Алма-Ата и Алматы. История старой фисгармонии | Агентство православных новостей (АПН)

Алма-Ата и Алматы. История старой фисгармонии

46
11 минут
Алма-Ата и Алматы. История старой фисгармонии
Евгения МОРОЗОВА

Знаете ли вы, что такое фисгармония?

Вот я до недавнего времени о ней знала чисто теоретически. По книгам и картинкам. Ну и в музеях видела. Потому что сейчас фисгармония – редкий, исчезающий инструмент. А тут – повезло! 

Если честно, я даже не сразу поняла, что это за инструмент передо мной. Маленький орган? На эту мысль навело наличие педалей и глубокий звук инструмента. Клавесин? Странной формы фортепиано? У него же тоже есть черные и белые клавиши, да и корпус похож… Но нет. Фисгармония.   

Оказалась я в гостях у Сергия Хмырова, священника Никольского собора города Алматы и там не только увидела фисгармонию, но и услышала ее. Отец Сергий – человек многих талантов, есть у него и музыкальное образование. Он рассказал, что очень хотелось ему иметь такой инструмент дома. И когда получилось его купить – приобрел не раздумывая. У этой чудом сохранившейся фисгармонии история, наверное, лет 150, не меньше. Она пережила Первую мировую войну, революцию, гражданскую войну, Вторую мировую и даже перестройку. А сейчас стоит в старом алматинском доме, где ее любят, ухаживают за ней. И где на ней играют. 

news1209.jpg

Произведен инструмент на немецкой фабрике Mannborg в городе Лейпциге. Корпус деревянный, имеет деревянное навершие, 10 регистров, две педали, фортепианную клавиатуру. Диапазон 5 октав.

Как звучит фисгармония, спросят те, кто не слышал ее. И я не смогу ответить, ну разве что скажу – мягко, но ярко и выразительно. Жаль, нельзя сюда прикрепить аудиозапись. Зато в интернете при желании можно найти даже концерты фисгармонии.

- Очень интересно, что механизм извлечения звуков у фисгармонии как у аккордеона или баяна. А звучит он как орган. Некоторые даже называют фисгармонию «маленьким органом», но оснований для этого нет, так как орган - духовой трубчатый инструмент, а фисгармония - язычковый. Это одна из «фишек» этого инструмента. Звуки издаются при помощи металлических язычков, которые под воздействием воздуха из мехов инструмента совершают колебательные движения. Для того, чтобы меха инструмента «дышали», одновременно с игрой на клавиатуре музыкант попеременно нажимает ногами на педали инструмента, - рассказала мне Карлыгаш Макатова, музыкант, менеджер джаз-феста…

Да, инструмент меня так заинтересовал, что я стала наводить о нем справки: расспрашивала знакомых музыкантов, искала информацию в интернете. Интернет, кстати, выдавал по поиску вместо «фисгармонии» «дисгармонию», приходилось поначалу исправлять. Видимо, дисгармония более близка современному человеку, чем какой -то непонятный музыкальный инструмент. Но в конце концов вот что выяснила. Простите, если это всем вам давно известно…

Свободно проскакивающий металлический язычок как источник звука был европейцами заимствован у шэн, китайского губного органа, состоящего из деревянного или медного чашеобразного корпуса (в древности это была просто тыква) и вставленных в него тростниковых или бамбуковых трубок. 

news1210.jpg

Фото: CCTV. Китайский музыкальный инструмент шэн.

news1211.jpg

Фото: Китайская миниатюра.

В 1740 году Иоганн Вильде, немецкий скрипач и изобретатель музыкальных инструментов, путешествовал по Китаю, где и познакомился с шэн. Он же и привез его в  Европу. Европейцев шэн поразил своей конструкцией и звучанием, они много и долго экспериментировали, пытаясь язычковый механизм использовать в других музыкальных инструментах. Губная гармошка и гармонь – это, кстати, успешные результаты их трудов. Но совместить встроенные меха с клавиатурой удалось лишь в 1840 году французу Дебену, тогда же фисгармония и была запатентована. 

news1212.jpg

На снимке: Миссис Мегз за фисгармонией. Уильям Чейз,1883 год

Хотя были замечены похожие инструменты и раньше. Органных дел мастер чех Франтишек Киршник изобрел механизм espressivo, с помощью которого звук можно было усилить или ослабить – было важно контролировать глубину нажатия клавиши, так называемый «двойной нажим». В 1783 году на суд петербургского высшего света он представил свое творение — гармонику. Музыкант одной рукой управлял мехом, встроенным в корпус инструмента, а другой нажимал на клавиши. Звук извлекался при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха – как и в фисгармонии. Это был прообраз гармоники, только в отличие от ее потомков, гармоника Киршника была настольной: за нее садились, как за фортепиано. Это уже потом гармошки стали ручными и завоевали народную любовь.

