
АПН начинает цикл материалов о казахстанских священниках, пострадавших в революционные годы и годы репрессий в СССР. В распоряжении редакции оказался 14-ый том материалов госкомиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий 20-50 годов XX века. Книга посвящена репрессиям против казахстанского духовенства. В ней в том числе содержатся фрагменты уголовных дел на православных священников. Рассказываем, что впечатлило нас в этих документах.
Епископ Вениамин Иванов
Епископа Вениамина (в уголовном деле большевики называют его не монашеским, а мирским именем Виктор) расстреляли в 51 год. Он возглавлял Петропавловскую епархию с 1933 по 1936 год. Самым главным его преступлением, по мнению тройки НКВД, стало приобщение детей к церковной жизни с согласия их родителей. То есть, воспитание в тех ценностях, которых придерживалась семья.
Спустя почти сто лет невольно сравниваешь, о чем переживали в СМИ. В материале 1936 года в газете «Карагандинская коммуна» эмоционально рассказывают, как «проходимец в архиерейской рясе оплетает тонкой паутиной маленьких школьников» – допускает помогать ему в богослужениях.
Епископ Вениамин Иванов. Фото: ru.wikipedia.org
«Из учеников трудовой советской школы он готовит поповских прислужников. <…> Мы требуем привлечения к строжайшей ответственности Иванова. Но можно ли ограничиться только этим? Надо устранить причины, позволившие старой лисе безнаказанно вербовать кадры среди советских школьников», – негодует автор статьи.
Спустя год, в 1937-м, его приговорили к расстрелу. На контрасте – у нас сегодня переживают о квадроберах.
Сам епископ родился в Одессе, получил высшее церковное образование, женился. Позже его супруга скончалась, и после этого он принял монашество и стал архиереем. В Одессе он даже как уважаемый горожанин был депутатом городской думы.
С 1920 года отец Вениамин попадает в жернова репрессивной системы. Перед расстрелом в 1937 году он был судим уже трижды за контрреволюционную деятельность и агитацию, успел побывать в концлагере. В июне 1937 года его приговорили к пяти годам заключения, а протокол о расстреле датирован октябрем того же года.
В расстрельном протоколе отмечается, что у тройки НКВД есть даже вещественные доказательства вины епископа: три фотокарточки. Одна из них опубликована в книге. На ней епископ в своем облачении стоит рядом с мальчиками от 9 до 16 лет, школьники тоже в богослужебном облачении. А вина не только в воспитании детей, но в и создании «контрреволюционной организации», дискредитирующей партию и правительство.
Реабилитировали епископа Вениамина в 1961 году. Тогда же родственникам выдали справку, что он якобы умер от цирроза печени – такая информация размещена на сайте Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Священник Михаил Мякишев
Такое же обвинение значится и в деле священника Михаила Мякишева, жившего в Петропавловске.
«Обвиняется в том, что среди населения проводил контрреволюционную агитацию, направленную на дискредитацию мероприятий партии и правительства», – гласит выписка из протокола тройки НКВД Северо-Казахстанской области.
Фактически же он не выделялся из «рабоче-крестьянского класса» ничем, кроме того, что был священнослужителем.
В 1924 году отец Михаил получил три месяца принудительных работ за предпринимательство «под вывеской кооперативных и государственных организаций». Так звучит ст. 129а уголовного кодекса РСФСР. По ней привлекали верующих, которые пытались сохранить храмы и монастыри, создавая в них трудовые артели и кооперативы.
В Вознесенском соборе Алматы сделали государственный музей. Архивное фото
Его семья богатствами похвастаться не могла. После 1917 года жена-домохозяйка и двое детей батюшки жили в одном доме и имели только одну корову. До революции же из скотины у Мякишевых было три лошади и две коровы.
А 6 ноября 1937 года власти арестовали его, обвинив в контрреволюционной деятельности. На допросе отец Михаил, отвечая на вопросы следователя, сказал: «Никогда ничем не занимался. По данному вопросу показать ничего не могу. Виновным себя в проведении контрреволюционной деятельности не признаю». Его приговорили к расстрелу.
В протоколе отдельным пунктом шла конфискация имущества священника. Осталась ли его семья на улице, мы не знаем, но единственный дом как раз шел одним из пунктов в описи его имущества.
На момент смертельного приговора батюшке было 58 лет, а его младшему ребенку – 14. Позднее его реабилитировали и причислили к лику святых как новомученика.
Священник Сергей Дыкин
А вот священника из поселка Штыровка Северо-Казахстанской области Сергея Дыкина судили и приговорили к расстрелу по статье, не связанной с религией. Хотя фактически, разумеется, именно церковные службы стали причиной ареста.
В протоколе его называют кулаком: то есть, размер его крестьянского хозяйства требовал нанимать помощников. О его семье в книге сведений нет.
В поселке не было храма. Около 18 лет, с 1913 по 1931 год, священник совершал богослужения на своей квартире. «С граждан брал плату для построения церкви», – говорится в материалах дела.
Судили отца Сергия по статье 61 УК РСФСР – «Отказ от выполнения повинностей, общегосударственных заданий или производства работ, имеющих общегосударственное значение».
Агитплакаты тех времен отличались непримиримостью к православной вере. Фото: ozon.ru
«После раскулачивания вел антисоветскую агитацию против коллективизации и устраивал религиозные службы. Говорил, что советская власть без Бога долго существовать не будет», – отмечается в его деле.
То есть, от каких именно государственных повинностей он отказывался, в материалах дела не сказано. Тем не менее, в 60 лет его приговорили к расстрелу. Реабилитировали священника в 1989 году, а позднее тоже причислили к лику святых.
Редакция АПН будет благодарна за любые отклики на материал и подробности о жизни репрессированных священнослужителей. Оставить обратную связь можно в комментариях под статьей или по номеру +7 771 742 22 64.
Фото на главной - архивный снимок после снятия колоколов с Вознесенского собора Алматы.