«Окаянные дни» и дыхание Родины | Агентство православных новостей (АПН)

«Окаянные дни» и дыхание Родины

558
8 минут
«Окаянные дни» и дыхание Родины
Галина Галкина

События в Казахстане назвали беспрецедентными.  Однако они имеют аналоги в нашей стране – в Алма-Ате в декабре 1986 года, в Жанаозене в 2011 году. Подобное случалось и в других регионах: подавление студенческой демонстрации на площади Тяньаньмэнь в Китае в 1989 году, Майдан в Украине в 2014 году, нападения исламистов в Мозамбике, Ираке, Афганистане, Мали в 2021 году. Под предлогом преобразований, якобы в заботе о защите прав людей, представители неких сил жгли, громили, убивали. 

В январе в Алматы мы пережили свои «окаянные дни». Похожие на те, свидетелем которых был писатель Иван Бунин. Вместе с десятками тысяч участников и потерпевших в России, объятой революционным пламенем конца 1917- начала 1918-го года.  Под впечатлением от пережитого Бунин написал книгу «Окаянные дни» и Дневник. В СССР эти произведения не публиковалась вплоть до перестройки начала 1990-х. 

Дневниковые записи – сохранение жанра

Дневник Бунина – отражение того, чем он жил в революционный период 1917-18 гг. Иван Алексеевич считал дневниковые записи «одной из самых прекрасных литературных форм», был уверен, что они станут главным жанром. И был прав: сегодня в роли дневника выступают соцсети, и мы читаем хронику происходящего в нашей стране в начале января 2022 года во всеобщем онлайн-дневнике. В хрониках 1917 года Бунин описывает грозные революционные события, но от его внимания не ускользает и внешний мир – по-весеннему сияющее небо, яркий месяц на небосклоне, сугробы, нежные розовые облака. 

Алматинцы, переживая черные, кровавые дни, замечают, что природа в это время погрузилась в непроницаемый туман, зловещий сумрак. 

Для Бунина события в России отзываются печалью и отчаянием в сердце: обыденностью стало, что вокруг «грабят, бьют, насилуют, пакостят в церквях». Всюду, в столицах и провинции - погромы, расстрелы. Известно, что накануне эмиграции Бунин наблюдал, как шла охота на литераторов (их убивали), представителей интеллигенции, столь ненавистной для пролетариата. 

В Алматы избивали и стреляли в журналистов, ведущих репортажи с мест событий. 

Находясь в Одессе в 1919 году, Бунин пишет: «День и ночь живем в оргии смерти. И все во имя «светлого будущего», которое будто бы должно родиться именно из этого дьявольского мрака»? Он разоблачает, как отвратительную ложь, слова «революции не делаются в белых перчатках…». Писатель отвергает насилие и призывает бороться «за вечные, божественные основы человеческого существования». 

Окаянные дни

4 ноября. «Дневник 1917-18 гг.» Один из самых страшных дней моей жизни. Да, позавчера был подписан в пять часов «Мирный договор» (в ноябре 1917 года большевики начали мирные переговоры с Германией и ее союзницами о перемирии). Часов в одиннадцать узнал, что большевики отбирают оружие у юнкеров. … Три раза приходили, вели себя нагло. Выйдя на улицу после этого отсиживания в крепости, испытал страшное чувство свободы … и рабства. Лица хамов, сразу заполнивших Москву, потрясающе скотски и мерзки. День темный и грязный. Москва мерзка как никогда. Ходил по переулкам возле Арбата. Разбитые окна. Разбитые стекла и т.д…»

news2477.jpg

news2478.jpg

news2479.jpg

Три дня, которые потрясли наш современный мир… В алматинской хронике событий с пятого по седьмое января 2022 г. вместо праздничного Рождества - хаос, неготовность противостоять террору, случайная гибель простых граждан, детей. После первых дней растерянности силовики дали отпор бандитам, проводя повсеместно антитеррористические операции. Люди постепенно приходят в себя. Вернет ли себе Алматы статус безопасного, солнечного, жизнерадостного города? Время покажет. 

news2480.jpeg

news2481.jpg

news2482.jpg

Сравнивая ситуацию в «Окаянных днях» и наши январские события, епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев) отмечает, что в России убивали священников, громили храмы. В Казахстане ни один из храмов не пострадал. В эти трагические дни в казахстанских церквях читались особые молитвы о мире, об умирении, о спокойствии – в контексте Божественной Литургии, молитвы читали после служб. 

Епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев), управляющий делами Православной Церкви Казахстана: 

- «Окаянные дни» Иван Бунин написал о событиях 1918-19 годов в России. Первая часть – о Москве, вторая – об Одессе той поры. Можно ли сравнивать происшедшее в Казахстане и России в прошлом веке? У нас это было потрясение трех дней, у Бунина – жизнь в России, охваченной революцией, в течение двух лет. Но параллели есть.  

