Почему кодировки от алкоголя малоэффективны?
Период карантина осложнил ситуацию с потреблением алкоголя в Казахстане. Если в 2018-2019 годы наблюдалась тенденция к снижению потребления спиртных напитков, то 2020 г. в корне изменил ситуацию к худшему. За год потребление спиртного выросло на 20%, а производство водки – на 14%. Для многих это стало причиной тревоги – ведь в период потрясений часть народа всегда искала утешение в потреблении токсичных веществ. Радикалы-ЗОЖники и вовсе напирают на то, чтобы максимально искоренить алкоголь из повседневной жизни казахстанцев. Но так ли однозначны два близкие понятия: алкоголизм и пьянство?
Наблюдение из практики: жили два друга. Один – зависимый алкоголик, а другой в силу традиций и круга общения – социальный пьяница. Из одной компании, которая ведет разгульный образ жизни с юношеских лет. Периодически у них появляются проблемы с законом. Со временем один из них, назовем его условно Иван (который был близок к социальному пьянству) обратился к Богу, взял себя в руки, дал обет трезвости и избавился от ужасной привычки. Мама его друга (условно Василий), увидев положительный пример Ивана, призывает пойти своего сына по такому же пути. Она приводит его в храм, и Василий тоже не против, он хочет изменить свою жизнь. Он также даёт обет трезвости, но продержаться смог всего несколько дней. Сорвался в запой, не помня, как это произошло. Ему стыдно и в храм он ходить стесняется, стыдясь показаться на глаза священнику. Но мама вновь напирает на «силу воли». А у Васи может и есть сила воли, но у него болезнь хроническая, генетическая. И пока уговоры на него не действуют.
С этой истории началась наша беседа о том, есть ли действенные методы борьбы с алкогольной зависимостью, с директором фонда «Казахстан без наркотиков», врачом-наркологом, протоиереем Анатолием Измеровым.– Самое главное, о чем надо помнить, рассматривая проблему: различать понятия алкоголизм и пьянство. Они отнюдь не тождественны. Алкоголизм – это психологическое заболевание, как и все другое, связанное с зависимостями (наравне с наркоманией, игроманией и т.п.). Наблюдательные люди увидели, что все не так просто. Человек, болеющий алкоголизмом – это отнюдь не опустившийся деклассированный элемент. Скорее даже наоборот – очень часто это преуспевающие люди: врачи, учёные и даже священники. В общем, алкоголик может заниматься и вполне высококвалифицированным трудом. Пьянство же – это распущенность. Пьяницы не имеют предрасположенности к этой болезни, не имеют потребности в алкоголе, а просто ведут себя распущенно. Проще говоря, он мог бы и не пить, но он пьет потому, что ему так нравится. Вся сложность в том, что трудно отделить эту грань: где социальный пьяница, а где больной алкоголик? Хотел бы сразу пояснить, что самостоятельно вешать ярлыки на других или самостоятельно ставить диагнозы себе не следует, это неправильно.
– Насколько верно суждение о том, что большинство алкоголиков начинает с «социального пьянства»?
– Нет, это неправда. Социологические, психологические, генетические эксперименты в больших лабораториях мира давно установили обратное. Были, к примеру, эксперименты на однояйцевых близнецах из семей, где родители имели соответствующую предрасположенность. Один попал в семью, где выпивали, а другой в семью с благочестивыми нравами. По итогам наблюдения в определённый срок и один, и второй начали злоупотреблять алкоголем. Практически независимо от воспитания. И подобных экспериментов было проведено достаточно, результаты примерно одни и те же. Специалисты сегодня говорят о том, что нельзя к людям зависимым относиться как к людям пропащим, порочным. Нельзя думать, что их можно перевоспитать. Одни воспитательные меры ничего не дадут, хотя они, конечно же, нужны. Они в большей степени подходят тем самым «пьяницам». Но есть такие объективные вещи, как генетика, и с ней надо считаться.
– Можно ли противопоставить пьянству так называемую «культуру пития»? Есть ли такое понятие или это пропагандистский штамп?
– Вы совершенно правы, это штамп. «Научиться пить» очень сложно, потому как если человек болен алкоголизмом, то при взаимодействии с алкоголем он сорвется в любом случае – вне зависимости от дозы или каких-то внешних ритуалов. Собственно, это и есть основной признак болезни – отсутствие контроля. Сторонники «культуропитейства» и напирают на то, что могут научить людей пить в меру. Для больных это невозможно в принципе. Хотя, конечно, научить человека в меру потреблять алкоголь – это не так плохо. По крайней мере, это убережет от социального пьянства - той самой распущенности. Потому что существует и другая крайность – призыв вообще запретить потребление алкоголя. Это тоже тупиковый путь, потому как если запрещать алкоголь, то нужно исключить из поля доступности все одурманивающие вещества вплоть до бензина и клея. Но это же невозможно. Эти так называемые собриологи борются с самим веществом, запрещают продажу, призывают к введению сухого закона и т.п. Как правило, это не дает эффекта. Предположим, мы удалим человека от алкоголя. А сможем ли мы удалить его ещё от 250 наркотических веществ? Тогда человека надо переселять в горы, лес или пустыню. Но не можем же мы там держать его всегда! Настоящие программы помощи рассчитаны на то, чтобы помочь человеку стать фундаментально трезвым, а не насильственно трезвым. Для этого нужен комплексный подход.
