Казахстанские музеи, архивы, специализированные сайты хранят память о репрессированных и расстрелянных в Казахстане в годы советской власти. Просматривая архивные списки расстрелянных, понимаешь, что это не просто цифры, за каждым номером, каждой фамилией – судьба.
Охватывает ужас от хладнокровья, с которым подписывались эти страшные указы. Имен в расстрельных списках так много, что судьбы всех не уместить в одну книгу.
В общих списках священники не идут отдельной графой. В столбике о статье расстрела значится краткая история обвинения. И поражает, сколько людей из духовенства умирали за веру, оставшись преданными Богу.
Эти истории разнообразны, но за каждой из них настоящая, искренняя вера. Все они могли, не отступая от Бога, нести ее в себе. Но они предпочли умереть, дав надежду другим и проповедуя.
Все эти люди шли на смерть не напрасно. За их подвиги они причислены к лику святых. Комиссия по канонизации святых работает по сей день.
АПН рассказывает про истории верующих, пострадавших в годы советской власти.
Все, кто был приговорен и убит за веру здесь, на казахстанской земле, сегодня, по словам митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, являются святыми земли казахстанской и небесными заступниками молящихся перед Богом.
Мы уже писали о таких новомучениках, как Серафим и Феогност, Севастьян Карагандинский, епископ Пимен Верненский, Василий Жаркентский, священник Александр Дагаев.
Федор Маляровский (отмечен на фото)
Один священник на весь район
Священномученик Феодор (Федор Федорович) Маляровский, пресвитер (второй священнический чин духовенства) родился в 1885 году в семье диакона в селе Новоорское Оренбургской области.Известно, что был священником и в 1930-е годы проживал в селе Гродеково Мирзоянского района Южно-Казахстанской области.
После окончания городского училища проходил Московские пастырско-миссионерские курсы и рукоположен в диакона, а через пять лет стал священником.
Сначала он работал учителем, а затем, с 1905 года по 1910 год, псаломщиком и дьяконом в Оренбургской и Уральской епархии.
С 1916 года Феодор Маляровский работал священником в Омской и Павлодарской епархии, Акмолинской губернии, в селе Андреевское.
Впервые отец Федор арестован в октябре 1929 года как кулак.
Он осужден на заключение в исправдом (исправительно-трудовой дом) с конфискацией имущества, по ст. 61 УК РСФСР за «невыполнение плана». Через три месяца был освобожден и вместе с супругой и младшими детьми отправился на юг.
С 1932 года он работает священником в селе Гродеково, Аулие-Атинского района Казахской АССР. К этому времени все местное духовенство было репрессировано. Отец Феодор собрал общину верующих, открыл молитвенный дом.
На службы в Гродеково стали съезжаться христиане из Аулие-Аты, окрестных сел и даже из Кыргызстана.
Впоследствии председатель сельсовета писал в НКВД, что священник Маляровский привлекает «своим служением большое количество людей с окрестных сел, каковые съезжаются во время религиозных праздников, устраивал шествие по селу с религиозной пропагандой».
Федор Маляровский
За «нелегальные крещения» – к расстрелу
В 1934-м, когда власти обложили его непосильными налогами, отец Феодор вынужден был покинуть село Гродеково. Ездил по разным населенным пунктам с исполнением треб, совершал таинство крещения в домах верующих.До ареста в 1937 году священник также служил в Алма-Атинской и Туркестанской епархиях. В очередной раз его арестовали в селе Александровка Кировского района Киргизской ССР, где он исполнял требы и крестил по домам, за что и был задержан. Через несколько дней его освободили.
А уже в июне 1937 года отец Феодор был арестован в селе Городеково Мирзоянским РО НКВД по обвинению в нелегальной религиозной деятельности. В уголовном деле он определялся как «священник тихоновской ориентации», не признавший обновленчества. Также он обвинялся в «проведении контрреволюционной троцкистско-фашистской пропаганды».
По показаниям одного из «свидетелей» обвинения, «Маляровский в период полевых работ в колхозе организовывал шествие по селу, совершая религиозные обряды, вследствие чего много раз таким путем срывал работу в колхозе. Колхозники, увидев шествие с иконами, бросали работу и следовали за ним».
Кроме того, вел агитацию, чтобы в воскресные дни не работать, что это грех. Маляровский совершал нелегальные крещения на дому у себя, а также по квартирам.
Как видим, несколько арестов и разные формулировки. Но главная, фактически по которой его расстреляли — он являлся «священником тихоновской ориентации».
Это означало, что отец Феодор не признал обновленчества, которое поддерживала советская власть, и оставался последователем патриарха Тихона, которого большевики называли своим открытым врагом — сегодня мы поминаем его как святителя Тихона.
На процессе отец Феодор виновным себя не признал.
Через два месяца после этого он был приговорен тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской области к высшей мере наказания. Приговор осуществлен 4 сентября 1937 года.
Через десять дней после расстрела отца Феодора в Оренбургской области был расстрелян и его брат – протоиерей Петр Федорович Маляровский.
Федор Федорович Маляровский реабилитирован прокуратурой Джамбульской области 26 июня1989 года.
На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году священномученик Феодор был причислен к лику святых.
Редакция АПН будет благодарна за любые отклики на материал и подробности о жизни репрессированных священнослужителей. Оставить обратную связь можно в комментариях под статьей или по номеру +7 771 742 22 64.
Фото с ресурса turkestanskaya-golgofa.info