Государственный музей искусств РК имени Абылдана Кастеева готовится к крупнейшему беспрецедентному художественному проекту «Древнерусское искусство». Как рассказала куратор выставки Оксана Танская, выставка продемонстрирует 122 иконы и 38 единиц меднолитой культовой пластики: напрестольные и наперстные кресты, иконы-складни и миниатюрные образцы, а также отобранные экспертами предметы церковного искусства из собрания Казахстанского митрополичьего округа. В рамках проекта будет издан каталог древнерусского искусства всего фонда музея. Хронологические рамки коллекции охватывают период 18-19 веков. Выставку планируется провести в июле 2022 года.
- Уникальность проекта состоит в том, что не было подобных масштабных проектов по древнерусскому искусству в нашем музее. В 1988 году состоялся похожий экспозиционно-выставочный проект - «Русская икона в собрании ГМИ КазССР им. А.Кастеева». Но предстоящее издание каталога древнерусского искусства из фондов Государственного музея искусств РК им. А. Кастеева 2022 года – это первое за историю существования музея полное издание богатейшего фонда произведений иконописи и металлопластики, - отметила Оксана.
Проект включает также реставрацию четырех икон конца 18 - начала 19 века. Для этого музей привлек спонсора. На проведение работ в музей были приглашены российские реставраторы, специалисты ведущего российского музея. Реставратор Владимир Бурлицкий рассказал о восстановительной работе с экспонатами.
Реставратор Владимир Бурбицкий
- Основная проблема этой реставрации - достаточно сжатые сроки. Мы работаем в почти авральном режиме. Выставка будет в июле, и у нас очень мало времени. Задача поставлена конкретная: есть четыре произведения станковой темперной древнерусской живописи, которые надо привести в экспозиционное состояние и подготовить для фотосъемки. Из чего состоит технологически икона 18-19 века? Доска, сверху она проклеена паволокой, это тоненькая хлопчатобумажная тряпочка, поверх которой нанесен левкас. И уже по левкасу написан красочный слой. Соответственно, если есть какие-то разрушения или повреждения в доске, то это неминуемо отразится на красочном слое. Если есть увлажнения, или грунт был сделан некачественно и начинает выпадать, то это неминуемо ведет за собой утрату красочного слоя, - объяснил реставратор.
Вторая проблема, с которой сталкиваются реставраторы в выездной работе – нехватка привычных инструментов и материалов. В командировку просто невозможно взять весь свой арсенал реставрационных инструментов. Некоторые материалы, необходимые для работы реставратора, просто не допустят на борт самолета: они горючие!
- Потому мы берем с собой только самое необходимое. Конечно, идеальный вариант – приехать предварительно на «разведку», понять, что понадобится, вернуться в свою мастерскую за нужным инструментом, и уже потом ехать непосредственно на реставрацию… Но на это опять-таки времени не было. Вот и приходится обходиться тем, что есть, или искать замену в местных магазинах. А замена не всегда есть, потому что рынки у нас все-таки разные, - говорит Владимир.
Реставрация – это сложная, кропотливая и очень ответственная работа. Одна из четырех икон, та, что датируется концом 18 века, в очень плохом состоянии. Как говорят специалисты, «имеет аварийные участки», и уже давно была законсервирована - заклеена. Этот этап реставрации старинных икон является временным решением для консервации различных деформаций, чтобы не допустить их последующего развития.
- Профилактическая заклейка – это классический способ сохранения иконы или картины, когда тонкой бумагой на животный клей, в основном осетровый, заклеивается красочный слой. Этот клей обратимый, и значит, в любой момент можно снять и сам клей, и заклейку. Это важно - материалы, которые мы применяем, тоже имеют свойство стареть. Вот эту профилактическую заклейку, которая была нанесена с целью сохранения красочного слоя больше десяти лет назад, потому что там были аварийные участки, мы удалили. А потом сделали заново. И после укрепления приступили к утоньшению лаковой пленки. Первое, что всегда делается при реставрации – это укрепление красочного слоя. Потому что все остальные процедуры трудновыполнимы, пока вы не закрепите красочный слой, не обезопасите его. И уже только потом можно приступать к следующим шагам реставрации, - рассказал Владимир.
Конечно, любая реставрация не вечная. Потому реставраторы в музеях периодически инспектируют музейные экспонаты и выявляют объекты, которые требуют противоаварийных мероприятий, и реставрируют их. Причем, теория и практика музейной реставрации однозначна: художественная ценность присуща лишь оригиналу. И поэтому «целью реставрации должна быть консервация и раскрытие оригинала от позднейших, искажающих его поновлений, обеспечение его сохранности для передачи последующим поколениям».
- Мы же находимся в музее, поэтому мы в любом случае говорим о музейной реставрации. Есть такое понятие, как коммерческая реставрация. Оно подразумевает полное восстановление художественного произведения с возможной максимальной маскировкой утраченных мест, создавая ощущение, что памятник абсолютно в идеальном состоянии. Такое же отношение к реставрации икон и у церковных реставраторов. При церковной реставрации старой иконы возможно даже полное ее переписывание, особенно иконы сильно поврежденной. Потому что у иконы в церкви особое предназначение, а для музея она – художественное произведение, - отметил реставратор. И добавил, что он старается всегда отслеживать судьбу отреставрированных им произведений. В данном случае это будет сделать легко - с музеем им. Кастеева у него хорошо отлаженные связи: два года назад он занимался реставрацией работ скульптора Иткинда для выставки в московском «Гараже».
Источник - 365info.kz