- Что он в себя включает?
- Вкратце, он заключается в том, чтобы помочь семье зависимого человека. Проблема таких людей почти всегда в семье. Это и наследственный фактор, и так называемые созависимые люди. Те, кто живёт рядом с алкоголиками и наркоманами. Мы занимаемся просветительской работой, а не распространением мифов, не запугиванием людей теми ужасами, к которым может привести алкогольная зависимость. Давно доказано, что «пугалки» не работают. Известно, что бывает зависимость физическая, психологическая и так называемая «созависимость» - это близкие люди тех, кто употребляет алкоголь или наркотики. И в семье происходит перекос. Это и есть «неблагополучные семьи», а вовсе не те, которые бедные. Здесь скажу как священник: такие семьи не получают Божьей благодати. Отсюда и название – неблагополучная. Очень часто это внешне преуспевающие семьи. И нередки случаи, что в таких семьях появляется ребенок-алкоголик или наркоман. Созависимость может проявляться в разных формах. К примеру, жены, употребляющие алкоголь «за компанию», дабы муж не пил в одиночку. Это так называемая маска собутыльника. Мол, пусть лучше пьет со мной, чем с друзьями. Такие жены и есть типичный пример созависимых, и это порождает дисфункциональные семьи. Но еще важно не путать – созависимые это не те, кто может, условно говоря, «заразить» другого токсичной привычкой. Все гораздо сложнее. К примеру, девочка, родившаяся в неблагополучной семье, повзрослев, выходит замуж за алкоголика или наркомана. Ведь употребление алкоголя – это лишь один из симптомов, а есть и масса других. Бывает, что алкоголик «завязал» с помощью кодировки или какого другого метода. Да, он не пьет. При этом он все равно алкоголик и ведет себя так, что находиться рядом с ним разрушительно. Нередко жены говорят: «Да лучше бы он пил!». То есть, муж в кодировке, но ведет себя по-прежнему так токсично, что люди не могут с ним находиться: он агрессивен, лжив, уходит в блуд. Симптомов у болезни много и употребление алкоголя лишь один из них.
Самый эффективный на сегодня метод излечения от алкоголизма – это использование 12-шаговых программ. Начиная с анонимных алкоголиков - продолжая их родственниками и работниками помогающих профессий. В частности, я отношу себя к этим профессиям.
12-шаговые программы для алкоголиков направлены на то, чтобы у человека, страдающего тем или иным недугом, в процессе прохождения шагов произошел переворот в сознании. Первый шаг к этому – признание болезни, своего бессилия перед алкоголем. Это христианские программы, использующиеся во многих странах мира, во главе их стоит принцип: «Без тебя, Господи, не могу творить ничего». Программа приносит плоды и для исповедующих другие религии, и для атеистов. Потому что она не является религиозной и не принадлежит ни к какой конфессии. Она духовная и все остальные шаги связаны с обращением к Богу, каким именем мы бы его ни называли. На каждом этапе у каждого человека складываются свои отношения с ним. Параллельно на новых этапах у зависимых людей меняются отношения с ближними. Пройдя эти шаги, человек постепенно преобразуется.
- Сегодня многие предпочитают быть «на ЗОЖе». Есть и идейные трезвенники. Может ли такая идейность стать своего рода предохранителем от алкоголизма?
- У трезвенничества довольно давняя история, берущая истоки в раннем христианстве и средневековье. Нашей ситуации более близка история рубежа XIX-XX веков. Тогда, в частности, в Казахстане, наблюдался период больших изменений, преобразований и потрясений. Быстрыми темпами шла урбанизация, люди переселялись в города, теряя связь с землей, с традициями, шло разрушение устоев общества. Параллельно шел бурный рост водочного, пивоваренного и винодельческого производства. Даже наши верненские купцы Пугасовы, Радченко занимались подобным производством. Конечно, это не были промышленные масштабы, но все же они давали богатый спрос. А люди, оторванные от сельской жизни, занятые на тяжелом производстве, зачастую и не могли себе позволить никакого другого способа развлечения, как питие. Тогда многие заметили эту угрозу и как раз в то время стали появляться трезвеннические общества.
В Казахстане такую работу активно проводил епископ Петропавловский Мефодий (в миру – Владимир Красноперов). Как раз на днях, церковь отмечает день его памяти – 100 лет со дня трагической гибели (епископ был расстрелян 17 февраля 1921 г), в Петропавловске была открыта мемориальная доска. Тогда все трезвеннические движения были попыткой перевоспитать алкоголиков, в целом как-то предупредить рост пьянства, который был в те годы. Хотя в сравнении с сегодняшним днем, тогдашнее потребление алкоголя – это были такие маленькие проценты. Возьму один частный, но показательный пример: в 1913 году среди женщин потребление алкоголя не превышало 3-4%. Сегодня мужчины и женщины страдают алкоголизмом и пьянствуют примерно в равных долях. Но церковь уже тогда била в набат. В частности, Мефодий (Красноперов) устраивал крестные ходы и люди несколько километров шли пешком с образами, молились о трезвости и о том, чтобы Господь не оставил народ. Во время этих крестных ходов люди давали обеты трезвости.
