Семь казахстанских экранизаций литературной классики | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Семь казахстанских экранизаций литературной классики

1309
7 минут
Семь казахстанских экранизаций литературной классики
Константин КОЗЛОВ

Жанровый разброс казахстанского кино невелик. В широком ассортименте который год представлены комедии разной степени качества. Традиционно народ охотно потребляет и криминальный жанр. Имеется немало примеров байопиков из жизни замечательных людей – на эти проекты щедро выделяет деньги государство, но публика смотрит их с переменным успехом. Также пользуется успехом на международных фестивалях артхаус, почти неизвестный дома. Хотя именно там рождаются фильмы и имена, прославляющие Казахстан далеко за его пределами. И порой режиссеры авторского кино предпринимают попытки экранизировать произведения великих классиков. Их не так много, и они заметны в мире артхауса. 


Шал (реж. Ермек Турсунов), 2012 

Пожалуй, самая известная и по меркам авторского кино кассово успешная казахстанская экранизация мировой классики. Фильм «Шал»  (вольная интерпретация «Старика и моря» Эрнеста Хемингуэя) вышел в широкий прокат в 2012 году и сравнительно успешно прошел в отечественном кинопрокате.  Он стал ярким кинособытием 2010-х и собрал целый урожай фестивальных наград. Мировое киносообщество хорошо оценило задумку режиссера – перенести действие романа «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя в необъятную зимнюю степь, а акулу заменить на волка. История получилась захватывающей. Казахстанский кинематограф открыл для себя великолепного актера Ерболата Тогузакова. Его поразительная органика особенно заметна в сцене схватки с волком. А ведь далеко не каждому актеру удается сравняться с животным по степени органичности. Тогузакову это удалось. Увы, в дальнейшем ему столь же сильной роли так и не представилось сыграть. Да и более поздние фильмы Турсунова не вызвали столь же благожелательной реакции как «Шал», а порой прошли незамеченными в прокате. 

news2498.jpg

news2500.png


«Человек-ветер» (реж. Хуат Ахметов), 2006 г. 

В 2006 году режиссер Хуат Ахметов представил экранизацию произведения колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса. Далеко не каждый   кинематографист возьмется за экранизацию такого многогранного автора. Хуат Ахметов решил воплотить на экране рассказ «Очень старый человек с огромными крыльями». Фильм, получивший название «Человек-ветер», снят в 2006 году – в период, когда казахстанское кино находилось в глубокой коме. Лента вышла занятная: странное существо неприглядного вида своим появлением смутило добропорядочных и верующих жителей деревни. Ангел, не понимающий человеческую речь и не выказывающий желания творить чудеса, не вызвал ни религиозного почтения, ни элементарного сочувствия. Хуат Ахметов весьма деликатно отнесся к интегрированию повести в реалии казахского аула. В конце концов не имеет большого значения, где могла произойти такая история.

news2499.jpg

news2501.png

news2510.jpg


«Студент» (реж. Дарежан Омирбаев), 2012 

Фильм с говорящим названием «Студент» режиссера Дарежана Омирбаева -  не что иное, как экранизация «Преступления и наказания». Канва романа осталась практически не измененной, но в отличие от первоисточника студент убивает продавца в небольшом магазинчике. Ни одна старушка, даже самая неприятная, не пострадала. Для героя на самом деле не существует принципиальной разницы, кого убивать. Идея состоит исключительно в убийстве, как результате осознания социального расслоения людей. Студент остро переживает моменты жизни, когда сталкивается с колоссальной пропастью между обычными людьми и теми, кто имеет безграничную власть, основанную на финансовых возможностях. У Омирбаева получилась интересная социальная драма. В фильме снялись малоизвестные актеры. Лишь в роли преподавательницы вуза мелькнула «приглашенная звезда» - Аружан Саин. В те годы она была больше популярна как телеведущая, и только становилась известным филантропом и общественным деятелем. Именно ее героиня в фильме произносит реплику о нормальности социального расслоения в современном обществе. 

news2503.jpg

news2504.jpg


«Приключение», (реж. Нариман Туребаев, 2014) 

