Казаки – казахи, татары, калмыки и другие. О национальной принадлежности казачества | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Казаки – казахи, татары, калмыки и другие. О национальной принадлежности казачества

Казаки – казахи, татары, калмыки и другие. О национальной принадлежности казачества

В 1990-е годы, когда на территории почившего Советского Союза донельзя обострились «национальные чувства», поимело место множество любопытных казусов. Природу которых определяла в ту печальную пору всеобщая растерянность, идеально мутная вода, в которой самые неподкрепленные амбиции могли неожиданно принести вполне осязаемые дивиденды, безумные социальные проекты массово рождались «на коленках», а количество всяческих «пророков» намного превосходило потенциальное число ведомых.

У каждого тогда сидела в голове своя заветная истина и затаенная мечта, а потому общество походило на разбредшееся стадо, обреченно толкавшееся по обескормленным пространствам, отданным на разграбление после того, как все было уже разграблено.

Кто такие казаки?

Вот тогда-то в рядах ожившего казачества (и всех, кто посчитал себя таковым) появилась лукавая сентенция о себе, как чуть ли не о какой-то особой нации, отдельном народе. Или даже – отдельных народах. И мало кто вспоминал о том, что во времена Империи вся «самость» казачества определялась лишь конкретной принадлежностью казаков к совершенно конкретному служивому сословию. Разделенному по месту жительства на десяток «войск».

«Казаки составляют одно из состояний Российской Империи, обладающее особыми правами и преимуществами. В антропологическом отношении К. не представляют какого-либо обособленного типа, принадлежа отчасти к великороссам, отчасти к малороссам, с большей или меньшей примесью крови тех аборигенов, на чьих землях они обосновались», – это авторитетное утверждение «Брокгауза-Ефрона» свидетельство того, как все обстояло в старой России.

Про «примесь крови аборигенов» и хотелось бы поговорить особо.

Казаки: казахи (калмыки, мордовцы, китайцы, греки, ногайцы и прочие)

К примеру, в Сибирском казачьем войске, где, как и повсюду преобладали природные великороссы, кроме традиционных украинцев (6%) и белорусов (3%), 1% казаков составляли этнические казахи, 1% – татары, а число мордвы превышало 5%. Кроме того, тут числились черемисы, чуваши, пермяки, вотяки, зыряне и пр. В Уральском войске кроме татар состояло 6 тысяч башкир и 1 тысяча калмыков. Казахи-казаки встречались и в составе Оренбургского войска.

А в Семиреченское казачье войско, одно из самых молодых, в 1869 году было зачислено даже 400 китайских эмигрантов из числа маньчжуров, калмыков и солонов. Это – те казачьи «войска», деятельность которых непосредственно связана с территорией нынешнего Казахстана.

И все это было исторически закономерно. Практика полиэтнического формирования казачьих войск, призванных охранять протяженные и перманентно беспокойные рубежи юга России, изначально, традиционно и повсеместно опиралось на широкое привлечение местных жителей. Запорожцы явились ядром Донского казачества. В Забайкальском войске значительное число казаков происходило из бурят. Достаточно вспомнить легендарного Дондока Иринчинова – самого верного спутника Пржевальского, сопутствовавшего ему во всех его четырех экспедициях.

Более того, в России существовали казачьи войска, целиком состоявшие из «инородцев». К примеру – Ставропольское калмыцкое войско (позже целиком вошедшее в состав оренбургского казачества). Или одно из старейших в России – Башкирско-Мещерякское войско, зарекомендовавшее себя в русско-турецкий войнах екатерининских времен. Или Крымское татарское войско. Или Албанское, составленное из греков и албанцев, служивших в русском флоте во времена войны в Архипелаге. А среди временных казачьих частей засветились польско-литовские и ногайские полки, туркменский конный дивизион и даже китайский туземный отряд, сформированный во время русско-японской войны 1905 года.

Казаки: христиане, магометане, язычники

Еще один немаловажный момент, который важно учитывать при определении этнического состава «русских казаков» – их изрядная метизация. При описании казачества, тесно связанного с Киргизским краем, исследователи часто говорят об «особом областном этнографическом типе». Вот что пишет об этом «типе» один из наиболее авторитетных знатоков Казахстана начала XX века А. Н. Сидельников:

«Кто были родоначальниками его – установить трудно, так как первые русские колонисты представляли сброд вольницы; несомненно, что среди нея были и великоруссы, и малоруссы и поляки. С первых же лет появления в крае они вошли в тесное соприкосновение с инородцами – татарами, киргизами и калмыками, неизбежным результатом чего явилась метисация, перемены в образе жизни, привычках, нравах и т. д.; все это, конечно, оставило глубокий след как на физическом облике, так и на всем складе жизни…»

Очень характерный пример «областного типа» – типично азиатский облик одного из героев Белого движения Лавра Корнилова, родившегося в Усть-Каменогорске в семье отставного хорунжего Сибирского казачьего войска и «простой казашки из кочевого рода».

Еще один устойчивый миф о казачестве состоит в том, что все казаки поголовно, независимо от национального происхождения, были православными христианами. Но вот еще одна выдержка из Энциклопедии Брокгауза-Ефрона, повествующая о настоящем положении дел в национальном составе казачества:

«Христиан к 1 янв. 1893 г. числилось 4803427 (более 88%), нехристиан — 640511 (менее12 %). В числе христиан было: православных — 4400779, единоверцев — 54796, раскольников — 250908, лиц других исповеданий — 100744 чел. В числе нехристиан: евреев — 22151, магометан — 564138, язычников — 56242 человек».

Известно, что среди казаков Сибирского войска количество исповедующих мусульманство составляло в разное время от 3 до 4%.

Охраняя свое, принимая чужое

Таким образом, достаточно пестрая по происхождению казачья часть населения Российской Империи, пожалуй, несмотря ни на что могла считаться наиболее восприимчивой к чужим культурам. Потому не следует огульно рассматривать казачество и в качестве элемента какого-то воинствующего культуртрегерства. Скорее – напротив.

«Влияние киргизского языка сказалось непосредственно: с малых лет большинство казаков… говорят свободно по-киргизски и даже употребляет его в обиходной речи… Повседневным костюмом можно считать бешмет или халат киргизского образца… На голове – меховые шапки татарского покроя, иногда и киргизский малахай… Он знает обед из одного блюда – мясной похлебки /чаще из баранины…».

Эти цитаты, характеризующие сибирских казаков – из наиболее авторитетного географического справочника начала прошлого века (Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Том XVIII. Киргизский край)

Чтобы дополнить картину, еще раз взгляните на фотографии, взятые из того же издания – лица на них и есть те самые представители «русского казачества».  

Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан».

Обложка: РИА Новости / Виталий Белоусов
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также