Владимирский храм – 1000 метров над уровнем моря | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Владимирский храм – 1000 метров над уровнем моря

2718
7 минут
Владимирский храм – 1000 метров над уровнем моря
Галина Галкина. Фото АПН

Сегодня – годовщина рождения одного из самых ярких православных храмов страны - Храма святого князя Владимира. 16 апреля 2015 года был заложен камень в основание этого уникального здания в Алматы. Церковь, стоящая в предгорье Заилийского Алатау, органично вписывается в горный пейзаж и привлекает множество паломников. Примечательно, что, находясь на высоте более 1000 метров над уровнем моря, здание возвышается над всеми церквями Алматы.

news5233.jpg

Храм святого князя Владимира стал местом паломничества, ведь здесь имеются православные святыни - чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Тихвинская» (подаренная жителям Казахстана в 2017 году Первым Президентом РК), а также икона святителя и чудотворца Николая, которая была приобретена на средства жительницы Санкт-Петербурга, ветерана-блокадницы, чье детство прошло в Алма-Ате

news5234.jpg

Беломраморный храм восхищает не только внешним видом. Он великолепен внутри. Удивительный пятиярусный иконостас, изготовленный резчиками по дереву из Магнитогорска и Москвы. Первый ряд исполнен в басме с серебрением и позолотой, а иконы для него создавали художники подмосковного Сергиева Посада. Другие ярусы декорированы резьбой по дереву, и на них установлены иконы, которые принадлежат кисти мастеров Палехской школы Ивановской области. Впечатляют гранитные мозаичные полы. По цоколю всего храма идет мраморный пояс со словами текста молитвы 90-го Псалма, начертанного старорусской вязью (шрифт разработан в мастерской Санкт-Петербурга художницей Ольгой Варламовой). Центральную апсиду венчает мозаика с изображением Христа Спасителя на троне.  Уникальное мозаичное панно создано петербургскими мастерами Государственного Эрмитажа. В нашей стране нет аналогов этой работе. Над входами в храм мозаичные образы князя Владимира - над центральными вратами, а над другими входами - лики преподобного Сергия и преподобного Геннадия. 

Замысел создать новый храм родился в 2014 году, в год 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского, чудотворца, основателя Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра) и других монастырей. По инициативе группы активистов, которую возглавил управляющий делами Митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий, было составлено обращение к митрополиту Астанайскому и Казахстанскому Александру, в котором алматинцы просили благословения на создание нового храма. 

news5236.jpg

Так началась большая работа, растянувшаяся на несколько лет. Для храма облюбовали красивое место, что близ кладбища микрорайона Баганашил. 16 апреля 2015 года, когда праздновалась Великая Пасха, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, при участии и служении епископа Геннадия, освятил закладной камень храма в честь Святого князя Владимира. 2015 год был отмечен знаменательной для христиан датой - 1000-летием со дня ухода из жизни Крестителя князя Владимира. Инициативной группой было принято решение посвятить новую церковь также и князю Владимиру. Таким образом, южный придел храма был отведен в память о преподобном Сергие Радонежском, а иконостас и настенная живопись северного придела запечатлели житие подвижника XVI столетия преподобного Геннадия Костромского. 

К работам привлекались ведущие специалисты Казахстана и России. Доставка мрамора и гранита велась с карьеров России и Киргизии. Наступил день, когда на Свято-Владимирском храме, на звоннице, зазвучали 12-ть колоколов. Эти уникальные музыкальные инструменты были изготовлены традиционным старинным способом на известнейшем заводе братьев Шуваловых, что под Ярославлем.

28 июля 2019 года в новой церкви начались богослужения на постоянной основе. Но работы продолжались по сей день – шло строительство церковного дома, здания воскресной школы, устанавливались центральные ворота, которые отливали в Москве из меди, применяя метод гальванопластики. Прообразом послужили храмовые врата знаменитого российского храма - Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. И теперь алматинцев, приходящих в Храм Святого князя Владимира, встречают изображения на воротах - апостолов-евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна и других святых.

