И путь укажет, и невзгоды отведет | Агентство православных новостей (АПН)

И путь укажет, и невзгоды отведет

68
5 минут
И путь укажет, и невзгоды отведет
Константин Маскаев
Фото АПН

Иногда реликвии возвращаются, чтобы занять достойное место в ряду наиболее чтимых святынь. Речь об особой для Алматы и всего Семиречья Тихвинской иконе Божией Матери, день которой в православии ежегодно отмечают 9 июля (по новому стилю). Уникальный старинный список этой иконы «в меру и подобие», то есть с повторением размеров и цветового решения оригинала, с 2017 года находится в южной казахстанской столице. Эту икону президент Нурсултан Назарбаев преподнес верующим соотечественникам как подарок к Пасхе. Создавали её в иконописной мастерской монаха Тихвинского Успенского монастыря Аарона в 1706 году. В 1741 году серебряный оклад для иконы изготовил один из ведущих новгородских ювелиров. И это один из немногих сохранившихся до наших дней оригинальных окладов такого размера.

news1279.jpg

Чтимый образ Пресвятой Богородицы митрополит Астанайский и Казахстанский Александр представил верующим накануне праздника Пасхи в Вознесенском соборе в Алматы как великую радость.

- Начиная с середины XVIII века подаренную главой государства икону почитали, как чудотворную. Такой святыни больше в Казахстане нет, - рассказывает епископ Каскеленский Геннадий, настоятель храма святого князя Владимира, расположенного в алматинском поселке Баганашил, где и размещена икона. – Известно лишь о двух сохранившихся до наших дней списках Тихвинской иконы Божией Матери. Эту икону, преподнесенную президентом Казахстана икону в дар православным и всем казахстанцам, нашли в частной коллекции за рубежом. Второй список находится в частных руках, в знаменитой коллекции Виктора Бондаренко. 

Добавим, что и сам храм во имя святого князя Владимира, является произведением искусства. Его стены облицованы резным мрамором, опоясаны резной же цитатой из священных книг, каждая из четырех стен увенчана мозаичными иконами.

news1281.jpg

news1282.jpg

news1283.jpg

Сам же Тихвинский образ Божией Матери – редчайшая по письму и убранству работа старой школы.

news1284.jpg

Издавна Тихвинская икона Божией Матери располагается не только в ряду наиболее чтимых образов Богородицы, среди которых, конечно же, нельзя обойти вниманием Казанскую, Иверскую, Курскую коренную, Феодоровскую, Владимирскую и другие иконные лики Пречистой Матушки-заступницы. Но именно Тихвинскую считают первым явленным образом на Руси, в Новгородской земле. Как чудотворную ее почитали с конца XIV века, когда с молитвами и самим присутствием образа Тихвинской Божией Матери стали связывать разнообразные благодеяния и избавление от бед. 

Согласно сказаниям, прежде чем обрести место своего пребывания, икона являлась очевидцам на Ладожском озере и в окрестностях, затем на горе над рекой Тихвинкой и по берегам этой реки. На месте её последнего явления в 1383 году заложили и в том же году построили деревянную церковь Успения Богородицы, которая и стала местом пребывания святыни. Город и река дали название этому образу Богородицы. 

Известно, что сам русский царь Василий III, по указу которого на месте деревянной церкви затем возвели каменный храм, приезжал молиться к образу Тихвинской Богородицы о даровании наследника, которым стал будущий царь Иоанн IV Грозный. В 1547 году Иоанн IV, испытывающий особые чувства к Тихвинской иконе, посещал Тихвин, испрашивая благословения у иконы на судьбоносные для государства дела. А в 1560 году по велению царя основали Тихвинский Богородичный Успенский монастырь.

После закрытия Успенского монастыря в 1930-х годах икона стала экспонатом местного краеведческого музея. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года немцы вынесли икону из собора и отправили в Псков, в духовную миссию, где её берегли как важнейшую ценность и по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. 

Заметили, что в суровые зимы 1941-1943 годов знаменитая Дорога жизни, единственная транспортная нить по льду Ладожского озера соединившая окруженный фашистами блокадный Ленинград с большой землей, пролегла в местах, где прежде являлся Тихвинский образ Богородицы. 

Весной 1944 года икону вывезли в Ригу, затем через Чехию - в американскую зону оккупации Германии. Оттуда, взявший на себя заботу об иконе еще в Риге, епископ Иоанн (Гарклава), перевез её в Чикаго. И там завещал своему приёмному сыну Сергию вернуть икону в Тихвин, когда там падёт безбожный режим и возродится монастырь. Впоследствии отец Сергий исполнил волю епископа. С 2004 года Тихвинский образ вернулся в Россию. 

news1285.jpg

В Семиречье Тихвинскую икону Божией Матери воспринимали как покровительницу и заступницу, относились к ней с особым почтением. Её копию, именуемую «Тихвинская Слезоточивая» в дар и как благословение Семиреченскому казачьему войску, написали и выслали иноки русского Ильинского скита на горе Афон. Они сопроводили образ трогательной надписью, в которой поручили «жителей далекой русской окраины всегдашнему заступлению Божией Матери». Присланную насельниками Афона икону с великим почтением внесли в Софийский собор города Верного 23 апреля 1905 года.

«Более 10 000 народа встречало дивный образ Богоматери, и с той поры установилось ежегодное празднование в честь св. иконы в Больше-Алматинской станичной церкви, куда, как в главный храм Семиреченского казачьего войска, икона была поставлена. Ежегодно, 26 июня, в Больше-Алматинский храм собирается множество народа, кроме жителей гор. Верного, население ближайших к городу станиц и селений. После богослужения, по установившемуся обычаю, совершен был крестный ход со св. иконою вокруг станицы, с совершением молебного пения на 4-х углах станицы. Народа было около двух тысяч», - читаем в №14 в заметке «Туркестанских епархиальных ведомостей» за 1908 год.

Но еще раньше, в 1897 году образ Пресвятой Богородицы «Тихвинская» афонские монахи написали и передали в дар Свято-Троицкому мужскому монастырю, который до разграбления и разрушения располагался на берегу озера Иссык-Куль. Образ спрятали обычные прихожане и хранили до 1944 года – до момента возвращения верующим Свято-Троицкой православной церкви в тогдашнем Пржевальске. Можно сказать, что этих краях Тихвинская икона Божией Матери не только занимает одно из важнейших мест, но являет собой и настоящее чудо спасения и возвращения.

news1286.jpg

news1287.jpg

Источник -  dknews.kz



Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...