Предисловие
Несколько лет назад я совершенно для себя неожиданно увлеклась некрополистикой. Поясню: это такой подраздел истории, который изучает кладбища и все, с ними связанное. Это очень важный подраздел – реакции на смерть, а также ритуалы и верования, окружающие ее, как правило, сильно различались в разные и времена и у разных народов. Но поначалу для меня кладбища были интересны только в краеведческом смысле – я искала даты жизни и смерти отдельных известных личностей. Постепенно мои «кладбищенские» интересы расширились, вышли за пределы города. А еще позже и «углубились», ушли в глубь веков, этому способствовали и новые знакомства. Судьба была ко мне благосклонна, я познакомилась за последние два-три года с интереснейшими людьми, профессиональными археологами Эммой Радиковной Усмановой, Александром Горячевым, Борисом Железняковым. Через их лекции, рассказы, экскурсии археология проникла и прочно обосновалась в моей жизни. Пришел интерес к погребальным обрядам тысячелетней давности.
Ведь погребение умершего мы, современные люди, воспринимаем как должное, как необходимое завершение его мирской жизни.
И мало задумываемся над тем, почему же собственно умерших хоронят под землей? Когда и как началась эта практика? А ведь этому обычаю уже более 100 тысяч лет!
Археологи считают, что погребение было одной из самых ранних форм религиозных ритуалов. И полагают, что произошло это в эпоху неолита: недалеко от Назарета в Израиле было найдено самое раннее захоронение гомо сапиенса. Его возраст более 100 тысяч лет. Обнаруженные останки являются палеолитическими останками именно человека. Археологи находят датируемые таким древним временем погребения ранних людей на разных континентах и в разных странах - Европе, Америке, Азии. И в Казахстане.
Уже в эпоху неолита люди, живущие на территории современного Казахстана, помещали своих умерших сородичей в аккуратно вырытые могилы. Наверное, именно в тот момент, когда человеку стало не все равно, где был брошен его умерший сородич, он и стал человеком.
Фото с сайта kronk.spb.ru, Отчёт Павлодарской экспедиции 1955 года.
У села Железинка в Северном Казахстане в 1955 году археологами было найдено одно из неолитических погребений. Это был полусожженный труп женщины. Он был погребен вместе с вещами: рядом лежали ожерелье из зубов хищных зверей, костяная накладка от головного убора, крупные бусы из раковин, тесло, костяное шило, каменные и костяные наконечники копий и стрел, три небольших глиняных сосуда.
Скорей всего, люди именно тогда стали задумываться о том, что происходит с человеком после смерти. И старались обеспечить уходящим достойную жизнь в мире мертвых. Вот и отправляли в могилу предметы, которые помогут умершим и в другом мире вести привычную жизнь.
Сожжение мертвого тела, кремация – древний и широко распространенный в те времена обычай. Долгое время он оставался преобладающей формой погребения – в каменном веке и в бронзовом. Стал сдавать позиции только с приходом христианства. Да и то не сразу.
Какую цель преследовала кремация? Спектр мнений исследователей по этому вопросу очень широк: от утилитарных до эсхатологически-мистических. Возможно, кочевникам было просто неприятно видеть разлагающийся труп недалеко от своих жилищ. Или они не хотели оставлять своих умерших позади себя, боялись их возвращения, защищали таким образом трупы от диких животных или их души от злых духов… Кемаль Акишев (советский и казахстанский археолог, один из основателей национальной археологической школы), неоднократно обращавшийся к вопросам духовной культуры населения степной бронзы, отмечал в своих работах высокую роль культа огня и солнца в жизни андроновского общества. Сожжение умершего было ритуалом, связанным с мифологическими представлениями об огне как высшем начале Вселенной.
О ведийском божестве священного огня – Агни, которое было посредником между миром людей и богов, говорит в своих работах и археолог Эмма Усманова. Именно Агни дымом костра доставляет на небо, в обитель богов, жертвенную пищу. Дым - что-то вроде небесной лестницы, своеобразный ритуальный «лифт», благодаря которому жертва попадает к богам. Он же сообщает и волю богов – принята жертва или нет. В выборе кремации как способа обращения с телом умершего, видимо, была задействована идея осмысления «жизни после смерти». Огонь выступал как очищающая и возрождающая стихия: дым погребального костра уносил умершего в страну предков.
Эмма Радиковна – научный сотрудник Сарыаркинского археологического института при КарГУ им. академика Букетова, начальник Лисаковской археологической экспедиции, эксперт Национального казахстанского комитета ЮНЕСКО, автор множества монографий и статей. Легендарный археолог, она посвятила свою профессиональную жизнь изучению андроновской культуры, памятников Лисаковской округи. Археологи исследуют огромный ритуальный памятник, оставленный нам древними сообществами, которые жили на берегах реки Тобол - это ряд курганных насыпей эпохи бронзы и несколько объектов сакского и тюркского времени.
Эмма Радиковна и сейчас находится там, «на объекте». Экспедицию, что важно, поддерживает управление культуры акимата Костанайской области, на днях приезжал аким города Лисаковска Ибраев Абай Сарсенбаевич. А в самой команде 16 волонтеров – профессиональные археологи и просто любители древности. Экспедиция стала поистине народной и даже международной: участники представляют казахстанские города Костанай, Караганда, Темиртау, Алматы, Актау и российские Томск, Новокузнецк, Воронеж, Горохов Владимирской области.
