
В пасхальную ночь в южную столицу из Иерусалима прибыла лампада с Благодатным огнем, свидетельствующая о наступлении праздника Воскресения Христова.
Чартерный рейс с Огнем отправился в Казахстан сразу же после сошествия, которое происходит во время службы Великой субботы в Храме Гроба Господня.
К 17 часам Благодатный огонь привезут в Вознесенский кафедральный собор Алматы, также Огонь отправится и в другие города республики. В течение недели все верующие смогут возжечь свои свечи от этого пламени.
Символически сошествие Благодатного огня знаменует воскресение Иисуса Христа и его, «Света истинного», выход из гроба, тогда как предшествующие этому субботние богослужения посвящены Его погребению.
О том, как происходит схождение Огня, АПН ранее рассказывал протоиерей Игорь Светличный, ключарь Никольского собора. Именно он с 2007 года отвечает за принятие святыни в Алматы – и ждет ее либо в Иерусалиме, либо в аэропорту южной столицы. В этом году отец Игорь встречал Благодатный огонь в Храме Гроба Господня.
«К встрече Огня начинают готовиться в Великую субботу утром. Чтобы исключить упреки со стороны скептиков, часовню над Гробом Господним – пещерой, где был погребен Спаситель и именуемой Кувуклией, осматривают полицейские. Затем местный ключник-мусульманин закрывает храм и навешивает на него печать. Одна мусульманская семья поколениями хранит ключи от часовни на протяжении последних пяти веков.
На молитвенное ожидание в храм входят патриархи, другие иерархи празднующих Пасху конфессий и прихожане. В процессии идут православный Патриарх Иерусалимский в сопровождении армянского патриарха и представителей Коптской и Сирийской православных церквей. Крестным ходом процессия посещает все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где стража схватила Христа, место, где Его побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания, на котором тело Христа готовили к погребению. Затем иерархи направляются к Храму Гроба Господня, трижды обходят его.
Греческий и армянский патриархи останавливаются напротив входа в Кувуклию. С них снимают ризы, и священники остаются в полотняных подризниках, чтобы было видно: при них нет ничего, чем можно зажечь огонь в пещере. Затем патриархи входят внутрь. Они берут с собой пучки из 33 свечей – по числу земных лет Спасителя, часовню запечатывают большим куском воска, на дверь кладут шнуры. В храме гасят свет и наступает ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют грехи, прося Господа даровать Благодатный огонь. Находящиеся в храме люди ждут, когда сойдет Священный огонь и патриархи передадут возгоревшиеся свечи через северное и южное окна Кувуклии. Молитва и таинство продолжаются до тех пор, пока не произойдет ожидаемое чудо. В разные годы ожидание длится от минут до нескольких часов», – рассказал отец Игорь.
Поведал протоиерей и о том, как происходит непосредственно само сошествие Благодатного огня.
«Сначала храм озаряют яркие вспышки, проскакивают маленькие молнии. Они исходят из разных мест храма – от иконы, висящей над Кувуклией, от купола храма, от окон, колонн. Вспыхивают лампады по бокам Кувуклии. Затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба на краткий миг опускается вертикальный широкий столб света. Мгновение спустя все помещение опоясывают молнии и блики, которые змеятся по стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. От переданных патриархами пучков свечей стоящие в храме зажигают свои свечи и делятся Огнем. Патриархи выходят из пещеры, благословляют собравшихся и раздают Благодатный огонь», – сказал священнослужитель.
И, хотя вокруг сошествия Благодатного огня ходит множество теорий и продолжаются споры о его природе, представители Православной Церкви сходятся в едином мнении: Огонь является священным, сходящим в священном месте и освящающим верующих.