![Увезли, бросали в колодцы: В Шымкенте оборвалась жизнь 16 тыс. человек Увезли, бросали в колодцы: В Шымкенте оборвалась жизнь 16 тыс. человек](/upload/iblock/c00/c00f7a47659c4ed31f3b93926afd24c7.jpg)
Земля Казахстана помнит немало трагических событий. Сталинские репрессии 1937-1938 годов перечеркнули жизни и повлияли на судьбы десятков тысяч казахстанских семей. Более того, именно в нашей стране располагались самые страшные лагеря – КарЛАГ, АЛЖИР. Но есть на казахской земле и другие местности, где оборвалась жизнь десятков тысяч людей, обвиненных по политическим статьям. Одно из таких – Лисья Балка в черте города Шымкент. Историю этого места с печальной славой рассказывает корреспондент zakon.kz.
Мы находимся на мемориальном комплексе "Қасірет" ("Скорбь") в Шымкенте в местности Лисья балка. Комплекс расположился в овраге и на холме рядом с ним, построен с обретением Казахстаном Независимости. Здесь покоятся останки 16 тыс. человек. Лисья балка — местность, в советские времена находившаяся на окраине, а ныне в черте, города Шымкента известно как место массовых расстрелов в 1937—1938 годы. Осужденных по политическим статьям хоронили здесь же. Вернее, не хоронили, а просто закидывали тела землей.
![news121.jpg news121.jpg](/upload/medialibrary/453/453d0dc3329942e5065eb857b984d2e7.jpg)
Среди местного населения также стало известно как "Албасты сай" (овраг, где водится нечисть). Во время расстрелов сразу умирали не все. Были те, кто получив смертельное ранение, лежали, стонали и умирали долгой и мучительной смертью. Эти стоны разносились по округе. И люди в страхе говорили, что это очень опасное место.
Один аксакал рассказал сотрудникам прокуратуры, что в тридцатых годах часто видел, как в сторону Лисьей Балки ездила машина. Однажды, переборов страх, он спустился в овраг и в пещерах увидел трупы людей. В конце 1989 года здесь начались раскопки, они велись людьми в свободное от работы время. Некоторые захоронения оказались в колодцах на глубине 8 метров.
Это стало достоянием общественности после того, как областной Комитет госбезопасности, областная прокуратура и общество "Әділет" по многочисленным обращениям родственников репрессированных занялись поисками возможных мест массовых захоронений. Ранее все было засекречено, и многие даже и предположить не могли, где искать останки расстрелянных родственников.
![news122.jpg news122.jpg](/upload/medialibrary/667/667af3bc4607c29294fc5d636d204c6d.jpg)
Спустя годы, правда о страшных событиях тех лет постепенно становится достоянием общественности. И появляется все больше скорбных дат в календаре. В этот день (19 ноября), ровно 83 года назад за подписью временного начальника Южно-Казахстанского ОблУ НКВД капитана госбезопасности Кальнинга было закрыто дело №723 - "Об организации контрреволюционного центра церковников". Это дело известно еще как "Дело расстрелянных священников".
Если копнуть историю, то выяснится, что первые политические ссыльные священники появились в Чимкенте в тридцатых годах 20-го века. Их переводили сюда из лагерей якобы "по состоянию здоровья". Репрессированные принадлежали, в основном, к духовенству высшей иерархии из центральных районов России. В скорбных списках этого дела 64 человека — священники и служители русской православной церкви, среди которых 2 митрополита (Кирилл Смирнов и Иосиф Петровых), 1 архиепископ, епископы, протоиереи, священники, монахи и монахини. После закрытия дела, к концу февраля 1938 года в живых не останется никого из арестованных.
![news123.jpg news123.jpg](/upload/medialibrary/0d7/0d7a31d0af79d48fb19f20a4d4a1b658.jpg)
23 июня 1937 года сотрудники Управления НКВД Южно-Казахстанской области арестовали 19 человек. Именно в этот день и было инициировано дело № 723 "Об организации контреволюционного центра церковников", во главе которого стоял митрополит Казанский и Свияжский Кирилл Смирнов.
Вместе со священниками были арестованы и сочувствующие – жители Чимкента Фeдop Захаров, Вера Горбунова, Людмила Петрова и Михаил Николаев.
