Как живут казаки Казахстана, чем занимаются и как сохраняют традиции. Рассказ казачки | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Как живут казаки Казахстана, чем занимаются и как сохраняют традиции. Рассказ казачки

Как живут казаки Казахстана, чем занимаются и как сохраняют традиции. Рассказ казачки

Мы познакомились с нашей героиней в алматинском храме Покрова Пресвятой Богородицы в день семейного фестиваля, посвященного празднику Дня семьи, любви и верности, который состоялся 13 июля 2024 года.

На фестивале прошло награждение многодетных семей из числа православных прихожан и тех, кто состоит в браке более 15 лет.

Наград удостоились в большей степени казачьи семьи Семиреченского казачьего объединения за верность и преданность в браке. Среди таковых были и те, кто тесно помогает Православной церкви Казахстана. Так как в храмах мы часто видим казаков в их традиционной форме, своеобразно выделяющихся среди прихожан, всегда возникает вопрос: какие они – современные казаки?

Одной из награжденных стала наша героиня. 


Галина Владиславовна. Фото из личного архива

Галина Владиславовна – потомственная семиреченская казачка, родилась в городе Алма-Ате (Алматы). Как рассказала Галина Владиславовна, ее предки пришли в Казахстан в числе первых казачьих отрядов для защиты местного населения от набегов джунгар. Участвовали в Узынагашской битве. Это была одна из исторически главных битв для будущего Казахстана. Казаки в то время охраняли и защищали торговые пути. Строили станицы, крепость Верный, которая впоследствии стала городом Верный, а затем городом Алматы.

– Внуки – это восьмое поколение алматинцев в нашем роду и, соответственно, восьмое поколение именно казаков Семиречья в Казахстане. Знаете, у казаков есть такая интересная традиция: независимо от того, кто казачьего рода – папа это или мама, если попала казачья кровь, то дети с гордостью заявляют, что они из казачьего рода, – говорит Галина Владиславовна. – Существует присказка, пословица, идущая от поколения к поколению, своего рода девиз: «Казачьему роду нема переводу».

В старину казаков с детства обучали военному мастерству. Станицы, в которых жили казачьи семьи, стояли в первую очередь на рубежах страны. Можно сказать, что это были очень профессиональные, с детства обученные пограничные войска, если проводить аналогию с современными войсковыми подразделениями.

Казаки в первую очередь занимались охраной рубежей, а по мере расширения внешних границ создавали новые поселения – станицы, выселки, крепости.

Стремление обживать и созидать

– Но и прежние поселения оставались действующими как внутренние охранные. Там, где границы долгое время оставались без изменений, всегда много казачьих станиц, и по сей день там проживают потомки первых поселенцев. Меня всегда удивляла наша оседлость, мы в большинстве своем оседлые люди, неохотно покидаем обжитые места. А если попадаем в новое, то сразу начинаем обживаться на века, строя дома по определенным правилам и заводя скот, обрабатывая землю. Овладение новыми землями, передвижение границ в сторону расширения приводило к образованию новых станиц на новых землях.

Жена-казачка после письма мужа-казака (муж по казачьим традициям зовется хозяин) о том, что выделен надел земли на новом месте, запрягает телегу, собирает необходимые пожитки, детей и в путь…

Терпи казак - атаманом будешь!

– Как казаки воспитывают детей сейчас?

– Так же, послушанием. Я воспитывала так наших мальчиков, чтобы сыновья всегда уважали своего отца в первую очередь.

Потом, когда детей привели в казачество, естественно, они стали в храм ходить. Их научили вращать шашкой, работать с нагайкой, ездить верхом на лошади и так далее. Наши дети на лошадях сидят с детства, просто сейчас это не так актуально. Самое главное – не столько научиться ездить верхом, как научиться ухаживать за лошадьми.

– Как у вас проходят семейные торжества, праздники?

– Все как у всех. Только свадьбы проходят по казачьим обычаям, в национальных костюмах, с песнями, плясками, демонстрацией различных умений, например, как крутить шашкой, бить нагайкой.

– Что такое воспитание в национальных традициях?

– Это значит собираться нашим сообществом. Например, мы все несколько раз в год собираемся по большим праздникам.

