О чем молчат в казахстанских комедиях | Агентство православных новостей (АПН)

О чем молчат в казахстанских комедиях

373
9 минут
О чем молчат в казахстанских комедиях
Константин КОЗЛОВ

Кинокомедия – по-прежнему любимый жанр казахстанцев. Сколь ни ругают ее высоколобые критики и сколь ни морщатся снобы, количество снимаемых кинокартин в этом жанре с каждым годом только растет. Но даже любители смешного жанра иной раз задаются вопросом: а почему же тематика отечественных кинокомедий крутится в основном возле семейных тем (тои, противостояние келинки и енешки, городских и аульных) и где же новые темы для высмеивания? Могут ли они появиться в наших условиях? 

Национальные кинокомедии в каждой республике бывшего СССР прошли собственный уникальный путь и по-своему распрощались с советским комедийным наследием. Уже в независимых республиках они пришли к собственному особому жанру. Ностальгирующие по советским комедиям нередко воздыхают: «Ну почему сегодня не снимаются такие фильмы?». На этот вопрос в постсоветском пространстве могут дать тысячи ответов сотни киноведов, кинокритиков и блогеров-обзорщиков. Но многие сходятся на том, что публика радикально поменялась в сравнении с советскими временами. 

Сегодня комедия преследует совершенно иную цель, чем в СССР. В Казахстане ее задачи – сугубо развлекательные, в то время как золотой фонд советских кинокомедий 1960-80-х годов часто высмеивал и отражал явления, о которых серьезно не все решались говорить. Помимо непосредственно смешного, присутствовал и пресловутый подтекст, который считывала интеллигентная публика. Можно вспомнить кинокомедии Леонида Гайдая и заметить, как сужалось пространство для сатиры над властью. Если в «Кавказской пленнице» можно было смеяться над районным руководителем, то в «Бриллиантовой руке» и «Иване Васильевиче…» фигурой для высмеивания стал лишь управдом. Комедии Георгия Данелии высмеивали национальные стереотипы, а Эльдар Рязанов и осмеливался порой на довольно дерзкие творения. Как, к примеру, фильм «Гараж», где высмеивалось советское мещанское потребительское общество.

История советской кинокомедии неотделима от мировой. Достаточно вспомнить, что Григорий Александров – отец жанра советской музыкальной комедии («Веселые ребята», «Волга-Волга», «Весна») три года стажировался в Голливуде, где и впитал в себя американскую киноэстетику тех лет. В 20-е годы СССР часто посещали с визитами и мастер-классами легендарные звезды немого кино – Дуглас Фербенкс и Мэри Пикфорд, а Чарли Чаплин был кумиром всех кинематографистов, чья юность пришлась на первую половину ХХ века. Его влияние хорошо заметно в комедиях золотой поры Гайдая.

Даже в новую эпоху российские кинокомедии опираются на традиции прошлого, приглашая на главные или почетные эпизодические роли артистов советской эпохи. Таким образом подчеркивается определенная преемственность поколений. 

В Казахстане же с этим выдалось все несколько иначе. История казахстанской кинокомедии беднее. Как направление комедия в казахской драматургии появилась лишь в ХХ веке в пьесах Жумата Шанина и Беимбета Майлина. Это несравнимо с тысячелетними традициями комедии в западной драматургии. По сути, комедии Шакена Айманова «Наш милый доктор» и «Ангел в тюбетейке» так и остались непревзойденными в более поздние советские годы. Да и как жанр кинокомедия никогда не была сильной стороной советского «Казахфильма». В те времена наша киностудия славилась историко-революционными драмами и истернами. Отчасти недостаток комедий восполняли детские фильмы Абдуллы Карсакбаева. Но советского стиля казахской кинокомедии так и не сложилось (в отличие от, скажем, грузинских комедий, заметно выделявшихся на фоне остального советского кино). 

news3783.jpg

Поэтому наступившей в эпоху перестройки свободой отечественная кинокомедия не успела воспользоваться. Ей пришлось заново рождаться уже в 2010-е годы. Возрождать ее выпало отечественным КВНщикам, которые не имели никакой преемственности с советским кинематографом. Именно выпускники клуба веселых и находчивых за десятилетия штурмов Высшей лиги более-менее овладели технологиями производства смешного контента. Именно тогда на комедиях сделали себе имена Нуртас Адамбай, Нурлан Коянбаев, Аскар Узабаев и Аскар Бисембин. Выросли кинокомедии из скетч-шоу двухтысячных «Кызык радиосы», «Наша казаша», «Азил студио» и т.п. Отсюда и набор тем, который четко оформился в 2010-е годы: той, свадьба, городские и аульные родственники. Здесь же и причина кассового успеха: телезрители скетч-шоу нулевых подросли, освоились в жизни. И понесли свои кровно заработанные деньги в кассы кинотеатров на билеты кумиров-кавээнщиков. Поколения меняются, и во второй половине 2010-х КВНщиков серьезно потеснили вайнеры (Нурлан Батыров, команда «Ирина Кайратовна», Меиржан Туребаев). А в новом десятилетии их готовятся скинуть с пьедестала тик-токеры. 

news3784.jpg

Темы для высмеивания остаются почти неизменными – тои, свадьбы, противостояние деревенских и городских. Конечно, как символ времени, иногда вплетаются высокие технологии, соцсети. Влияет и актуальная повестка дня – например, картина 2020 года «Тойхана» о том, как звезды остались без концертов и без корпоративов, оказалась пророческой. Она стала очень актуальна в период жесткого карантина весны-лета 2020 года, когда без работы оказались сотни тысяч людей. 