Через несколько дней дело митрополита Кирилла будет существенно расширено, а городская тюрьма пополнится еще тремя десятками верующих и сочувствующих со всей области. К осени 1937 года в общей сложности будет арестовано 64 человека. Всех их расстреляют. Приговор первым арестованным будет приведен в исполнение 27 августа 1937 года. В Лисьей балке навечно останутся Ева Павлова, продавшие ей дом Федор и Людмила, монахиня Евдокия и семеро священников-мужчин. Это будет первая партия "наказанных" за измену Родине. За ними потянутся следующие…
По данным из книги Отца Виктора (Липецк), в Шымкенте по адресу: улица Долорес 65, квартира 1 (ныне эта улица называется Желтоксан) жила пожилая женщина Мария Сергеевна Рыкова. В ее квартире первое время жил один из ссыльных священников. На ее адрес приходили письма от священнослужителей, волею случая оставшихся в Москве. Мария Сергеевна относила их митрополиту Кириллу. Эти письма сохранились в архивах, их можно прочесть и сейчас. Как правило, их содержание не выходило за рамки внутрицерковных дел – никакого криминали или политики. Мария Сергеевна была расстреляна 27 августа 1937 года.
Интересно взглянуть на протокол Николая Васильевича Толгского, ссыльного протоиерея от 25 июля 1937 года.
Вопрос: Дайте показания о вашей контрреволюционной деятельности.
Ответ: Контрреволюционной деятельностью я не занимался и показать по этому вопросу ничего не могу.
Николай Васильевич был очень известным священником в Москве. Его даже лично отметил Святейший патриарх Московский и всея Руси Тихон. Но не за активную религиозную деятельность. Было у Николая Васильевича одно любимое занятие, дело всей жизни, можно так сказать. Везде, где довелось ему служить, он организовывал хоры. Как при храмах, так и обычные народные, в городах и поселках. Чимкент не стал исключением. 12 апреля 1935 года Николай Васильевич был арестован в Москве и 31 мая 1935 года осужден Особым Совещанием при НКВД СССР по ст. 58-10. Удивительно, но наказанием по "расстрельной" статье священнику тогда стала ссылка. Всего на три года.
![news124.jpg news124.jpg](/upload/medialibrary/575/575558fe22aed89f6f8efbda8cb3c03e.jpg)
Его протоколы несколько раз передавались на доследование. Похоже, что особых зацепок для обвинения, кроме того, что Толгский – ссыльный священник, не было. В конце концов помощник областного прокурора отправил в НКВД окончательный вариант решения:
… Дело возвратить для выполнения определения облсуда. Изъять из дела все протоколы допроса, передопросить всех свидетелей и обвиняемого, указав в их показаниях, например: дискредитировал советскую конституцию и вождей партии и правительства – исключив фамилии, а постановление, заключение прокурора и приговор суда изъять из дела, скорректировать их, исключить всякие выражения, не могущие быть в уголовном деле.
Вскоре было вынесено обвинительное заключение, переквалифицированное по ст. 58-10 – "проводил среди населения антисоветскую агитацию, дискредитировал вождей партии и правительства, что предусмотрено ст. 58-10".
4 ноября 1937 года заседанием "тройки" УНКВД по Южно-Казахстанской области священник Толгский был приговорен к расстрелу. Расстрелян 11 января 1938 года.
В архиве сохранилось письмо от священника Владимира Преображенского на имя капитана Кальнинга.
Я считаю себя виновным только в том, что я религиозный человек. Никакой контрреволюционной работы я никогда не проводил, и меня арестовывали и ссылали только за то, что я верю в религию …При обыске у меня изъяты три стихотворения, Я лично не нахожу, чтобы эти стихи были контрреволюционного содержания. Я писал о своих личных думах и переживаниях. Хранил их как собственные произведения, а "Орленок" как память о своем убитом сыне, - говорилось в тексте письма.
Это письмо не помогло. Владимира Преображенского расстреляли 31 декабря 1937 года. Ровно в полночь. Так записано в тетради коменданта тюрьмы.
5 июня 1958 года двенадцать человек из шестидесяти четырех постановлением президиума Южно-Казахстанского областного суда были реабилитированы. Оправдательный приговор остальным обвиняемым по делу священников был озвучен в 1991 году.
Стены и потолок шымкенского храма Казанской иконы Божьей матери расписаны ликами тех самых священников. Это преподобный Севастиан Карагандинский, сосланный в КарЛАГ, праведник Лука, священник Димитрий и митрополит Кирилл Казанский, служивший настоятелем шымкентского прихода. Их расстреляли за то, что они отказались отречься от веры.
А тысячи жителей Шымкента и Туркестанской области ежегодно 31 мая, в День памяти жертв политических репрессий, приходят в Лисью балку, где были расстреляны "враги народа". Они не знают, здесь ли закончился последний путь их близких, но Лисья балка – место скорби о тех, чьи родные были расстреляны в ходе Сталинских репрессий
Источник - www.zakon.kz