– Давало ли это эффект?
- Люди на некоторое время поддавались воодушевлению и на определенный период эффект это давало. Но в долгосрочной перспективе, к сожалению, нет. Надо понимать, что тогда и развитие науки было на другом уровне. В те времена понятия пьянство и алкоголизм считались просто разными названиями одного и того же. Считалось, что при помощи здорового образа жизни можно вылечить от алкоголизма. От пьянства, может, и возможно. С алкоголизмом куда более серьезно. В 12-шаговых программах весь опыт учтен: там, в частности, не возлагается на больного человека тяжкого бремени. Мол, ты поклянись, что ты не будешь пить год-два, всю жизнь и т.п.
У нас совсем другой подход: я не пью сегодня. А завтра? А завтра будет сегодня! Вот такой нехитрый способ. За счет этого люди не пьют помногу лет. Исцеление от недуга в этой методике строится прежде всего на честности перед собой – а это одна из главных христианских добродетелей. Для пьющего человека или наркомана очень важно видеть перед собой пример.
Хорошо перед собой видеть таких праведников, как Мефодий Красноперов или Пимен Белоликов, которые вели такую работу. Но они не были алкоголиками, и люди не ассоциировали себя с ними. Они думали так: это священнослужители, люди с большой силой воли и нам до их уровня сознательности никогда не добраться. Совсем другое – увидеть перед собой похожего на тебя человека со слабостями, которые идут вместе с ним. На наших группах люди видят именно такие примеры.
- Спровоцировала ли пандемия рост потребления алкогольных напитков?
- Да, есть и соответствующая статистика, говорящая о том, что потребление алкоголя в период прошлогоднего весеннего жесткого карантина выросло на 20%. Но любопытен и другой факт. Известно, что во времена потрясений люди всегда тянутся к потреблению токсичных веществ, дабы отвлечься от тяжких будней. Этот жесткий карантин, по моим наблюдениям, не привел к резкому росту употребления наркотиков. А потребление алкоголя возросло существенно. Все-таки, доступ к наркотикам в период строгого карантина был значительно затруднен. Да и в целом, это все-таки криминал и определенные риски, связанные с этим. Покупка алкоголя в магазине никаким криминалом не является. Алкоголики в этом плане чувствуют себя спокойнее. Изоляция, отсутствие работы спровоцировало множество всплесков хронического алкоголизма. В качестве примера могу привести своего знакомого доктора, который страдает алкоголизмом. Ему больше 60 лет и в период карантина его работодатели отправили в отпуск без содержания. И он сорвался – что еще делать в отпуске без содержания? Хотя пока он работал, ему было не до этого. И таких примеров великое множество.
Изоляция и невозможность передвижения – благодатная почва для всплеска как бытового пьянства, так и алкоголизма. После, когда мы все вышли из режима самоизоляции, по моим наблюдениям, произошел спад. В частности, для наших программ очень нужна свобода передвижения. 12-шаговые программы, конечно, рассчитаны больше на живое общение. Но, как говорится, нет худа без добра. Общества анонимных алкоголиков и наркоманов быстро освоили дистанционную возможность и уверенно выздоравливают в скайпе, в зуме и даже в телеграме. В общем, протрезветь сегодня можно и с помощью этих приложений. Как говорится, было бы желание. Теперь нельзя «отмазаться» причиной того, что «неудобно ехать на группу целый час». Как говорится, скайп тебе в помощь. Удаленка в данном деле тоже не помеха.
- Каков процент людей сами приходят к выводу того, что они больны. То есть, кто приходит сам, а кого приводят?
- Редко кого можно привести. В основном люди приходят к нам через «социальное дно», когда им уже нечего терять. При этом они слышат такие слова: только трое из вас останутся в трезвости, а семеро умрут. И это правда! Такова статистика. В нашем деле главное не обманывать человека, а четко следовать правилам лечения. К сожалению, статистика такая печальная, что очень многие «врачи» идут путем обмана. Обещают, что «вошьют», закодируют, пропишут – и все как рукой снимет. На подобные фикции люди затрачивают огромные средства и главное – теряют время. Мы предлагаем простые шаги – правду об этой болезни, 12-шаговую программу и обращение к Богу. Необходимо задействовать четыре сферы – био, психо-, социо- и духовную. Только комплексный подход. При этом важно выздоравливать в сообществе. Нельзя человека оставлять наедине с его болезнью. Да, человека могут прокапать, прописать ему лекарства, задействовав только биологическую сферу исцеления. Все остальные оказываются незадействованными и такое лечение почти всегда оказывается бесполезным. Тем, кто обещает 100-процентное исцеление, не верьте. Всегда высока вероятность срыва. Только задействование всех четырех сфер даст результат. Пусть 30%, но это результат.
Смотрите также тут
Читайте еще здесь