В Almaty Gallery открыта персональная экспозиция живописи Сергея Пожарского "Путешествие по Шелковому Пути". Впечатляющая серия работ из 43 картин иллюстрирует историю Великого Шелкового пути, по которому шли на Запад не только товары и технологии, но и культура, языки, религии
Руководитель проекта – Марлан Нысанбаев, акварелист, арт-менеджер, общественный деятель. Куратор проекта – Гульнар Жуваниязова, член Союза художников РК, ҚР Мәдениет саласының үздігі, старший научный сотрудник Государственного музея искусств РК им. Абылхана Кастеева, руководитель отдела музейной педагогики и проектной деятельности.
О Сергее Пожарском в среде художников говорят: «Очень известный в узких кругах». Как правило, именно профессиональное окружение дает специалисту наиболее точную оценку его достижений. Но для широкой публики он практически неизвестен, ведь это первая персональная выставка 66-летнего живописца. Его работы – открытие для алматинских ценителей искусства.
Его закрытость связана с тем, что Сергей Петрович – музейный живописец. В свое время он учился в Алматинском художественном училище имени Н. Гоголя, с перерывом на службу в Советской Армии. После окончания училища его направили в «Казмузейреставрацию», где Пожарский трудился более сорока лет, с 1978 по 2019 год.
Коллеги, друзья давно хотели показать миру художника с его уникальным живописным стилем и приверженностью исторической теме. Имя Сергея Пожарского хорошо известно музейному сообществу Казахстана и ближнего зарубежья. Картины, круговые диорамы, панно, панорамы выставлены во многих краеведческих музеях РК и стран СНГ. Таких работ у художника много.
Как музейный работник Сергей Петрович очень достоверен в воспроизведении темы, внимателен к деталям, пейзажу, архитектуре: «Я езжу по музеям. Там, начиная с палеонтологии, кончая современностью, все приходится воспроизводить – времена, события, персонажей. Мне близко средневековье и ханство, я рисую битвы. Приходилось изображать динозавров в краеведческом музее. И это моя работа».
А еще он – создатель первых восковых фигур в Казахстане. Они тоже выставлены в музеях.
Сергей Пожарский часто отправляется в командировки, которые длятся от 2 месяцев до полугода. А фактически он путешествует по разным эпохам, историческим регионам. По степени погружения в древние миры и времена это - почти телепортация. Вполне возможно, что в современной жизни Сергей Петрович ориентируется намного хуже, чем в средневековье и ханских временах. Словом, он не от мира сего.
В перерывах между командировками он берется за кисть: «Картины – мой отдых. Я не могу не рисовать, а тем всегда достаточно, выбираю то, что мне близко». Очень взыскательный и требовательный к себе, Сергей Петрович до сегодняшнего дня считал, что не готов к персональной выставке. Его друг и коллега, арт-менеджер, известный акварелист Марлан Нысанбаев убедил Сергея Петровича, что тот накопил немалый профессиональный багаж. Четыре года назад Марлан Нысанбаев в первый раз побывал у Сергея в мастерской и уговорил его организовать персональную выставку: «И эти годы он писал, а я заглядывал к нему, чтобы увидеть новые картины. Так мы договорились, что я буду его арт-директором. И всё, что связано с организацией выставки, я взял на себя – площадку для вернисажа, логистику, аннотацию, афиши, этикетаж, переводы, приглашения гостей, рекламу в социальных сетях, фуршет и многое другое. Естественно, я находил людей, которые в этом мне помогали. Мои организаторские способности пригодились».
Написанные с 2010-го года картины – живописное повествование о Шелковом Пути. Картина «Истоки» посвящена средневековью. На переднем плане женщины у источника воды наполняют сосуды. Одна из героинь в положении – и это тоже истоки жизни, ее вечное течение. Сергей Пожарский комментирует: «Я решил показать женщину. Что такое истоки? Родник, вода бьет из земли. Сама женщина, чье предназначение – рождать людей. Это тоже истоки». На втором плане видны купола мечетей». Как известно, строительство мечети, храма во все времена было гарантией посмертного блаженства. Для того, кто построит дом молитвы, Создатель дает жилище в райском саду.
Сергей Петрович убежден, что каждый человек должен верить в Бога непоказной искренней верой. Когда художник берется за очередную картину, привычно произносит: «Господи, благослови!». Заканчивая работу, благодарит: «Слава Богу». Когда смотришь на произведения мастера, то невольно думаешь, что без божественного наполнения и благословения невозможно создать подобное.