Конечно, у казаков есть какие-то своеобразные обычаи, традиции. Например, есть День матери-казачки, который отмечается 4 декабря. В этот день казачек славят, дарят им цветы. Это напоминает женский праздник 8 Марта.

Кроме того, 4 декабря – это День введения Богородицы в храм. Ведь в казачестве очень почитают Богородицу и ее мать – святую Анну.

Казаки широко отмечают и Масленицу, и Новый год, и Рождество. Пасху тоже всегда празднуем, в этот день в Вознесенском соборе всегда выставляется казачья дружина. Казаки обязательно принимают участие и в больших городских мероприятиях.


Стол на Пасху.  Фото из личного архива


Пасхальная корзина своими руками. Фото из личного архива

Хлеща нагайкой

– Что нужно, чтобы присоединиться к казачеству?

– Нужно понять, для чего человеку это нужно, какова цель. Далее следует обратиться к атаману. Атаман говорит: «Приходите в храм на службу», называет место, где очередной сбор казаков. Просто мы разные храмы посещаем, иногда сами за пару дней узнаем, куда необходимо прибыть. Люди отстоят службу, потом у них сложится понимание, могут они или не могут. Именно служение в храмах – в этом сейчас заключается служба казаков в Казахстане.

Надо это человеку или нет. Обязательно состоится беседа. Узнает, почему он хочет присоединиться, чего ждет взамен. Объясняют ему, что финансирования организации со стороны никакого нет, все для общего блага делается вскладчину самими членами сообщества. Платим в общую казну ежемесячно сумму, размер которой обговаривают на казачьем круге, чтобы удобно было, чтобы на те же праздники баннер заказать или к столу что-нибудь купить, ту же одноразовую посуду и заварку. Все стоит денег, делаем все для себя сами за свой счет.


Казачий домик. Фото из личного архива

Много раз видела, как люди начинают о льготах узнавать, есть ли какие привилегии для казаков, есть ли выход на российское посольство, чтобы в Россию перебраться, есть ли для детей льготы. А уточнив, что льгот нет, более не появляются. И слава Богу, что он от таких отводит.

– Какие требования предъявляют желающим вступить в ряды казачества?

– Просто желание быть в нашей общине, желание возрождать традиции. Люди ходят к нам, чтобы они сами для себя поняли, нужно им это или нет. Как правило, атаман приглашает «новичков» отстоять церковные службы, приглашают на праздники, общие сборы. Назначается испытательный срок, чаще полгода, ходят люди к членам сообщества присматриваются, мы к ним. Поручения небольшие атаман дает. Обязательно старается время свое уделить. Все это делается опять же по зову души, денег никто ни за что ни от кого не получает, атаману зарплату не платят за то, что он атаман. Если нет возможности, скажем, на работе, то никто не принуждает и не осуждает, претензий не предъявляет.

Если остались при своем желании, то через полгода дается разрешение на пошив справы. Сама традиционная одежда называется справой. Как «справляли» (делали) наши предки сами себе все атрибуты для службы, так и сейчас. Форму каждый также прошивает самостоятельно, за свой счет. Где, у кого и как – все атаман подскажет. Готовы вступить в наше общество, тогда им готовится верстанье (так у казаков называют присягу).

Кроме того, каждый из казаков работает в своей профессии, на своей работе, которую он находит сам, по своему образованию, устраивается, сам зарабатывает себе на жизнь, кому как Бог дал. А по выходным раз в месяц на радость душе ходим, общаемся с братьями-казаками и сестрами-казачками, Атаман собирает тех, кто хочет, чаще на службы, на различные конференции. Все добровольно.

Также приветствуется, если что-то можешь, хочешь сделать и передать для выставки этноса своими руками. Атрибуты казачьей жизни (посуду, например, плошки, деревянные ложки, глиняные старинные миски, подстаканники, кувшины, крынки, самовар на углях) люди передают в дар сообществу безвозмездно.

Большинство людей считают, что казачество было просто прослойкой в царской империи, которая составляла часть войска. Однако сами казаки все-таки считают себя отдельной нацией, имеющей свои сказки, песни, былины, сказания, поговорки, национальные традиции и одежду, забавы и особенности в языковых оборотах.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...