Завершен ли Владимиркий храм сегодня, спустя восемь лет после того, как был заложен камень в его основание? 

news5235.jpg

Епископ Каскеленский Геннадий рассказал, что храм, его внешний вид и интерьер, полностью завершены: «Всегда есть необходимость что-то ремонтировать, совершенствовать. Сегодня стоит задача закончить строительство и интерьер церковного здания, где будет расположена часовня для совершения таинства крещения (она еще не готова), где также будут комнаты для проживания священнослужителей и церковных работников. Доводятся также до готового вида несколько классов и два больших зала духовно-просветительских и творческих занятий детей и взрослых. Занятия начались». 

Еще одно примечательное событие, относящееся к Владимирскому храму: при участии инициативной группы был организован праздничный хор, база которого размещается при храме. Однако хор имеет светский характер: в его состав входят люди, исповедующие разные религии, а также те, кто считает себя атеистом. В настоящее время составляется репертуар хора, в него войдут светские, народные, казахские, русские песни и наиболее значимые духовные песнопения. Первое выступление этого хора намечено на светской площадке в пасхальный период. Пока у хора нет названия, но над этим работает инициативная группа, как и над внешним видом поющих. Предположительно, будут сшиты для всех участников хора единые традиционные кафтаны. На первом выступлении хора прозвучат духовные песнопения Сергея Васильевича Рахманинова, так как в этом году отмечается 150 лет со дня его рождения.

В храм приходят не только православные, но и те, кому интересно само здание. Настоятелю Владимирского храма Епископу Каскеленскому Геннадию, например, доводилось проводить экскурсии для гостей, которые исповедуют мусульманство: «Храм наш имеет архитектурные и художественные совершенства, о которых я и рассказываю. Об архитектурном проекте, технологиях, художественном выражении замысла. Воплощая замысел нового храма, мы постарались, чтобы почти все в нем было выполнено в едином стиле - включая архитектурный проект в псковской стилистике - и высокий классический иконостас, и росписи. В прошлом году были установлены медные северные и южные врата, сделанные объемно, сложно, в технике гальванопластики. В воплощении замысла нам очень помог замечательный художник Владимир Константинович Курилов. Когда входишь в храм, то видишь росписи - легкие, устремленные вверх - они тебя будто поднимают к небу. А благодаря изображению святых на стенах, создается ощущение, что храм наполнен молящимися. Когда я рассказываю о храме людям иных конфессий или светским, не обходится и без того, чтобы я не упомянул о духовном содержании, объясняя, зачем нужен храм, и что там происходит. Люди откликаются, благодарят тебя своим вниманием, когда ты рассказываешь. Слушают с большим интересом. Все в храме помогает молитве. Философ и богослов Павел Флоренский в работе «Иконостас» писал о тм, что в церкви практикуется так называемый «синтез искусств»: «В этом синтезе участвуют архитектура, живопись, декоративно-прикладное и музыкальное искусства, «искусство дыма» и «искусство запаха» (каждение)».  Все перечисленное – в единстве духа, в единстве стиля помогает человеку сосредоточится на молитве».

Автор проекта храма святого Владимира - казахстанский архитектор Александр Матула - разработал в свое время концепцию: храмовый комплекс создан в синтезе современного искусства и христианских классических традиций храмового строительства. В архитектурных решениях, мозаике, росписи стен, во всем внутреннем убранстве церкви должен был соблюдаться единый стиль. Также было принято решение - соблюдать во внешнем оформлении здания принципы и требования, относящиеся к псковской школе древнерусского зодчества. Поэтому храм отличается общей строгостью, в нем отсутствует всё нефукциональное, избыточное, наносное. Он стал частью великолепного предгорного пейзажа Алматы, сам похожий на заснеженную вершину. Акцент сделан на куполах, они словно уносятся в небо и дальше – в космос. 

Но у куполов есть и друга символика – они подобны шлемам воинов, стоящих на страже страны. По словам епископа Каскеленского Геннадия, купол храма символизирует шлем святого Владимира, но это также символ всего воинства земного – защитника и освободителя: «Стоит взглянуть на церковь, как возникают исторические ассоциации: память напоминает о тех жертвах, которые понесли Казахстан и Россия на полях сражений. Таким образом, храм Святого Владимира – это стражник, защищающий мир, безопасность, созидательный труд многонационального народа нашей независимой Республики Казахстан».



Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...