Кто читает Достоевского | Агентство православных новостей (АПН)

Кто читает Достоевского

762
8 минут
Кто читает Достоевского
Галина Галкина


Люди делятся на тех, кто читает Достоевского, и кто не читает Достоевского. Или предпочитает погружаться, например, в произведения Толстого. В уходящем году мир перечитал романы Федора Михайловича, отметив его 200-летие. Каждое новое поколение по-своему воспринимает классику, дает собственные ответы на вечные вопросы бытия.

news2318.jpg

На две категории делила людей Анна Ахматова - тех, кто любит чай, собак и Пастернака, и тех, кто делает выбор в пользу кофе, кошек и Мандельштама. Здесь можно домыслить относительно двух других литераторов: «Достоевский, водка, пес» - «Кошка, лошадь, квас, Толстой». 

По мнению Ахматовой, к категории «чай-собака-Пастернак», относятся надежные, не меняющие своих решений люди, практичные, деловитые, психически уравновешенные, оптимисты. В категорию «кофе-кошка-Мандельштам» попадает человек более тонкой душевной организации, он может сиюминутно менять решения, подчас пренебрегает нравственными ценностями, остро переживает все происходящее, пессимист.

Кого же можно отнести к разряду «Кошка, лошадь, квас, Толстой»? Наверное, человек любит удовольствия, роскошь, хотя корит себя за это, склонен к домашней тирании, находится в неустанном поиске истины, столь же неутомимый ценитель женского пола, атеист.   Характеристика генерации людей «Достоевский, водка, пес» может выглядеть так - самолюбие, самостоятельность убеждений и поступков, упорство в их достижении, свободолюбие, чуткость ко всякому притеснению, вера в Бога.

Достоевский опередил Фридриха Ницше с его идеей сверхчеловека. Федор Михайлович и развенчал ее в рамках одного романа «Преступление и наказание», где показал человека, раздавленного этой идеей. Ницше к концу жизни учил русский язык, чтобы читать Достоевского. Эйнштейн говорил, что две страницы Достоевского заменяют ему целый учебник новейших открытий по физике, математике и другим сопредельным наукам. Иустин Попович, сербский доктор богословия, архимандрит, сделал вывод: «На смену человеку Фауста должен прийти человек Достоевского». 

Всечеловек

news2320.jpg

Если слова окажутся пророческими, то случится закат Европы (и, кажется, это уже происходит в наши дни). Человек Фауста – представитель западной культуры, вечно недовольный, умный, энергичный, не могущий насытиться. Но он трухлявый внутри, с анемичным, иссохшимся сердцем. Человек Фауста бегает повсюду в поисках таблетки счастья, нетерпеливо выводит формулу любви – в путешествиях, ночных клубах, торговых центрах. Но не получается! Он готов сменить пол, отречься от родины и матери, душу продать дьяволу, чтобы найти счастье. И наконец закричать, победно воздев руки: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!» Это Фауст. 

Западная цивилизация, по определению Иустина Поповича, – цивилизация Фауста. Богослов делает вывод: «На смену цивилизации вечно недовольного Фауста, много знающего, но не имеющего счастья, должна прийти цивилизация Достоевского». «Я знаю Достоевского как пророка, как апостола, как мученика, как поэта, как философа. Многогранность его гения поражает. Всечеловечески широкий и глубокий, он принадлежит всем, но и все принадлежат ему. Он настолько человек, настолько всечеловек, что родственен всем: и сербам, и болгарам, и грекам, и немцам — всем людям на всех континентах. В нем есть что-то от каждого из нас, то есть каждый может найти себя в нем. Своим всечеловеческим сочувствием и любовью он свой для всех».

Федор Михайлович в своей речи, посвященной Пушкину, называет русского человека – всечеловеком. По представлению Достоевского, русский человек не закончен: «Он пока всего только оторванная, носящаяся по воздуху былинка. И он это чувствует и этим страдает, и часто так мучительно!»  Всечеловек откликается на всех - на все национальности и народы. Стремится учиться у всех, соединить воедино все лучшие качества, приметы, достоинства.  И в каждой культуре видит и свою красоту, признает в человеке достоинство – кем бы он ни был. Это лишь одна из идей Федора Достоевского.

Пятикнижие Достоевского

news2321.jpg

Епископ Каскеленский Геннадий, ректор Алматинской духовной семинарии: «Достоевский - автор великого пятикнижия. В 1866 году написан роман «Преступление и наказание», в 1868 году – «Идиот», в 1871-72 годах написаны «Бесы», в 1875 году – «Подросток» и в 1880 году – «Братья Карамазовы». В феврале 1881 года Достоевский умирает. Напомню основные идеи этих великих романов. Какая самая главная мысль «Преступления и наказания»? Не сводится человек к влиянию внешней среды. Раскольников – студент, который оторвался от родной почвы (философию Достоевского будут называть почвеннической, она отличается от славянофильства). И, как только он оторвался от почвы, им завладевает идея. Власть идеи над человеком – это важнейшая тема романа Достоевского. Какая идея завладевает Раскольниковым? Он хочет стать сверхчеловеком, чтобы потом совершать великие дела. Для этого он должен убить старуху. Но выясняется, что человек не исчерпывается теми идеями, которые он продумывает в уме. Достоевский впервые, задолго до Фрейда, вскрывает работу «внутреннего человека», человеческого подсознания. Раскольников на протяжении многих месяцев расчислил свое поведение, встал на этот путь, сделал первые шаги, но ничего не получается. Некая внутренняя сущность не дает ему поступать так, как он задумал. Он переживает трагический разрыв между всем миром и им самим, и это внутреннее побуждение - безотчетное, неосознанное - ведет его к покаянию.