Особенно впечатляет триптих «Средневековый базар»: многофигурная композиция, на которой несколько сотен людей за крепостной стеной ведут торг, приобретают товары. Возможно, в этот момент муэдзин с минарета призывает к вечерней молитве, предлагая вкусить пищу духовную. Здесь все исторически достоверно, научно выверено. А зрителя охватывает восторг перед величием жизни. И хотя в ней всегда полыхают войны, не прекращается движение вперед, развитие и стремление к совершенству.
Сергей Пожарский изображает восточные города - «Средневековый базар. Триптих», шумный «Караван-сарай» - кров и стоянка для путешественников, торговых караванов. Картина «Беркутчи» понятна нам, казахстанцам. Охота с беркутом известна и сейчас как спорт и увлечение. В пейзажах воссозданы разные уголки Казахстана: в картине «Непреодолимая преграда» угадывается Чарынский каньон, в работах «Мерке на Шелковом пути», «Меркенское ущелье», «Вечер в горах» - запечатлены уникальные красоты Залийского Алатау.
«Айжантас» - живописнейшее местечко Жамбылского края. Самое масштабное полотно выставки - «Отдых в пути». Магическая работа, она не только выделяется своей палитрой в темно-синих, матово-голубых тонах, здесь будто останавливается ход истории. Молния разрывает течение времени. Отдых в пути совсем не идиллический: он остановил путников грозой, предзнаменованием грозных событий, может быть, повелением задуматься, куда держит путь человечество.
Марлан Нысанбаев, арт-менеджер, известный акварелист, общественный деятель: «Сергей Петрович в течение нескольких десятилетий воссоздавал в своих полотнах особенности быта исторических эпох, портреты известных личностей и простых людей. Чтобы написать только одно историческое событие в крупных монументальных размерах, художнику необходимо было каждый раз погружаться в архивные данные, документы давно прошедших дней. Он изучал археологические находки в раскопках Тараза и других регионов Казахстана, чтобы понять и синтезировать элементы и особенности средневековой архитектуры Узбекистана, Казахстана и других стран. Его интересовали все детали древней одежды, быта, утвари, оружия как артефакты наследия предков. В сфере его внимания арабская, персидская, среднеазиатская истории Шёлкового Пути IX-XIII веков. Его жизнь – путь художника-исследователя в историко-этнографическом плане».
Лидия Дроздова - член Союза художников-дизайнеров, арт-менеджер, член французской Академии " Mondial Art" в Париже, член Евразийской творческой гильдии Лондона: «В композициях "Лавка гончара", "Оружейная мастерская", "Тараз - город купцов" каждый предмет, будь то круглые восточные сосуды, кувшины, элементы одежды и оружия, запечатлены достоверно и точно. В "Восточном базаре" люди - персы, казахи, узбеки, туркмены, таджики, киргизы, китайцы - воссозданы и прописаны во всех элементах одежды. Все, что их окружает, так же исторично, соответствует своей эпохе».
Магические вещи происходили не только в пространстве полотен Сергея Пожарского, но и наяву. Вдруг погас свет во время вернисажа в Almaty Gallery. Наргиз Алиб – искусствовед, руководитель арт-пространства Almaty Gallery не растерялась, предложила участникам и зрителям выйти наружу, где продолжилось обсуждение картин. Люди делились впечатлениями под открытым небом. А потом коллеги, именитые художники, поздравили Пожарского с первой персональной выставкой. И непринужденно-торжественным финалом арт-действа стало вручение награды герою: Сергея Пожарского и Марлана Нысанбаева наградили золотыми медалями «Таранды Великого Эля» Академии художеств Казахстана. Вручил награду Амандос Аканаев - президент Академии художеств РК, заслуженный деятель искусств РК, лауреат Государственной премии РК в области литературы и искусства.
В 2010 г. медаль «Таранды Великого Эля» Академии художеств Казахстана учредил художник Амандос Аканаев по названию своего выставочного проекта, который стал очень резонансным. Сам художник так объясняет название: «Мифический Таранды – это конь с головой и лапами орла. Он соединяет в себе три энергии. Земля – мать, Кок-тенгри – отец. Все живое – это создание Бога. В тенгрианстве, как известно, экология – основа всего. Наш мир очень хрупок, отношение к нему должно быть бережным. Это заложено во всем искусстве древней скифской культуры, которую я изучаю длительное время».
Сергей Петрович Пожарский востребован как художник. Его ждут в музеях РК и во многих других странах, ведь подобного специалиста больше нет. Сам живописец полон сил и интереса к жизни, но не строит планов, чтобы, по его словам, «не насмешить Бога». С Создателем у него серьезные беседы.
Источник - dknews.kz