Тайна магического квадрата на черепашьем панцире | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Тайна магического квадрата на черепашьем панцире

463
5 минут
Тайна магического квадрата на черепашьем панцире


«Только мечтателям светят звезды» – так называется международная выставка, что идет сейчас в Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева в Алматы. Представлены более 80 работ участников из разных стран – Казахстана, России, Узбекистана, Грузии, Украины, Испании, Италии, США и Израиля. Все работы посвящены черепахе – как символу. Что же это значит?

Как задобрить речного бога?

Существует легенда: три тысячи лет назад в Китае случилось большое наводнение. Люди, желая задобрить речного бога Ло, смягчить его гнев, решили принести ему жертву. Они начали делать это постоянно, и всякий раз после жертвоприношения из реки выходила черепаха. Люди заметили, что у каждой из черепах были необычные рисунки на панцире.

Тяжелый панцирь венчал большой квадрат, который был расчерчен на девять клеток – по три в каждом ряду. Люди старательно изучали рисунок на панцире, чтобы понять, о чем им хочет сказать Господь. В каждой клетке панциря содержалась цифра, они стали складывать их, и какую бы комбинацию они не выбирали – горизонтальную, вертикальную или по диагонали – неизменно получалось число «15».

Жители Китая поняли, что именно такое количество жертвоприношений и нужно делать каждый раз, чтобы задобрить бога всех рек. Внимательные китайцы также выяснили, что число «15» равно числу дней в каждом из 24 циклов китайского солнечного года.

Возможно, именно так черепаха стала в Китае тотемным животным в Китае. Первое найденное в Поднебесной изображение черепашки – квадрата с цифрами на панцире – датировано 2200 годом до н. э. Сетку чисел назвали «Lo Shu Magic Square» – магическим квадратом Ло Шу. Черепаший квадрат был также обнаружен в надписи XI века в индийском городе Кхаджурахо. В Японии гадают по панцирю черепахи (эта традиция пришла к ним из Китая). Словом, черепаха – распространённый символ в культуре многих народов, в том числе и у казахов.

news6272.jpg

На фото: Запечатлеть «счастливую» черепашку

Куратор выставки в музее Кастеева Наталья Баженова говорит, что целью проекта стало желание раскрыть многогранность этого символа – через восприятие авторов из разных стран мира:

«Каждый художник, руководствуясь собственной композиционной идеей, воплощает общечеловеческие ценности добра, противопоставляя их хаосу современности».

news6273.jpg

На фото: Наталия Баженова со своей картиной

Черепахи: от оберега до органайзера

Автор проекта «Только мечтателям светят звезды» – Лейла Ахмет Осман, мастер прикладного искусства, посол доброй воли между Америкой и Казахстаном. Организовал выставку Малик Жумагулов – художник-живописец, преподаватель кафедры академического рисунка и графики КазНАИ имени Т. Жургенова

news6274.jpg

На фото: Лейла Ахмет Осман

Работы, выполненные в технике станковой живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и ювелирного искусства, привлекли внимание огромного числа зрителей: зал в музее Кастеева был переполнен. Собрались мечтатели и «ловцы звезд», любители черепашек – пришлось дожидаться своей очереди, чтобы подойти к той или иной картине. Такой же ажиотаж был и на первой выставке с таким же названием – она прошла в 2017 году.

Экспозиция примечательна еще и тем, что в ней можно увидеть работы не только известных художников, таких как Эдуард Казарян, Омирбек Жубаниязов, Виктор Мун, Жамиля Такен, Гали Мырзашев, Малик Жумагулов, но также юные живописцы – ученики творческой студии Ажар Тюлебаевой «By ArT».

Как отметила Наталия Баженова: «Образ черепахи и связанную с ней символику воплотили художники разного опыта, навыков и мировоззрений». У каждого участника выставки получилась своя черепаха. Крылатая черепашка, черепаха-оберег, или, совсем неожиданно – органайзер.  

Некоторые художники вышли за формат жанра полотна, гобелена или скульптуры – и создали анимационный фильм и комикс. На выставке представлена даже коллекция одежды с черепашьей символикой.

Кілем маслом

В работах художников выразились не только фантазии, мысли, но и некие духовные искания, многоконфессиональные верования авторов. Куратор выставки упоминает казахстанского художника Агимсалы Дузельханова:

«Он написал акварель с черепахой, которая называется «Казахские народные сказки». В верованиях казахов присутствовала черепаха. В исламе это животное – символ уравновешенности и терпения, защиты и безопасности, долговечности и мудрости».

И в индийских, восточных, европейских сюжетах черепаха – больше, чем обычное животное. Вселенская или космическая черепаха – один из базовых символов тибетской астрологии. Древние сказания о сотворении Вселенной повествуют, что мир произошел от пяти животных, первая из которых и есть черепаха. Баженова остановилась у картины, где рядом с черепахой плывет рыбка:

«В православии рыба – символ Иисуса Христа. В целом в христианстве черепаха символизирует благопристойность и долголетие. Черепаха может быть представлена женщиной, живущей в уединении, прячущейся от мира, как прячется в своем панцире черепаха, или молящийся монах – в келье».

Учение фен-шуй гласит, что черепаха – символ мудрости, хорошего здоровья, долголетия. Это безобидное, казалось бы, животное в фэншуй выступает в роли защитника человека и окружающего его пространства.

news6275.jpg

На фото: Неля Супургибекова на фоне своего ковра-картины

Неля Супургибекова, жительница Санкт-Петербурга, специально прибыла на открытие, она – участница самой первой выставки 2017 года, приезжает в Алматы, по ее словам, «отогреться душой». Выставки, по мнению Нели, для того и происходят, чтобы люди «обменивались впечатлениями, получали опору для движения вперед, обретали смысл»: «Мечтайте, любите, творите и верьте в себя. Только мечтателям светят звезды».

Неля выбрала образ Кілем, потому что ковер – это нечто сакральное для народов, целых поколений:

«У меня не одна работа на эту тему: «Кілем маслом» – так называю эту серию. Для меня создать образ черепахи – задача почти детская, потому что она возвращает нас в некие забытые слои детства. И, чтобы прикоснуться к этому детству, нужны особые настройки».

И Неле удалось настроиться: ее работа «Кілем»-«Ковер» действительно похожа на теплый коврик, к которому хочется прикоснуться, согреться душой и телом.

news6276.jpg

news6277.jpg

Фото: АПН

Источник -  exclusive.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...