«Некрополь Новоильиновский. Хроника. Вскрываем ещё один курган. Он относится к эпохе бронзы… Но другая культурная аффиляция. Мощная каменная крепида. К нам приехал волонтер из Новокузнецка Эдуард Сергеев. 35 лет назад он начинал копать памятники Лисаковской округи еще студентом. И приезжал в течение 25 лет... И теперь опять встреча с юностью. Жертвенник на кургане 16 был определен как принадлежность костей собаке. Только отсутствует голова. Вот такая собака родом из эпохи бронзы… Надо знать где собака зарыта», - один из «отчетов» на ее странице в фейсбуке.
Все ее посты в соцсетях начинаются со слов: «С благодарностью ко всем неравнодушным к наследию Великой степи. Спасибо за помощь». А потом коротко, схематично описывает прошедшее за день – это что-то вроде дневника, который мы все с нетерпением ждем, наблюдая за тем, как совершаются большие открытия… За годы археологических исследований был открыт оригинальный мир древних ритуалов – погребальные площадки, тщательно смонтированные ящики из каменных плит, рвы, которые отражали основные строительные и культовые идеи… Погребения были разрушены. Но, как отмечает Эмма Радиковна, это было не совсем обычное в нашем понимании разграбление из-за материальных ценностей, а целенаправленное ритуальное разрушение погребений современниками. Это была «охота за косточкой предка» и культовыми вещами для повторного их использования. И еще момент: в элитных курганных погребениях левого берега могильников Лисаковской округи в качестве подстилки использовался войлок. Умерший лежал на войлоке и под войлоком… Это говорит о том, что «андроновцы», скорее всего, разводили овец шерстяной породы, умели заготовлять и обрабатывать шерсть.
Ко времени так называемой поздней и финальной бронзы археологи относят и захоронения в Семиречье. Среди них широко известные курганы «Бесшатыр» и «Иссык» с его Золотым человеком. Есть и менее известные нам как обывателям объекты, такие как Кульсай-1, Узунбулак-1 и другие.
фото из книги «История и археология Семиречья»
«Ведущим обрядом захоронения у кульсайцев являлись трупосожжение, которое производилось за пределами территории могильника, но, вероятно, в пределах зоны видимости от него, и трупоположение в скорченном виде на левом боку, головой на восток или запад. Захоронения производились в грунтовых ямах прямоугольной формы… Дно предварительно устилалось слоем глины, после чего прах умершего, который, возможно, переносился в глиняной посуде, перемещался на дно могилы, куда также выкладывались вещи умершего и ставилась посуда. Связующим этапом обряда была установка погребальной камеры из бревен округлой формы в виде рамы в один или два венца. Сверху рама накрывалась плахами-горбылями плоской стороной вниз. Стенки погребальной камеры укреплялись каменными выкладками. С западной стороны в могильную яму помещались фрагменты мясной пищи или устанавливался сосуд», - такими подробностями о захоронениях делится в своей научной работе археолог Александр Горячев.
Александр говорит, что основной погребальный обряд на могильнике – захоронение кремированных останков. На дне могильных ям, больших и глубоких, найдены деревянные погребальные камеры в виде рам, сверху перекрытых горбылями. Керамическая посуда и бронзовый инвентарь из могил соответствуют материалам андроновского этапа эпохи бронзы.
А в некоторых захоронениях других регионов были обнаружены скелеты овец и лошадей. Видимо, животных хоронили вместе с хозяевами, чтобы последним было на чем добираться до мира мертвых…
Встречаются на территории нынешнего Казахстана и зороастрийские погребения. В 90-х годах прошлого века на городище Чимкент нашли такое захоронение, датируемое II–IV вв. н. э. Нашли случайно – во время ремонтных работ ковш экскаватора подцепил огромный хум, а в нем - человеческие останки. Погребение оказалось парным - в нем были захоронены мужчина и женщина. Сейчас этот артефакт находится в местном музее, там же и найденный позже похожий сосуд с человеческими останками.
Как пояснил археолог Борис Железняков, найти подобные артефакты можно почти везде, на протяжении всего Шелкового пути и вне его.
«Очень интересные находки были сделаны недалеко от Тараза на раскопках городища Костобе, отождествляемом с городищем Джамукат. Захоронения там совершались в наусах. Этот обряд достаточно хорошо исследован. Считается, что он приходит в Казахстан в IV-V веках, его совершали зороастрийцы. Он предполагал дальнейшее окончательное захоронение костных останков в керамических сосудах или других вместилищах», - отмечает археолог.
Особенно интересным он считает то, что в некоторых зороастрийских погребально-поминальных сооружениях найдены христианские и буддийские артефакты, к примеру – серебряный нательный крестик, изображения несторианских крестов на сосудах. Это говорит о взаимодействии ритуальных культур на уровне религиозных обрядов, которые имели место даже в столь далекие времена.
В погребальной культуре древние корни имеет и воздвижение надгробий. Эта традиция прослеживается еще со времен неолита. Тогда надгробиями выступали каменные столбы и менгиры - длинные массивные камни, устанавливаемые вертикально, их для устойчивости вкапывали в землю. Археологам известны изваяния разных временных периодов - раннего железного века, сакского времени, каменные скульптуры тюркских народов эпохи средневековья. Тюркские находятся на могильниках и курганах Центрального Казахстана, их датируют 7-5 веком до н.э. Яркий пример погребальной процессии с установкой менгиров у саков – сложный комплекс «Курган 37 воинов», который находится в Центральном Казахстане. В 1940–1950-х годах исследования здесь проводили А. Маргулан и К. Акишев.
А несторианские надгробные камни, датируемые 5-7 веками уже нашей эры, находили на казахской земле еще исследователи 19-го века.
Вот такое разнообразие погребальных обычаев и обрядов видим мы лишь на нескольких примерах. В действительности археологи описали много больше. И еще больше в казахстанской земле неизученных захоронений или изученных слабо. Как говорят археологи: «нас мало, а степь большая», намекая, что главные открытия еще впереди.