
Узнать правила в церковной лавке или у священника не у всех хватает решимости, поэтому мы побеседовали с настоятелем Собора иконы Казанской Божией Матери, иереем Георгием Рублинским, и узнали, как правильно подавать записки в церкви.
«Во-первых, хочу призвать людей не стесняться задавать вопросы как работнику иконной лавки, так и священникам. Особенно священникам. Любой из прихожан может подойти к батюшке и расспросить его об интересующей проблеме.
Во-вторых, хочется подчеркнуть, что нельзя спихивать ответственность на церковь. Часто люди приходят, оставляют записки с именами родных, живых или усопших и думают: «Ну, все я написал, теперь души их будут спокойны, можно забыть об этом». Ах, какие хитрые.
Хотите откупиться от Бога что ли? Нет, так это не работает. Подавая записку, вы и сами должны молиться, должны тоже прилагать усилия. А уже в помощь вам еще и в церкви будут молиться. Тогда это работает», – говорит отец Георгий.

Фото АПН
В первую очередь надо знать, что записки разделяются на заздравные и заупокойные. Причем раньше такого деления не было.
«У Бога все живы, потому и не разделяли. Потом из-за немощи человеческой, решили, что будут о здравии и отдельно за упокой. Иногда случайно услышишь, как кто-то в порыве гнева и не особо по-богословски грамотный говорит: «Я сейчас на тебя поставлю свечку за упокой, или напишу твое имя в поминальной записке», но мы-то обращаемся к живому Богу, и Господь знает, за кого мы просим. Это у нас есть жизнь временная земная и уже по окончании ее мы попадаем в вечность, а у Бога все живы», – поясняет настоятель Казанского собора.
Записки можно подавать на молебен, обедню, проскомидию, на панихиду или сорокоуст.
«Надо прийти в Храм накануне того богослужения, которое вы хотим посетить, либо до службы, и написать записку. Если это обедня, то это упоминание имен на одной службе, просто перечисление крещенных людей.
Сорокоуст от слова сорок. Обычай поминать усопших в течение сорока дней узаконили святые апостолы. Однако можно заказать и на более длительный период времени: полгода, год.
Во время поминовения на проскомидии священник вынимает частицу из просфоры, поминая имена тех, о ком попросили помолиться. На самой же литургии (обедне) священнослужители поминают по запискам на ектении.
Гласно, вслух или же тайно, все зависит от традиции прихода и количества записок. Есть еще панихида, то есть поминовение именно об упокоении души», – рассказывает священнослужитель.

Фото АПН
На все эти поминания записки подаются лишь на крещенных людей.
«Когда священник вынимает частицы из просфоры, их потом опускают в кровь Христову в потир с особыми словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».
Это делается для того, чтобы живые и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную. Поэтому смысла нет подавать на тех, кто не находится в церковной ограде. Для тех, для кого религиозная церковная жизнь важна, это может принести свои плоды.
Некрещеным же сначала надо принять Христа, а потом он уже может омыть грехи. Единственно, в панихиде есть особый чин для некрещенных. Также церковь не воспрещает за некрещенных ставить свечи и молиться самостоятельно – как в храме, так и дома», – говорит отец Георгий.
Он перечислил молебны, которые можно заказать о некрещенных людях.
«Бывают молебны за недугующих, за страждущих, за людей, которые находятся в болезни. Он совершается с прошениями об оставлении их прегрешений и освобождении от недуга.
Исцелил, если возможно. Если нет, то хотя бы преподал свое утешение и свою близость, чтобы человек почувствовал его и смог принять свою болезнь.
Бывает молебен о путешествующих, перед началом учения и по окончании каких-то благодеяний Божиих. То есть, когда человек увидел руку Божию в своей жизни, он заказывает благодарственный молебен.
Бывают молебны с просьбой о людях с зависимостями наркоманией, алкоголизмом. В общем самые разные существуют молебны и их можно заказывать за некрещенных», – поясняет священнослужитель.

Фото АПН
На вопрос, можно ли подавать записки в том случае, если человек не знает, крещенный ли был его предок, например, бабушка или дедушка, которые родились до революции и давно умерли, настоятелем ответил так:
«Если человек не знает, можно писать, Господь сам разберется. Еще раз повторю, мы обращаемся к Богу не как к судье с завязанными глазами, но к Личности, Которая все видит. И Он действительно видит, что мы не знаем, но мы хотим поступить по любви.
Мы хотим, чтобы Господь, если усопший был крещен и принял Христа в свое сердце, его в Царствии своем помянул. Я всегда говорю, что если ошибаться, то лучше ошибаться в сторону любви. Бог знает, о ком молится», - считает иерей.