В 2014 году была снята довольно интересна интерпретация еще одной повести Фёдора Михайловича Достоевского - «Белые ночи». Ее осуществил известный режиссер Нариман Туребаев в фильме «Приключение». В главных ролях – известный российско-казахстанский актер Азамат Нигманов и популярнае в середине 2010-х годов актриса Айнур Ниязова. Как и в оригинале, это история двух несчастливых людей, случайно встретившихся ночью. В оригинале – питерской белой, в экранизации Туребаева – алматинской черной. Наших героев зовут Марат, он работает охранником в ночном клубе, и Мариям, его случайная знакомая. Как и у Достоевского, одна ночь меняет судьбы героев. Далее – лучше один раз увидеть, чем много раз спойлерить.  

news2505.jpg


«Бауржан Момышулы», (реж. Акан Сатаев, 2013) 

Эта картина снята для телевидения, а не для большого экрана. Тем не менее, она по-своему уникальна, так как это первая послесоветская экранизация повести Александра Бека «Волоколамское шоссе». Данная книга во многих странах считается одним из лучших пособий во военному делу, решенных в виде художественного произведения. Ее изучали в военных училищах Кубы, Финляндии, Израиля. В советское время повесть часто инсценировалась, ставилась в театрах. В новейшую эпоху ее решил экранизировать Акан Сатаев. Напомним, что действие романа, как и телефильма, начинается в июле 1941 года. На тот момент старший лейтенант Бауыржан Момышулы служит в военкомате и безуспешно просится в действующую армию. В это время в Алма-Ату для формирования легендарной в будущем дивизии прибывает генерал-майор Панфилов. Познакомившись с Бауыржаном и поближе узнав его, Панфилов вверяет Момышулы один из батальонов. Вскоре дивизия отправляется на фронт. 

Ввиду ограниченности бюджета удалось экранизировать лишь часть романа Александра Бека. Фильм заканчивается на начале легендарного боя у разъезда Дубосеково. Предполагалось снять вторую часть фильма, однако этого по сей день так и не случилось. Рейтинги фильм собрал хорошие. Также он принес славу малоизвестному тогда актеру Еркебулану Даирову, который за 2010-е годы превратился в одного из самых востребованных отечественных киноартистов. 

news2506.jpg

news2507.jpg

news2508.jpg


«Шуга», (реж. Дарежан Омирбаев, 2007) 

Данный фильм представляет собой ни много ни мало казахстанскую Анну Каренину. Осуществил эту постановку уже упомянутый Дарежан Омирбаев. Вроде завязка одна и та же: состоявшая семейная женщина встречает мужчину, к которому она воспылает чувствами и бросит все свое семейное счастье в топку страсти. Однако не все так однозначно в экранизации нашего соотечественника. Если у Льва Николаевича Толстого главная героиня обуреваема эмоциями и страстями, то в «Шуге» Омирбаева героиня всячески подавляет в себе эти чувства. Собственно, по версии режиссера, это и есть главная трагедия фильма. Она и мучается в браке с мужем, и не может отдаться новой страсти. Одним словом, это довольно интересное прочтение Анны Карениной. Которое, кстати, достойно оценили мировые кинокритики. Фильм даже побывал во французском кинопрокате, но так и не дождался казахстанского. 2007 год – не самое лучшее время в истории отечественного кинопроката. Зато фильм уже есть в доступе на YouTube. И теперь киноаудитория может оценить авторское прочтение классики. 

news2511.jpg

news2514.jpg


Акын (реж. Дарежан Омирбаев, 2020) 

И вновь авторское прочтение классики от Дарежана Омирбаева. На сей раз – рассказа Германа Гессе «Авторский вечер». Главный герой экранизации – алматинский поэт лет сорока, работает скромным редактором в небольшой казахскоязычной газете. Он и его коллеги понимают, что их литературное творчество в современном, рациональном обществе всё меньше и меньше находит своих читателей, что время массового интереса к литературе, книгам, поэзии постепенно уходит в прошлое. Для этих скромных литераторов это, конечно же, большая личная трагедия. Конечно, ситуации, в которые поставлены главные герои в оригинальном рассказе Гессе и в трактовке Омирбаева – кардинально разные. Все-таки начало ХХ века, когда был написан рассказ – литературо-центричная эпоха, когда писатели были властителями умов. Сегодня время совсем другое. Тем интереснее, как это противоречие преодолел режиссер. Фильм почти год путешествует по кинофестивалям. Казахстанской премьеры еще не случилось. 

news2515.jpg

Источник -  esquire.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...