А начиналось все с тыквы… 

Глядя на фисгармонию, про тыкву я даже и не вспомнила. Но тот факт, что за клавишами не привычные струны – молоточки, а меха, объясняет, зачем инструменту такие большие педали: ими нагнетается воздух, который потом с помощью нажатия клавиш подается на эти самые язычки. Имеется целый ряд регистров для изменения тембра и силы звука. 

Почти сразу же после создания фисгармония получила широкое распространение по всей Европе. Ей посвящали картины, повести, стихи…

Но поначалу она завоевала популярность в конфессиональной области – не все католические храмы, особенно географически удаленные от больших производств музыкальных инструментов, могли позволить себе настоящий орган. Да и его транспортировка с завода до прихода требовала больших денежных затрат. То ли дело фисгармония – это гораздо менее затратный инструмент по всем показателям: она значительно меньше органа размерами и проще в конструкции. К тому же этот инструмент неприхотлив в эксплуатации и уходе, не нуждается в особых температурных режимах и потому приживается и в суровых условиях севера, и в южной жаре. 

Я сама видела в одном из католических храмов Шри Ланки фисгармонию позапрошлого века. Она была очень дряхлой, но звучала как юная!.. Играл на ней такой же древний, как и фисгармония ланкиец-монах, играл задорно, с огоньком. И не католические церковные произведения, а что-то из Pink Floyd… Правда, я тогда не знала, что это фисгармония. Думала – мини-орган.

А в Индии и Пакистане даже появился свой вариант фисгармонии – индийская гармоника. Яркий пример того, как европейский инструмент получил вторую жизнь и развитие на другом континенте. Завезенный сюда христианскими миссионерами, он в начале 20 века стал традиционным инструментом в музыкальной культуре севера Индии и звучит в ансамблях, сопровождающих певцов, инструменталистов и танцоров. Индийцы фисгармонию переделали под себя. Когда она появилась в Индии, на ней играли как в Европе: сидя на стуле. Но в традиционном индийском укладе не было тогда ни столов, ни стульев. Поэтому инструмент со временем лишился педалей, стал меньше по размеру и стал управлять «вручную». У современной индийской гармоники корпус деревянный, сзади него расположены ручные меха. Музыкант нагнетает воздух левой рукой, а правой играет на клавишах. 

news1214.jpg

Фото из интернета. Индийская гармоника.

Полюбили фисгармонию и в Японии. Причем так сильно полюбили, что и сейчас фисгармония  играет большую, нет - огромную часть не только в музыкальной культуре, но и в целом в жизни японского общества. 

- В своих японских путешествиях я часто встречалась с фисгармониями, и старыми, и уже современных моделей. В кафе, в католических и протестантских храмах, в офисах, на концертных площадках. Ее изображение можно увидеть на классических японских миниатюрах конца 19 века, есть она и в современном японском кино. В 2016-м году на экраны вышел фильм, который так и называется – «Фисгармония». Там главный герой учит играть девочку на фисгармонии. И сразу понятно – для японцев фисгармония инструмент вполне себе обычный, что-то вроде фортепиано, и есть во многих японских домах, - рассказала мне Анна Дегтярева, моя дочь и путешественница со стажем. Япония – ее большая любовь, и она много знает об этой стране интересного... 

news1215.jpg

Кадр из фильма "Фисгармония", Япония, 2016

А появилась фисгармония в Японии в конце 19 века, с началом периода модернизации, когда в стране началось распространение западного искусства. Завезли фисгармонию в Японию иностранные специалисты, работающие в Японии по найму (их называют там оятои гайкокудзин) для домашнего музицирования. Конечно, они везли туда и фортепиано, но фисгармония прижилась быстрее – она не требовала дополнительной настройки.

news1216.jpg

Фото: фисгармония в Японии

Привозили фисгармонии и христианские миссионеры. Считалось, что совместное пение молитв под аккомпанемент органа (или заменяющей его фисгармонии) объединяло новообращенных христиан и прививало ощущение красоты божественного слова. Ощущать красоту японцы любили и умели всегда, потому, видимо, и оценили фисгармонию. 

До середины 80 годов 19 века фисгармония звучала в основном в тех районах Токио, Нагасаки, Кобэ, где селились европейцы. А в 1887 году в городе Хамамацу некий Торакусу Ямаха открыл небольшую фабрику «Nippon Gakki Co Ltd» по производству фисгармоний (по‑японски их называют фукин). И японские фисгармонии постепенно появились практически в каждой японской школе. Их стали покупать состоятельные японцы, а потом и не очень состоятельные, инструмент стал завсегдатаем японских вечеринок и концертов… А Торакусу Ямаха сейчас всем известен (и даже мне) как основатель концерна «Yamaha Corporation», крупнейшего производителя музыкальных инструментов и акустических систем. Фисгармонии выпускает до сих пор, правда, это уже усовершенствованные ее аналоги, мало внешне напоминающие инструмент 19 века.  

news1217.jpg

К нам, в тогда еще город Верный, фисгармония пришла, скорей всего, через немцев-переселенцев. Именно они первыми в Российской империи оценили преимущества этого музыкального инструмента, они в большинстве случаев были католиками и протестантами. И фисгармония стала удачной альтернативой органу в храмах.

