Стены, которые мы разрушаем. Берлинская стена | Агентство православных новостей (АПН)

Стены, которые мы разрушаем

456
6 минут
Стены, которые мы разрушаем
Галя Галкина. Фото из личного архива

В ночь с 9 на 10 ноября 1989 года пала великая Берлинская стена. Именно в этот день был сделан первый проход между восточной и западной частями Берлина. И вскоре стену полностью разрушили. С этой даты начался новый отсчет в жизни объединенной Германии. Разрушением стены был ознаменован последующий распад социализма в советской державе, а также в странах соцлагеря всей Европы. Уроки этого события актуальны по сегодняшний день, ведь люди продолжают возводить стены

Мои друзья-берлинцы, татарин Шамиль Гимаев и его супруга немка Утэ Гимаева, стали свидетелями тех событий и участвовали в зарождении протестного движения. Ведь крушение Берлинской стены произошло не в одночасье, к этому историческому событию восточные и западные немцы шли осознанно.  

news4478.jpg

С Шамилем и Утэ я дружу со времен студенчества. Мы учились в вузах Ленинграда-Санкт-Петербурга. Я - на факультете журналистики в университете, а мои друзья - в Академии искусств имени Ильи Репина. Утэ училась на отделении реставрации, Шамиль изучал живопись. Супружеской парой они стали еще на первых курсах Академии, а позже в студенческой семье на свет появились мальчишки – Марат и Саид.  

В гости к супругам Гимаевым я приехала сразу после того, как по приказу местных властей открыли участки стены. Семья жила этим невероятным событием, весь Берлин был охвачен волнением. Обе страны, и ФРГ, и ГДР, ликовали: все понимали, что Германская Демократическая Республика покидает политическую карту мира. Я оказалась в эпицентре исторических преобразований.

Утэ Гимаева с тревогой наблюдала, как в революционных беспорядках люди крушили здания. Первым под удар по понятным причинам попал офис Штази – министерства государственной безопасности. Но могли пострадать и архитектурные памятники.  Утэ приняла решение спасать национальные художественные ценности от гибели. В ГДР занимались этим по мере сил, но в условиях дефицита средств работа почти не двигалась.

В революционном экстазе одни разрушают, а другие созидают. Мой друг Шамиль Гимаев спустя время внес свою лепту в преображение стены – сделал живописное граффити на значительном отрезке уцелевшей стены (10х3 метра), с ее восточной стороны.  Уже после моего отъезда.  

news4479.jpg

Стена официально значилась демонтированной, а некоторые ее фрагменты еще оставались целыми. Именно эти куски бетона оказались объектом для творчества восточных немцев. К ним пришло осознание, что ненавистная в прошлом стена стала символом целой эпохи. Стрит-арт Шамиля Гимаева привлек внимание фотографов и туристов.  Его граффити попали на открытки вместе с арт-сюжетами других художников (в том числе, значительно позже, - исторический поцелуй «взасос» генсеков двух стран, Леонида Брежнева и Эрика Хоннекера).  

news4480.jpg

Позже Шамиль прислал мне открытку со своей художественной сагой борьбы за справедливость. В то время люди еще писали друг другу письма и открытки, отправляли их в конвертах в другие города и страны. На обратной стороне открытки мой берлинский друг советского происхождения написал: “Шлю приветствие из Берлина! Этот фрагмент Великой Берлинской стены стены напомнит тебе, что где-то там, за далеким горизонтом, живет такой парень, Schamil Gimayev. И мне совсем не безразлично то, что происходит с моей Родиной (подразумевая СССР, тогда нашу единую, общую страну). Эта роспись - мой небольшой вклад в свободу для всех. На бетоне я начертал по-татарски: «Германия, помоги Советскому Союзу!». И она помогает, как может. Остается только сожалеть, что все наши усилия не доходят по назначению. С верой в лучшее. Твой друг Schamil. 27 января 1991-го года”. 

news4481.jpg

Спустя десятилетия стало очевидно, что небольшой вклад Шамиля и мощный рывок всей Германии сквозь стены, сквозь препятствия и препоны дали результат. Советские люди услышали клич мятежной Германской Демократической Республики, ее восставшего народа. И 8 декабря 1991 года судьба великой советской страны была решена. Пали несокрушимые стены, рухнули железные занавесы, возведенные между гражданами стран и континентов.