Крайне редко кто-то берется экспериментировать в смешном жанре. Чаще всего комедии в казахстанском кинобизе мешают с боевиками. Иногда получаются довольно привлекательные для зрителя примеры. Вспомним «Ограбление по-казахски» или «Кино по понятиям». Но поскольку такие картины всегда финансово более затратны, то и делать их в больших количествах едва ли возможно. 

news3785.jpeg

Периодически отечественному кинозрителю предлагают жанр черного юмора. Фильм «Жаным, ты не поверишь» стал первым положительным опытом в этом направлении. История о том, как муж, который поссорился с беременной женой, отправился на рыбалку с друзьями и попал в водоворот одновременно смешных и опасных для жизни приключений, полюбилась зрителям. Но это лишь единичные примеры. 

- Высмеивание каких-то социальных пороков, если и закладывается создателями кинокартин, то скорее в фоновом режиме. Смеясь над бытовой ситуацией, более требовательной публике может посылаться сигнал – смотрите, мол, в каком обществе мы живем – любой богатый бизнесмен спешит обзавестись токалкой. А для того, чтобы не обидеть родственников, нужно сыграть достойную свадьбу и залезть по уши в кредиты. Чтобы решить вопросы, надо пойти к родственнику или куму чиновнику и «порешать»,- считает кинокритик Андрей Черненко. 

– Но как правило, более серьезного погружения даже в «социалку» не происходит. На политические шутки решаются и вовсе единицы. На память приходит пример из фильма «Шанхай» с Димашем Ахимовым и Владимиром Толоконниковым. Действие происходит в сносимых частных домах микрорайона «Самал». Там один герой другому говорит: «говорят, на Землю инопланетяне высадились». А другой отвечает: «Я даже знаю, где именно». И в этот момент камера наезжает на здание резиденции президента. К слову, после этой картины режиссёр Александр Баранов так ничего и не снимал в Казахстане, полностью перебравшись в Россию. 

news3785.jpg

На сегодня первым и пока единственным примером политической сатиры в кино можно считать фильм Нуртаса Адамбая «Аким». О том, как незадачливый мажор случайно попадает в кресло сельского руководителя и на собственной шкуре узнаёт все прелести жизни мелкого районного акима. От подобострастия подчинённых, попыток «подмазать» по мелочи и продать крупный участок заповедной земли. Конечно, аульный руководитель – это не Бог весть кто. Но само открытие темы стало событием. Тем более, что премьера картины вышла в 2019 году, аккурат после выборов президента Украины Владимира Зеленского. После чего все стали судачить о том, что Адамбай хочет повторить путь своего украинского коллеги по временам КВНа. Сам режиссёр поспешил опровергнуть подобные разговоры. Пока «Аким» остаётся единственной комедией с элементами политической сатиры. 

Что действительно запретно в нашем кино - это шутки на религиозную тему. Максимум, где могут коснуться религии в комедийно-сатирическом ключе,  - в стендапе. В жанре, где границы дозволенного несравнимо шире, чем в кино. Даже некомедийные фильмы на религиозную тематику проходят с трудом. Можно вспомнить тяжелую участь фильма Ербола Жумагулова «Книга», которую так и не выпустили на экраны, опасаясь бурной реакции верующих мусульман. 

Эксперты считают, что не будет высмеиваться на наших киноэкранах и православная вера. Кинокритик Андрей Черненко считает, что шутки на подобную тему станут очевидной провокацией, и общество отнесётся к ней соответствующе. 

- Можно вспомнить историю о том. как в прошлом году в продажу поступили придверные коврики с изображением Вознесенского собора. Этому возмутились многие люди, и в огромной степени не только православные. Аналогично будет и с высмеиванием православия на экране. Надо понимать, что к религии у нас очень чуткое отношение и здесь большинство людей придерживаются принципа взаимоуважения.

И все же почему комедии казахстанского производства крутятся примерно вокруг одних и тех же тем. И возможно ли, что эта ситуация изменится. – комментирует киновед Гульнара Абикеева 

- Социальные пороки у нас чаще изображаются в артхаусном кино. Можно вспомнить фильмы Адильхана Ержанова от «Хозяев» до «Боя Атбая». Причем именно высмеиваются, несмотря на авторский жанр этих фильмов. Адильхан часто использует комедийные приёмы, критикуя произвол чиновников, полицейских и прочих сильных мира сего. Если же брать чисто комедийный жанр и все претензии касательно тематики этих фильмов, надо понимать, что истоки их идут в телепередачу «Тамаша», где тема разборок аульных и городских, кудалар, келинок и енешек всегда была одной из доминирующих. Мы не можем как французы в фильме типа «1+1» смеяться над инвалидом, чтобы это было тонко и не зло. Это не в нашей традиции. Именно в традиции все дело, а не в цензуре или самоцензуре. Я бы отметила несколько работ: тот же «Жаным, ты не поверишь» - первая попытка снять комедию в жанре чёрного юмора. Или фильм «Как в кино», где довольно смело высмеивается процесс ремонта в больнице и как чиновники пытаются распилить бюджет на этом. 

Мне кажется, из-за того, что наши режиссёры пробуют и другие жанры (например, спортивную драму «Алга» и «Паралимпиец»), то и комедии скоро станут другими. Это вопрос времени и естественной эволюции этого жанра у нас в стране. 


Источник -  exclusive.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...