Хотя могла фисгармония попасть сюда и светским путем. Общество Верного, как следует из старых верненских газет, весьма внимательно следило за трендами европейской культурной жизни. И стараясь не отставать от прогресса, выписывало из Москвы и Петербурга всякие новинки, технические и не только...   

А в России тогда был настоящий фисгармонический бум. Фисгармонии стояли в дворянских усадьбах и в классах консерватории, в купеческих домах и в церковно-приходских школах. Когда-то (и не так уж давно по большому счету) они были любимы и востребованы среди людей разных сословий, разного уровня образования и даже разного уровня достатка.  

- Поповскую фисгармонию упоминал Михаил Шолохов в своих «Донских рассказах», помните: «Под хрипенье поповской фисгармонии думал невеселые думки…», - процитировала мне Евгения Савельева.

Ну надо же! Я ж читала рассказы Шолохова, а вот внимания на фисгармонию не обратила! Вот что значит профессиональный взгляд: Евгения – певчая Вознесенского собора, преподаватель сольфеджио и церковного пения Алматинской Духовной Семинарии. Выросла в музыкальной семье – мама доцент консерватории, 30 лет преподавала там, великолепно играет на фортепиано. Про музыку и музыкальные инструменты Евгения знает, кажется, все. Чем я и воспользовалась, спросив, а почему фисгармонию называли поповской.

- «Поповская фисгармония» - это расхожее народное название инструмента в те времена. Хотя напрямую фисгармония к православной культуре отношения не имеет - хоровое искусство православных церквей использует пение исключительно «а капелла». А вот спевки церковного хора в конце 19 века- начале 20 часто проводились под фисгармонию. Потому что очень популярный это был инструмент в российском обществе того времени. Фисгармония была последним штрихом благополучия в зажиточном купеческом доме, под нее проходили вечера в дворянских семьях, да и казачеству фисгармония была хорошо знакома, - объяснила Евгения.  

Исполняли на фисгармонии певучие мелодии спокойного, сосредоточенного характера - главным образом транскрипции различных вокальных, оркестровых, а также клавирных сочинений.

Но в середине 20 века фисгармония стала терять свою былую востребованность. В Советском Союзе в послереволюционный период стало не до фисгармоний. По культуре в целом проехал каток атеизма и богоборчества, а заодно досталось и поповской фисгармонии. Музыкальные инструменты уничтожались вместе с церквями, домами священников, где эти фисгармонии стояли, и интеллигенцией, способной оценить музыкальную ценность инструмента. 

В Европе ее популярность резко пошла на спад в предвоенный период. Ну а нет спроса – нет и предложения, и фабрики стали изготавливать этот инструмент в гораздо меньшем количестве. 

news1218.jpg

На снимке: Мариус фон Доккум, Голландия, наши дни

Сейчас ситуация особо не изменилась. Производители делают фисгармонии чуть ли не по индивидуальным заказам, ну а приобретают этот музыкальный инструмент исключительно настоящие его поклонники.

И к тому ж, как я поняла из статей, сейчас практически полностью утрачены навыки реставрации, реконструкции, ремонта фисгармоний, и тем более утрачены традиции музицирования и участия в концертных программах этих старинных инструментов. 

По крайней мере, у нас – я в Алматы не была ни на одном концерте, где бы участвовала фисгармония.  Но радует, что в Японии и Корее все с этим хорошо – там даже герои анимэ играют на фисгармонии. Да и в Европе неплохо. А в России даже появился уникальный музей – «Возвращение фисгармонии». Находится он в Галиче и создала его Татьяна Колесова, она выкупает старые инструменты и восстанавливает их. И все за свой счет. Правда, сейчас уже у музея появились меценаты, спонсоры и волонтеры, неравнодушные и понимающие толк в прекрасном люди. 

news1219.jpg

Пока я искала информацию в интернете о фисгармонии, и я успела полюбить ее всей душой. И чуть было не купила себе парочку антикварных инструментов по весьма сходной цене: оказывается, есть предложения! И кто-то готов расстаться с таким антикварным великолепием буквально за 300 долларов. Остановило меня только то, что предложения эти были во Львове и на Сахалине. Было и за 150 евро, но в Калгари. И значит, перевести инструмент сюда будет стоить намного дороже, чем из ближайшего магазина…

Источник -  Ratel.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...