 7 сентября 1989 г, в день образования ГДР, Гимаевы вместе с младшим сыном Маратиком приняли участие в исторической для немцев полумиллионной демонстрации на Александерплатц. Они несли заготовленные заранее плакаты. Шамиль - плакат-перевертыш «Никогда!» (не бывать нацизму) - «Niewieder!», Утэ нарисовала на плакате инвалида-колясочника и древний замок с надписью: «Ветераны, живые и каменные, нуждаются в нашей заботе!». Шамиль запечатлел на фотокамеру весь город – восторженные лица берлинцев, плакаты, полные надежд, люди на балконах, в окнах домов.

news4482.jpg

Именно художники, по словам Шамиля, стояли у истоков протестных действий.  Они же следили за соблюдением порядка на улицах. Сообщество людей искусства объединило массы демонстрантов. Активисты были отмечены лентами с надписями «Keine gewalt!» - «Без насилия!». Так призывали они к дисциплине и спокойному поведению всех участников. 

Церкви в Восточной Германии стали пунктами объединения протестующих молодых людей, диссидентов. Они собирались в храмах с разрешения властей в определенные дни, мирно обсуждали повестку, выражали солидарность с политзаключенными, решали проблемы отъезжающих на Запад, читали «Молитву за мир». А когда после собрания выходили наружу, их арестовывали полицейские. В одной из церквей радом с мастерской Шамиля собирались берлинцы. Но в какой-то момент стены храмов стали тесны для растущей аудитории, волна гнева и протеста хлынула на улицы.

news4483.jpg

Немецкая молодежь не мирилась с тем, что в Западной Германии базируются американские ракеты.  Размещение в Восточной Германии советских военных баз замалчивалось на официальном уровне. Авторитет церкви способствовал тому, что протесты до последнего оставались мирными. Девизом движения стали библейские слова «И перекуют мечи на орала», символом – изваяние советского скульптора Вучетича перед зданием Организации объединенных наций – фигура кузнеца, преобразующего меч в плуг. Эти символические знаки появились на нашивке, которая стала приметой диссидентов. 

Ночью 9 ноября 1989 года, ожидая разрушения стены, самые нетерпеливые берлинцы прокрались к ней, сомневаясь, что стену откроют. Им не верилось, что они окажутся по другую сторону непреодолимого препятствия на пути воссоединения двух частей Берлина и Германии в целом.

Полный демонтаж стены состоялся 17 ноября. Шамиль и Утэ заметили, что традиционная «демо» уже не была столь многочисленной. Объяснение было очевидным для Утэ: «Обыватели гуляют на Западе, они потеряли интерес к демонстрациям».  Появились плакаты на злобу дня: упитанный обыватель с бутылкой колы в руках доволен: «Борьба была успешной!». 

Шамилю не терпелось увидеть счастливую развязку, он был убежден, что слияние двух частей Германии будет настоящим спасением для восточных немцев. Дальновидная Утэ скептически относилась к подобному оптимизму: «Нас разделяет пропасть. Мы долго еще будем плестись в хвосте у Запада». Все, что было после ночи 9 ноября, уже вписано в учебники истории: главной целью протеста была смена политического руководства страны, демократизация общества и объединение Берлина. Но Утэ Гимаева оказалась права, восточные немцы до сих пор преодолевают комплекс социализма.

Великая Берлинская стена рухнула тридцать с лишним лет назад, а в мире продолжают возводить новые и новые стены раздора, вражды, изоляции. Однако урок Германии показателен и поучителен: стены – лишь временные преграды, их сметают люди, жаждущие объединения.


Источник -  informburo.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...