Если говорить о свидетелях, и быть объективными читателями в оценке общественной атмосферы, событий 1918-1919 годов, то нужно смотреть глазами двух человек – Ивана Бунина и Александра Блока. Его взгляд кардинально противоположен бунинскому. В «Окаянных днях» Бунин язвительно отозвался о романтических представлениях Блока: «Слушать музыку революции». В принципе без статьи «Интеллигенция и революция» Блока невозможно понять и оценить революцию с точки зрения очевидцев. В конце 20-х годов будет появляться масса работ, в том числе классические труды философа Николая Александровича Бердяева, выдающегося богослова Сергея Николаевича Булгакова, писателя Ивана Сергеевича Шмелева «Солнце мертвых». Это все уже будет потом. Но первыми описали революцию Бунин и Блок – как очевидцы. И они по-разному оценивали события. У Блока – это «музыка революции», очищение «болота». Он всю Россию сравнивал с «болотом». У Бунина – «Окаянные дни».

 Лично мне не симпатична точка зрения Блока и совершенно чужда позиция Бунина. Проза Бунина мне вообще глубоко антипатична. Несомненно, что он блестящий литератор, описывающий великолепные пейзажи, лучше даже, чем Тургенев. 

Деревенская проза Бунина, конца XIX, начала XX века, очень мрачная. В книге «Окаянные дни» проявилось его дворянское, брезгливое неприятие народной стихии, неспособность, даже приближенно, понять ее.  Бунин страшно далек от народной стихии, от народа вообще. Хотя как выдающийся художник он многое правильно заметил и описал. С горькой правдой в «Окаянных днях» нельзя не соглашаться. Но иные строчки там отталкивают, вызывают несогласие с автором.  Я помню свое первое прочтение книги «Окаянные дни», когда был доступен полный текст, без купюр. Меня поразило абсолютное развенчание, уничтожение образа Ленина. Это первое, что в конце 80-х я встретил именно у Бунина. Потом уже были воспоминания Николая Владиславовича Валентинова, революционера-меньшевика, историка и философа, эмигрировавшего в 1928 году во Францию, у которого Ленин в воспоминаниях – полный извращенец. Стали доступны распоряжения и письма вождя пролетариата, как «Письмо члену Политбюро 1922 года (15 марта)» - с призывами «Чем больше представителей духовенства мы расстреляем, тем будет лучше». Сейчас уже понятен образ Ленина – за маской реформатора скрывался злобный, неудовлетворенный человек. Но в конце 80-х годов Бунин первым открыл для нас «неизвестного Ленина». А второе для меня открытие – в восставшем народе писатель видит сплошь уродов. В 1918 году, наблюдая демонстрацию, характеризует состав митингующих - «сплошь страшные лица». Но мне хочется возразить Бунину: «На демонстрацию вышли люди, которые в конце концов кормили тебя, твоих родственников, предков и все дворянство – на протяжении десятилетий. Во-вторых, а кто несет ответственность за невежественное, забитое состояние этой массы, как не вы, дворяне? В-третьих, это недостойно христианина – так относиться к людям. Есть все же у Бунина отдельные фрагменты, которые в большей степени приближаются к христианскому осмыслению. Но его презрение к народу я принять не могу. Любая революция, любой бунт не возникают ниоткуда. Как в Книге Иова, «не из-под земли вырастает беда». Как и у нас в Казахстане, все произошло не на пустом месте. Навешать ярлыки, заклеймить черными словами восставших – это легче всего.

На волне мирного протеста, совершенно с другими целями выдвинулись вооруженные террористы, как правило, – религиозные экстремисты, совсем иная сила. В этом смысле параллель с «Окаянными днями» очевидна. События в России начались с попыток женщин накормить семьи, с просьбой о хлебе. А закончилось тем, что кучка наиболее радикальных революционеров начала все крушить. К большевикам среди всех левых революционеров отношение было весьма специфичное: никто не думал, что они возьмут власть. Выборы в учредительное собрание большевики проиграли. И, тем не менее, революция выдвинула самую радикальную группировку, сосредоточив всю власть в их руках. Это был урок для всех участников революции. Как и для нас, казахстанцев, нынешние трагические события – урок. Потому что иные из наших граждан погибли, а мы едва не стали жертвами наиболее радикальных из числа протестующих.

Но, если говорить о различиях в ситуациях у нас и в России в прошлом веке, для революции 1917 года были серьезные объективные предпосылки. У нас в Казахстане, как я считаю, нет таких предпосылок к революционным событиям, чтобы менять весь общественный строй» - заключает Гоголев. 

Сразу по окончании беспорядков президент обратился к казахстанцам и дал свою оценку проблем, которые привели к трагическим событиям. И уже названы меры, определена первоначальная программа действий по устранению существующих проблем. Остается надеяться, что в такой логике будут предприниматься и дальнейшие шаги президента и правительства, которые позволят проработать экономические и социальные проблемы и задать стране новое направление в новый Казахстан.


Фото из открытых источников


Источник -  exclusive.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...