
В Парке сказаний народов Казахстана в рамках цикла бесед «Разговоры по душам» прошла очередная встреча со священнослужителями. На этот раз она была посвящена новомученикам и исповедникам Казахстанским.
Настоятель Казанского собора иерей Георгий Рублинский и ключарь Христорождественского храма протоиерей Александр Гайченя рассказали о житие небесного покровителя Казахстана – священноисповедника Николая, затронули судьбы других подвижников веры и благочестия XX столетия, а также ответили на вопросы прихожан.
«Сентябрь богат на память новомучеников и исповедников Казахстанских. Мы вспоминаем и епископа Пимена Верненского и Семиреченского, который был расстрелян в роще Баума, и святителя и исповедника Николая Алматинского, день обретение мощей которого отмечается именно 8 сентября.
В августе 2000 года на Архиерейском соборе митрополит Николай (Могилевский) был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. В сентябре по благословению архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия на городском кладбище были обретены его честные мощи.
Дело это оказалось непростым, так как могила была залита бетоном, и раскопки производились несколько дней. В итоге мощи святителя и исповедника были перенесены в Никольский собор, где находятся и поныне в южном приделе.
Это очень символично, так как храм был возвращен верующим и возрожден именно трудами митрополита Николая в 1946 году», – сказал настоятель Казанского собора, иерей Георгий Рублинский.
Дополняя сказанное отцом Георгием, интересную историю о священноисповеднике Николае рассказал протоиерей Александр.
«Произошло это во время Великой Отечественной Войны. Когда над страной нависла угроза существования, Иосиф Сталин, который, между прочим, закончил семинарию в Тифлисе, принял решение изменить церковно-государственные отношения.
В сентябре 1943-го года он пригласил к себе трех митрополитов. И был заключен договор, что в ответ на патриотическую позицию верующих правительство пойдет на частичную легализацию церкви. В рамках этого было сделано многое, восстановлено Патриаршество, учреждены епархии, открыты многие церкви и монастыри.
Церкви были возвращены мощи некоторых почитаемых святых. Также из лагерей и тюрем были возвращены многие выжившие церковнослужители. Но при этом выяснилось, что из 28 архиереев, которых просили освободить митрополиты, в живых остался лишь один, остальные были расстреляны.
Звали выжившего – Владыка Николай. В той мясорубке он чудом остался жив. И в нашем благословенном городе десять лет возрождал Церковь, утешал людей. Сохраненный Богом и своим небесным покровителем Николаем-чудотворцем он стал хранителем Казахстана.
Как и все наши новомученики и исповедники, они явились богатырями Духа, и оставили в истории человечества большой след, и навсегда останутся в нашей памяти», – поделился ключарь Христорождественского храма.
Далее слово взял отец Георгий. Он рассказал собравшимся о судьбах местночтимых казанских мучеников малостоничных – Парфения, Василия и Ефимия.
«Может вы не знаете, что поклонный крест, который находится с северной стороны собора, установлен в память о мученике Парфении (Красивском), который пострадал в 1919 году. Отряд Мамонтова, который совершил самосуд над епископом Вернинским и Семиреченским Пименом в роще Баума, через какое-то время приехал в Казанский храм.
Отец Парфений препятствовал разграблению собора. Его вывели через Северную Паперть, облили бензином, и заживо сожгли. Его брата Василия привязали к лошадям и растерзали о камни Ташкентского тракта. Это два брата-мученика 1919 года,
которые исповедовали Христа и пострадали за свои религиозные убеждения.
Третий мученик, священнослужитель нашего храма, пострадавший в 1924 году – отец Ефимий Круговых. Был некий церковный
раскол в начале 20 века, советская власть хотела создать
подручную, обновленческую церковь.
Казанский храм, по некоторым данным, единственный, не перешел в обновленчество. И вот сторонники этой новой веры, пришли сюда, и поддерживаемые советской властью, хотели собор отобрать. Но отец Ефимий вместе с десятью прихожанами храм отстояли», – рассказал иерей Казанского собора.
Постоянный участник «Разговоров по душам», прихожанин Казанского храма – Борис, попросил разъяснить, почему праздник называется День памяти новомучеников и исповедников, то есть, с мучениками все понятно, а кто такие исповедники.
«Действительно, в церковном календаре пишут День новомучеников и исповедников казахстанских, или российских, или муромских. Потому что не всех замучили, к счастью.
Остались те, кто продолжали служение церкви в очень тяжелых условиях, в тюрьмах, лагерях. Они совершали службу в любых условиях, под нажимом, под прессом. По ночам тайком молились и исповедовали веру своим житиям.
Есть такое понятие – «тайное монашество». Например, было
очень много женщин, которые где-то работали, но на самом деле были тайно пострижены в монахини. Вот здесь на погосте, за алтарем вы видите могилы людей, в том числе и тайных монахинь.
Они своими трудами, болезнями, скорбями продолжали служить Богу. Они продолжали сохранять церковь, проповедовать Слово Божье где-то за закрытыми дверями, в тайне, в кельях. И умерли своей смертью.
Господь кому-то дал стать семенем для новых поколений христиан через мученическую кончину, а кому-то дал понести крест многолетнего служения под гнетом безбожной власти. Это и есть исповедники», – объяснил отец Александр.
В завершении беседы отец Георгий пригласил присутствовавших задавать вопросы. Прихожане и гости Парка сказаний обсудили вопрос силы веры современных людей разных стран, поговорили на тему разговоров в церкви во время службы и поговорили о том, почему иногда после причастия могут случаться проблемы в жизни.
Обо всем этом читайте в наших отдельных материалах в рубрике «Вопрос-ответ». А также приходите на новую встречу 21 сентября. Ее темой будет один из двунадесятых великих праздников Рождество Богородицы. Поговорим о традициях торжества, а также о духовном чтении книг священного писания.
А 22 сентября в Парке сказаний народов Казахстана состоится большое праздничное мероприятие – День урожая. Народное гуляние начнется в 11 часов 30 минут.