Комитет регулирования и контроля в сфере социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения провел предлицензионный анализ организаций, оказывающих специальные социальные услуги в сфере соцзащиты населения. Об этом сообщает АПН со ссылкой на пресс-службу Минтруда.
Проверкой установлено, что из 1007 организаций, оказывающих спецсоцуслуги, требованиям соответствуют 72,3%. В связи с этим с 1 января 2025 года в Казахстане вводится лицензирование специальных социальных услуг. Это создаст условия для улучшения качества их оказания и снижения числа нарушений в этой сфере.
«Уже давно возникла необходимость обеспечить надлежащее качество ССУ вне зависимости от формы собственности организаций, оказывающих данные услуги. Достаточно вспомнить трагический случай, произошедший в прошлом году в одном из центров оказания спецсоцуслуг, где отравились дети с инвалидностью, даже со смертельным исходом. По результатам проведенной комплексной проверки было установлено, что в организации грубо нарушались права детей с инвалидностью: бытовые услуги оказывались не в полном объеме; не соблюдались минимальные нормы выдачи постельного белья, одежды и обуви; не проводились скрининговые осмотры; нарушались нормы питания. За 11 месяцев 2024 года в результате проведенных 167 проверок 148 субъектам выданы предписания об устранении выявленных нарушений, наложено 15 штрафов на общую сумму 1,75 млн. тенге», – сказал председатель комитета Толеген Оспанкулов.
Он отметил, что качество системы социального обслуживания напрямую зависит от двух ключевых факторов: профессиональной квалификации сотрудников и соответствия организаций, предоставляющих услуги, установленным стандартам.
«В настоящее время в республике насчитывается 12,7 тысячи социальных работников, занятых в сфере социальной защиты населения. Из них только 12% имеют профильное образование, а остальные 88% – образование в медицинской, педагогической, экономической и других сферах», – подчеркнул он.
По его словам, для повышения качества кадров в этом году разработан профстандарт, устанавливающий требования к социальным работникам. Более 8,3 тыс. соцработников уже в 2024 году прошли профильное обучение и получили сертификаты. С 2025 года внедряется Реестр соцработников, где будут отражаться все данные, касающиеся их профессиональной компетенции. Также с 2025 года соцработники смогут пройти переподготовку и повышение квалификации на базе 14 вузов республики, имеющих специализированные кафедры.
Ключевыми условиями для получения лицензии являются: наличие здания, пригодного для оказания социальных услуг и соответствующего санитарным нормам и правилам пожарной безопасности; наличие необходимой материально-технической базы для обеспечения высокого качества услуг; сформированный штат сотрудников; обеспечение доступности здания для маломобильных групп населения и другие требования.
«Лицензирование организаций позволит в первую очередь обеспечить качество оказываемых спецсоцуслуги, во-вторых, обеспечит эффективность социальной реабилитации лиц с инвалидностью и иных категорий услугополучателей с дальнейшей их интеграцией в жизнь общества», – подчеркнул Оспанкулов.
Фото: Freepik