В нашем материале речь пойдет о возможных потомках казахстанского святого Василия Жаркентского, в миру известного как Василий Дмитриевич Колмыков (1866-1918).
История началась с того, что в 2021 году общественный фонд «Апостол» выкупил и отреставрировал дом, в котором жил священномученик Василий Жаркентский.
Совсем недавно фонд восстановил в здании аутентичное убранство, ту атмосферу, в которой жил святой. В красном уголке одной из комнат установлена икона с образом новомученика.
Фото икона Василия Жаркентского
О жизни Василия Жаркентского известно совсем мало: есть лишь немного информации о последних днях жизни священномученика Василия. В тех данных, которые имеются на просторах интернета, много пробелов, которые порождают массу вопросов. В одной такой истории редакция АПН постаралась разобраться.
Путаница с фамилией
Поясним сразу, что к советскому и казахстанскому художнику Сергею Калмыкову эта история никакого отношения не имеет.
За многие годы фамилия Колмыковы, или Колмаковы, или Калмаковы могла претерпевать некоторые изменения, поэтому с уверенностью сказать, как звучала фамилия Василия Дмитриевича и его прямых потомков (если таковые были), никто сейчас сказать не может. Поэтому ничего удивительного, если в разных источниках: в интернете, в документах –могут быть незначительные отличия.
Итак, если верить данным из Сети, то у Василия Жаркентского при рождении была фамилия Колмыков. Если предположить, что у священника могли быть потомки, то вариации фамилии могут встречаться разные, но разница всего, как правило, в одну букву.
Например, где-то встречается вариант написания фамилии через букву «А», то есть Калмаков, и через «Ы» – Калмыков, но вариант через букву «О» – Колмаков –оказался наиболее распространенным. И он, как нам видится, более достоверный. Впрочем, мы можем ошибаться.
Как мы писали ранее, информации в интернете о его родных практически нет.
Где эта улица, где этот дом…
Вся история началась после того, как на нашем сайте появилась информация о завершении строительных и реставрационных работ. В редакцию обратились люди, которые вполне могут оказаться прямыми потомками того самого Колмыкова Василия Дмитриевича, который родился в 1866 году в купеческой семье.
Напомним, отец Василий был настоятелем храма в селе Мещанское Жаркентского уезда Семиреченской области (Туркестан). Потом перевелся в храм в станице Подгорненская.
Василий Жаркентский погиб в 1918 году, когда в Подгорненскую вошел отряд красноармейцев.
Его вывезли на кладбище, избили, надели мешок на голову и расстреляли из пулемета вместе с 14 сельчанами. Священномученик погиб за веру и причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на архиерейском соборе Русской православной церкви.
Для выяснения всех деталей и подробностей корреспондент сайта АПН отправился в путешествие в село Чунджа (административный центр Уйгурского района Алматинской области). Именно там как раз и проживает женщина, которую зовут Валентина Васильевна Воркова (в девичестве Колмакова).
К слову, в августе 2024 года Валентине Васильевне исполнилось 79 лет.
Фото из семейного архива Валентины Васильевны
Валентина Васильевна – заслуженный педагог по русскому языку и литературе, проработала учителем более 40 лет.
Женщина предполагает, что она вполне может быть внучатой племянницей Василию Жаркентскому. Но пока доказать это ни она, ни члены ее семьи не могут. Родственники собирают информацию о своих корнях по кусочкам, буквально со всего мира, ищут документы, делают запросы в архивы и ищут любую, хоть какую-то зацепку.
Василии Колмаковы
Самое удивительное совпадение у этой семьи в том, что многих мужчин, кто носил фамилию Колмаковы, называли Василиями. Вот и младшего сына Валентины Васильевны тоже зовут Василием. Василия в тот день мы застали дома.
– Вы сына назвали Василием в честь своего отца? Да и Василий Жаркентский тоже Василий, это как-то связано?
– Я не знаю, у нас речь не шла же Васю назвать Васей. Хотя, признаюсь, мне ребенка нарекать именем Василий было как-то боязно, что ли, вот я точно сказать не могу. У нас тут у всех Василии (смеется).
По информации из дневников, которые сейчас есть в интернете, известно, что Василий в миру носил отчество Дмитриевич. Но ни баба Валя, ни ее сын Василий из родственных связей никакого Дмитрия не знают.
Бабушка Марфа, папина мама, меня с братом и матерью вообще не воспринимала, мы для нее как будто не существовали. Она была в обиде на папу за то, что он женился на бедной и без ее благословения, – рассказывает женщина.
Фото Валентина Васильевна К
К слову сказать, в Мурманске живет жена одного из сыновей бабушки Таисии (бабушка Тася – это дочь бабушки Марфы) – Виктора, у нее хранится библия священномученика Василия Жаркентского.
По некоторым сведениям, у отца Василия не было детей, по другим источникам, священник с супругой воспитывали приемную дочь. Но, как было на самом деле, уже никто не знает.
Василий Жаркентский в письме к Иннокентию (Пустынскому), епископу Туркестанскому и Ташкентскому, о кыргызском мятеже писал так, в том числе упоминая свою приемную дочь:
«12 августа утром, в 4-5 часов, я был разбужен криками: «Батюшка, спасайтесь, киргизы окружают нас. Всех убьют и перережут». Когда я, одевшись, вышел на улицу, то действительно увидел массу вооруженных людей на лошадях, с криками и гиканьем спускавшихся с окружающих гор (приблизительно десять тысяч). Поднялся страшный переполох: крик и плач женщин и детей, бестолковая беготня, но, благодаря распорядительности ротмистра Михаила Кравченко, все успокоилось, и нападение легко было отражено.
