30 ноября исполнилось бы 87 лет автору саунд-треков к более чем 200 фильмам, талантливейшему композитору, внедрившему в свои сочинения электронную музыку, Эдуарду Артемьеву.
Композитор родился в Новосибирске в 1937 году. Потом его семья перебралась в Москву. Крестили мальчика Аркадия православным именем Алексей.
Отучившись в Московской консерватории по классу композиции у Юрия Шапорина, был приглашен в Московскую экспериментальную студию электронной музыки под руководством Евгения Мурзина.
Душа художника
Эдуард Артемьев, источник: foma.ru
Артемьев создает симфонии, оперы, сюиты, композиции к театральным постановкам. Позже в его творческой биографии наступает эпоха киномузыки. В его арсенале появляется музыка, которая звучит в культовых фильмах Никиты Михалкова: «Раба любви», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Родня», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Утомленные солнцем», в фильме Андрея Кончаловского «Сибириада», в знаменитой ленте Карена Шахназарова «Курьер» и, конечно же, в лентах Андрея Тарковского – «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер».
К слову, Тарковский был одним из первых, кто вовлек Артемьева в мир кино.
Чувствуешь мурашки по коже
Эдуард Артемьев, источник: focus.uaСамое удивительное в музыке композитора - то, что она вызывает дрожь по телу, слушая ее, возникает огромный диапазон эмоций, что не передать словами. Конечно, такое понимание души художника подвластно не всем, а только людям культурно, духовно развитым, умеющим тонко чувствовать замысел мастера.
Фильмы, для которых Эдуард Николаевич писал мелодии, не менее гениальны, с глубоким смыслом, заставляющие думать и духовно обогащаться.
Сегодня, слушая саундтрек к фильму «Утомленные солнцем» с его нежными, почти «вздоховыми» интонациями, чувствуешь мурашки по коже, слезы у горла: как такое можно записать оркестром, даже симфоническим, даже с хором?! И мы не перестаем удивляться тонкости и чувствительности души художника, создающего такие звуки и мелодии – насколько уникальна воля, чтобы добиться от всех играющих вместе музыкантов адекватного идее композитора звучания! При том, что идею словами не описать. Но вот нотами, видимо, удается. Но композитор сознает, что киномузыка, которой он отдал почти всю жизнь, – это в общем-то не та большая музыка, не те формы, на которых проявляет себя большой композитор. Слишком быстро сжимается время, многое недоделано из задуманного и начатого…
К слову, Андрей Кончаловский буквально заставил Артемьева запереться на два года и написать давно задуманную оперу «Преступление и наказание».
«Написал! Но где – симфонии? концерты? кантаты? – Время забирает кино. А ведь оно само по себе – искусство ли вообще? Время… – вот самое прекрасное, бесценное, чудесное и неуловимое вещество на свете, которым манипулирует кино. Может быть, Время и есть Бог?.. И кино только кажется, что оно манипулирует временем. Все наоборот. Но время «убывает», поэтому необходимо сократить бесполезное общение и даже прогулки на улице, меньше говорить, больше работать, тем более в музыке, потому что, по внутреннему убеждению композитора, «музыка – наиболее прямой путь к Богу» (цитата А. Кончаловского).
Использовано с источника: yarcenter.ru.
Есть в музыке Артемьева что-то космическое и божественное – светлое одновременно.
Вручение Золотого Святого Георгия Э.Артемьеву на 44 ММКФ, источник: https://yarcenter.ru
«…Сегодня мы все, кто занимается творчеством, создаем реальность, которой никогда не было… И спасибо Богу за эту возможность», – сказал Эдуард Артемьев на церемонии закрытия 44-го Московского международного кинофестиваля 2022 года, когда он впервые получил почетный приз кинофестиваля «Золотой Георгий» «За вклад в мировой кинематограф».
Эдуард Артемьев скончался 29 декабря 2022 года в Москве.