news2316.jpg

Достоевского даже современники называли пророком и апостолом. Роман «Преступление и наказание» был написан, отправлен для напечатания в Москву. И пока рукопись туда ехала, в Москве произошло убийство, буквально такое же, какое описал Достоевский в своем романе: некий студент убивает ростовщика Попова и его прислужника. Образованная публика была просто в ужасе, когда через несколько месяцев вышел роман, и они стали сравнивать то, что написано в романе с полицейскими сводками. Оказалось, что Достоевский предсказал это убийство.

Роман «Бесы» наиболее сложный для чтения, он обличает революционную стихию, которая охватывала страну. Для меня лучшим аргументом того, что необходимо читать Достоевского, является отношение Ленина к нему. Ленин бесновался, когда речь шла о Достоевском, он кидал его книги об стену. Эпиграфом к роману является цитата из Евангелия об исцелении бесноватого Христом. Бесы – это вся Россия и, к сожалению, эти пророчества сбылись. У каждого из героев романа свое мировоззрение, многие из них литераторы, которые что-то пишут. Есть такой персонаж – Шигалёв, он исписал мелким почерком целую тетрадку, в которой излагает свое видение будущего России. И через него Достоевский произносит пророчество – из великой свободы человечество придет к великой тирании. Лозунг всех революций «Свобода, равенство, братство» появился в начале французской революции. Но почему-то никто не видел противоречия между этими понятиями. Как свобода и равенство могут сочетаться? Это ложь всякой революции. Только в XX веке на это обратили внимание. Свобода дает возможность из безликой серой массы выделиться наиболее выдающимся, и они очень быстро начинают расти и возвышаться над остальными людьми. Если есть свобода, никакое братство невозможно. Достоевский делает предсказание, особенно в «Дневнике писателя» 1877-78 года, что провозглашенная свобода приведет к режиму невиданной деспотии, невиданного шпионства, что и произошло в 20-30-е годы XX века.

Если Раскольников одержим идеей сверхчеловека, то подросток в четвертом романе одержим идеей обогащения, идеей Ротшильда. И опять - одно дело, о чем герой размышляет, и другое дело - его внутренние побуждения, которые противоречат ходу его мыслей.

И, наконец, роман «Братья Карамазовы». Всеобщее мнение, что это - главный роман Достоевского и вообще русской литературы. Может быть, это самая сильная книга вообще всей мировой цивилизации. Большое количество западных специалистов считали, что знаменитая глава о Великом Инквизиторе – это лучшее, что написано в литературе. Этот роман тоже пророческий. Что такое «карамазовщина»? Это состояние России, откуда уходят вера, традиционные корни и начинается борьба всех против всех. Даже в отдельно взятой семье люди воспринимают других, как подножие и пьедестал для самого себя. Во всем городе и обществе российском воцаряется прямо противоположное христианской жизни. Если Христос жертвует собой, то люди, потерявшие веру во Христа, других приносят в жертву себе. Легенда о Великом Инквизиторе - последнее пророчество, имеющее всемирно-историческое значение, оно о будущем тоталитарном обществе, когда человек с легкостью отдает свою свободу ради земных благ, подчиняясь антихристовой безбожной власти. Вот кратко о творчестве нашего великого христианского писателя».

Мы становимся другими

news2322.jpg

Достоевский предпринял попытку ввести Евангелие в плоть и кровь современности. О своем романе «Идиот» Федор Михайлович писал: «Главная идея – изобразить положительно-прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете». Достоевский создал идеал в мире зла, у него получился князь Мышкин, слабый, уязвимый, одновременно - светлый и как дитя чистый.  Появляются оригинальные сценические образы князя Мышкина в исполнении Ю. Яковлева, И. Смоктуновского, Е. Миронова. Писатель явил миру «князя Христа», чтобы мы не забывали: «Страдание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества». 

 В «Подростке» - пронзительные строки о Христе и Антихристе, о грехе и покаянии.

«Записки из подполья» – книга про современного человека, который сидит за своей клавиатурой, никого не любит, кроме себя. Уязвленный своей малозначительностью, он впадает в ненависть, пишет злобные комментарии в соцсетях, страдает  от одиночества. 

Именно эти книги Достоевского сформировали то, что Томас Манн назвал «Святая русская литература». 

Читая Достоевского, мы становимся другими. Писатель берет тебя и тащит по всем закоулкам грязной, темной человеческой души, а потом ведет к Христу и ставит перед ним - как ребенка. Чтобы ты стал иным, осознанным человеком. 


Источник -  daktil.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...