Были приняты меры к вывозу хлебных продуктов в склады для содержания народа. Вывоз продуктов был возложен на меня. По моей просьбе для предотвращения погрома господин Кравченко выделил отряд в количестве 30 человек верхами, имея задачей спасти жителей моего прихода... Стоило отряду опоздать на 10-15 минут, и все было бы кончено. Киргизы жгли дома, был разграблен и подожжен молитвенный дом. Я позвал людей, мы кинулись гасить пожар, и дом был спасен от окончательного разрушения. Все, что можно было спасти, я уложил в разбитый сундук и отвез потом в городок Пржевальск.
Когда я пришел к своему дому, то увидел только дымящиеся головешки, церковные книги, документы, деньги либо погибли в огне, либо были похищены. Остался я с семьей в том, что на нас было надето: на мне драный подрясник с летней ряской, а у жены - рваное платье и пальтишко. Сколько слез и жалоб... Не дай Бог услышать никому».
Калмыковское древо
– Ваш отец кем мог приходиться батюшке Василию?
– Мы предполагаем, что мой папа мог ему приходиться племянником. Василий писал в архив в Москву, и здесь в наш архив тоже обращался. Очень разноречивая приходит информация.
Например, из последнего ответа, который пришел из архива, получается версия, что бабушка Марфа, которая жила в доме святомученика Василия, могла быть ему даже матушкой. Так что в этом еще придется разобраться.
Дело в том, что Колмаковы были тут единственными с такой фамилией. Когда село Подгорное начало образовываться, туда приезжали в основном казаки, когда это была еще такая станица Подгорненская. И единственные Колмаковы были из мещан.
Вот это на моей памяти даже еще было. Помню, что в углу их дома стоял амбар, забитый зерном, может, и мукой. Конечно, их потом раскулачили, – рассказывает баба Валя.
– Когда Василия Жаркентского расстреляли, жена его, предположительно бабушка Марфа, получается, осталась в этом доме?
– Мой отец после того, как мы вернулись из Сибири, ничего не рассказывал: ни про суд, ни про ссылку. Да оно и понятно, человек из ссылки приехал. Отца сослали в 1948 году из села Подгорного без суда и следствия. Тогда он был бригадиром в колхозе. И вот во время уборки пшеницы женщины приходили к нему и плакали: «Детей кормить нечем, мука кончилась, дети голодные». Он не выдержал и говорит: «Вот я даю вам мешок пшеницы, помелите и возьмите себе». Значит, все записали, сколько чего, все как положено. А на утро отца уже взяли. Потом стал вопрос, семья остается или с ним едет. Колмаковых больше никого не было в селе. На собрании они решили, что мы тоже едем за отцом. Так мы оказались в Сибири.
– Его могли отправить в ссылку из-за пшеницы?
– Да, конечно, знаете, как неблагонадежный, что ли. Он же просто раздал пшенницу, хотя все записал, но не спросил у вышестоящего начальства, все равно что украл. Но суда не было.
Может, нужен был повод, они, может, не хотели, чтобы он шел по политической статье, но отправили в ссылку прям за сутки. Это, конечно, было странно.
Тут недалеко протекает Колмаковский арык. Получается, что от названия этого источника произошла наша фамилия – Колмаковы. Потому что там их земли были, они выращивали, может, пшеницу, может, еще что. Он до сих пор так и называется - Колмаковский арык.
Только предположения
– Отец никогда ничего про священномученика не говорил. Мы, будучи детьми, только слышали, что были расстрелянные. Мы даже из школы туда ходили на могилку, которая в селе Подгорное, прямо за домом, убирали ее. Эту могилу несколько раз переносили. Там похоронено человек 14-15.
Бабушка Марфа нас никогда не приласкает, по голове не погладит, конфеткой не угостит, ничего.
Старшую дочь тети Таси звали Валентина. Тетя Тася – это дочь бабы Марфы, еще у нее была дочь Серафима.
– Если допустить, что Марфа была женой Василия Жаркентского, то, предположительно, у него могло быть две дочери – Таисия и Серафима. Еще был брат Петр?
– Но, возможно, они дети не Василия Жаркентского, а дети Марфы, – говорит баба Валя.
Отступление
– В Подгорном все очень хорошо относились к моему отцу Василию Васильевичу, к нему шли и шли, что в Сибири, что здесь. Во-первых, он делал мебель своими руками, строил дома и так по мелочи, что-то отремонтирует, что-то еще… Потом работал на пилораме. Все очень дружно жили. Но бабушка Марфа недружелюбная была.
Я так особо про бабушку Марфу ничего не знаю. Когда она умерла, меня здесь не было. Я после школы год в Подгорном отработала учителем, потом уехала в Кокчетав, вернулась только через восемь-девять лет. Отучилась, отработала четыре года и вернулась, но уже не в Подгорное, а в Чунджу, здесь была школа.
– Когда бабушка Марфа скончалась, куда потом делись все ее вещи из дома?
– С ней жила тогда дочь Таисия. Серафима жила в Чундже. Так как меня там не было, мне не известно, куда там что потом делось.
Продолжение истории следует…
Проект Goldenring.kz запускает интересную экскурсию.
Уже в эту субботу, 7 сентября, можно будет посетить две уникальные локации.
Это знаменитый Чарынский каньон и духовно сильное место, где вы своими глазами сможете увидеть – дом святого Василия Жаркентского.