не называет конкретных цифр, но признается: за одну работу можно получить среднемесячную казахстанскую зарплату. Однако заработок не всегда регулярен.
«Сложность узконаправленного профиля больше не в творчестве, а в финансовой составляющей. Многих это пугает и отталкивает, тем более в условиях современного мира, где нужно выживать и крутиться. Работа иконописца стоит недешево, в ценообразование заложены годы обучения и практики, в этом плане всегда ходишь по тонкой грани: вроде и высокая оплата за работу, но, с другой стороны, зависишь от заказчика, есть он или нет. Всегда находишься в тонусе, и хороший стимул обучаться, работать на имя, чтобы были заказы. Работа в мастерской стоит на потоке. В иконописной в Палехе трудилось сорок художников, только представьте себе. Заказов было очень много. В мастерской из-под каждого художника готовых работ выходило, наверное, десятки. Нет такого, что ты садишься и делаешь полностью работу: каждый человек отвечает за свою сторону: лики, пейзажи, раскраска. Наработав опыт, изучив новые техники, я перешла на частные заказы. Запросы поступают как от церквей, так и людей: кто-то для дома, либо в подарок. Бывали моменты, когда долго не было заказов (по полгода), кушать надо – думаешь, поищу еще работу, что-то другое поделаю и словно Господь сверху помогает, появляется заказ. Такие моменты как чудо. Дается работа еще лучше и интереснее, более творческая, чем было до этого. Чувствуется рост. Первый серьезный заказ у меня был два года назад. Храм Александра Невского, там у нас была совместная работа в команде, можно сказать была как главный художник, руководитель бригады. Полностью моя работа – храм Архангела Гавриила в Талдыкоргане. Хотя еще есть недоделанные моменты, но это был первый храм по моим эскизам. До этого была исполнителем, а тут сбылась мечта. Как и в любой работе, бывает, что с чем-то не согласен, а тут нет начальника и делаешь как чувствуешь. Получилось воплотить множество идей» Галина Киселева
По словам мастера, в основном заказчики озвучивают общую идею, какой хотят видеть икону. Наиболее популярный стиль исполнения – древнерусский.
«Я люблю работать в разных стилях, всегда рада, когда что-то новое предлагают, для меня это процесс обучения, развития. Есть заказчики, которые описывают каждую деталь сюжета, есть и те, кто полностью доверяются иконописцу. Бывает, на иконе много ликов, и золотые детали выписываются неделями. Как правило, перед началом работы мы также обсуждаем цветовую гамму, размер, считаем сколько займет создание иконы и озвучиваем стоимость. В классическом варианте для основания иконы используется липа, которая не выделяет лишних смол, и дерево мягкое для резки. Также часто заменяют дерево на кедр и прочую благородную древесину. Секрет долговечности иконы прост – водяные краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов из полудрагоценных камней. Краски долго сохраняют все свои свойства, так как они полностью натуральные и за счет закрепляющего покрытия не выцветают. Раньше старинные иконы покрывали олифой, если она потемнела, слой олифы снимался и под ней оставалось всё в прекрасном цвете» Галина Киселева
По признанию мастера, когда ей только предложили стать автором первого образа Парфения Красивского она думала отказаться: слишком большая ответственность. Девушка впервые с нуля создавала образ, фото и записей о котором не сохранилось ни в каких документах.
Парфений Красивский - священник, который в 1919 году был сожжен бойцами отряда Кихтенко у левой паперти Казанской церкви города Верного. Его жестокое убийство было одним из актов гонений на духовенство.
«К примеру, когда работаешь над уже известными образами, то у них есть определенный облик, могут меняться цвета, добавляться небольшие детали, а тут совсем что-то новое. На всю работу ушло недели две. Был страх что-то не так сделать, это все-таки не просто рисунок, а икона. Немного было сопротивления, но потом я успокоилась и сделала свою работу. В целом, икона удалась, но я никогда полностью не довольна своими работами как творческий человек. Всегда есть к чему расти. Перед работой над ликом я изучила его биографию, походила, подумала и во время молитвы пришел образ. Не знаю, как это объяснить, в какой-то момент приходит образ и всё. Я будто вижу его перед глазами и начинаю переносить на бумагу, после, на икону. Образ новый, поэтому в цветах я старалась не отходить от канонов. В правой руке изображен крест – по канонам мученики изображаются с данным православным символом, а в левой - Казанский храм, который является символом веры и олицетворяет Парфения как хранителя» Галина Киселева
Источник - dknews.kz«В моей жизни всегда так, будто Господь меня направляет. Я даже не ищу ничего, просто дают шанс. Так было и с рисованием, обучением и работой. Наверное, любимый этап в работе – завершение, когда сделал основную часть, подписал лик, работа размыта и начинаешь концентрировать, наводить блики. Будто при плохом зрении надеваешь очки и все фокусируется. Когда эта концентрация происходит, ты будто летаешь. Обожаю. Бывает, что иконописцы подписывают свои работы, но это не мое. Икона все-таки не картина. К примеру, если в иконостасе взять иконы, каждый рисует по-своему и стили можно узнать, я как художник могу узнать авторов» Галина Киселева