Фото: АПН, Ольга Гумирова
Время безжалостно к следам цивилизаций разных эпох на территории Казахстана. Порой и люди, вольно или невольно, разрушают историко- культурные памятники. Происходит это по разным причинам: незнание, халатность, жажда наживы. Но есть энтузиасты, которые спасают исторические и археологические сокровища. Среди них как профессионалы, специалисты, так и активные горожане, представители разных профессий, кому небезразлична судьба историко-культурных памятников вокруг места, где они живут.
Современный мегаполис Алматы соседствует с историко-культурными памятниками и даже делит с ними общую площадь. Специалисты насчитывают около 170 историко-культурных памятников. Из них 13 – археологические, относящиеся к древней истории Казахстана. По мнению Александра Горячева, старшего научного сотрудника Института археологии, в Алматы выявлено 232 археологических памятника от эпохи бронзы до позднего Казахского ханства. Значительная их часть охраняется государством, однако прочие уничтожают частные фирмы. Они ссылаются на нужды городской инфраструктуры - коммуникации, новые постройки, возведение жилых комплексов, которые и приводят к уничтожению историко-культурных памятников.
Так, в индустриальной зоне Алматы велось строительство на территории, где находятся несколько курганов эпохи сакских племен. Частная компания вырыла огромный карьер для добычи песка без официального разрешения на проведение работ, нимало не заботясь о сохранности археологического наследия. Тревогу подняли представители научного мира и общественники. Именно горожане, опережая специалистов, привлекают внимание властей к памятникам, которым грозит уничтожение. Ольга Гумирова, журналист, археолог-любитель и координатор волонтерской группы «Охотники за петроглифами», написала в Facebook-эккаунте о том, что буквально в 300 метрах от акимата Наурзбайского района стремительно разрушаются историко-культурные памятники. На грани полного уничтожения оказался Курганный могильник "Акжар" сакской эпохи. Активисты-общественники не только сообщают об уничтожении памятников, но и спасают их действием.
Недавно в Алматы в Академии наук «Ғылым ордасы» прошел круглый стол "Актуальные проблемы сохранения и защиты археологического наследия Алматы и Алматинской области". Круглый стол инициировали Министерство образования и науки РК, Комитет науки, Институт археологии имени А.Х. Маргулана, а также Алматинский областной цента по охране историко-культурного наследия. Вопросы по защите памятников обсудили ученые-археологи Института археологии имени А.Х. Маргулана, специалисты по сохранению памятников, представители международных организаций (ЮНЕСКО), чиновники из управлений культуры Алматы и области, общественники и энтузиасты, спасающие от разрушения и разграбления историко-археологические объекты в Алматы и окрестностях мегаполиса. Активным защитником памятников выступает также историк, археолог Бекбол Нурмухамбетов, продолжающий дело своего отца. Сейчас он совместно с общественными организациями разрабатывает программу по защите историко-культурных памятников города Алматы.
Общественные организации «Охотники за петроглифами», «Зеленое спасение» и отдельные активисты сотрудничают с государственными органами. Например, в прошлом году общественники защищали археологический памятник - петроглифы в горном массиве Архарлы в Алматинской области.
Растет интерес к археологии края со стороны казахстанцев. Ольга Гумирова поделилась: «Мы хотели бы, чтобы алматинцы и гости нашего города, задающие разные вопросы об Алматы, получали надлежащие ответы. Один из таких вопросов – о возрасте города Алматы. Особенно в свете того, что официально был объявлен возраст 1000 лет (сама формулировка «1000-летие Алматы» принадлежала академику К.М. Байпакову). Еще один из вопросов: когда жители и гости узнают, что наш город – территория саков. Они, соответственно, просят предоставить материалы, исследования, доказательства, свидетельствующие об этом.»
Очередная тема, вызывающая интерес – через город Алматы и пригороды проходил Шелковый путь. Как можно познакомиться с этой историей?
Ольга Гумирова: «Мы хотим, чтобы на эти вопросы в ближайшие пять лет можно было представить не только письменные ответы, но и дать возможность людям увидеть, пощупать какие-то артефакты, поучаствовать в интерактивных акциях, мероприятиях. Роль нашей команды мы видим в посредничестве между учеными и между органами государственной власти».
Общественники ведут определенную пропагандистскую работу, стремятся оказать помощь Институту археологии. Их цель – дать тему для размышления школам, университетам, колледжам, и вообще горожанам. Показать, что у Алматы есть древняя и богатая история, ее надо беречь и сохранять.
Многие алматинцы и сельчане очень переживает за сохранение историко-культурного наследия тех мест, где они живут поколениями. Но по разным причинам они не могут достучаться до органов госвласти и не имеют контактов с археологами. И тогда по цепочке «узун-кулак» они выходят на общественные организации. Благодаря таким контактам удалось защитить не только петроглифы Архарлы, но и поселения, могильники. Ольга Гумирова: «До нас дошла информация об усилиях граждан, и мы с ними начали работать. Наш руководитель Алексей Николаевич Марьяшев (главный научный сотрудник Института археологии Академии наук РК, доктор исторических наук, писатель, автор 16 монографий в соавторстве с другими учеными о древних наскальных изображениях Казахстана), который в ту пору был жив, отреагировал и дал ход акции защиты памятников».
Таким же образом, по цепочке, из рук в руки, к общественникам приходят и другие обращения. По одному из них остановили разрушение кургана в Кугалинской долине с помощью Центра охраны историко-культурного наследия Алматинской области. Активистам удалось спасти от черных копателей фигуру тюркского воина, которую готовили к вывозу. Точно так же, по инфорсмации чабана, активисты смогли сохранить фигуру тюркского воина, которая теперь является украшением экспозиции в музее-заповеднике «Иссык» города Есик.
Ольга Гумирова: «Есть у нас в разработке несколько других интересных сообщений, практически со всех районов Алматинской области, которые рассказывают об археологических памятниках. Их еще нет в Своде археологических памятников. Эту информацию мы сами начнем исследовать, а потом передадим ученым. Вся документация будет вверена акимату, который возьмет под охрану эти памятники.
В Алматы неравнодушных людей, которые пекутся о памятниках истории и археологии, становится все больше. Так, три года назад группа алматинцев вместе с архитектором Еркеном Шахмухамбетовым и журналистом, экскурсоводом Евгенией Морозовой инициировали проект «Исторический квартал» по сохранению исторического района города – Большой станицы.
Район этот возник в 60-х годах XIX века. Здесь сохранились старые деревянные дома, некоторые из которых благополучно пережили два землетрясения – 1887 и 1910 года. Дома жилые – крепкие, красивые, являются образцом городской застройки 19 века. Когда-то в этом районе располагалась и первая церковь города Верного. Сначала это был молитвенный дом, построенный в 1856 году. Затем в 1858 году молитвенный дом был обращён в церковь укрепления Верного во имя Веры, Надежды и Любви.
Но 28 мая (9 июня по нынешнему стилю) 1887 года во время Верненского землетрясения собор во имя Веры, Надежды и Любви был полностью разрушен. В 1893 году на месте разрушенного храма был заложен новый: из тянь-шаньской ели по проекту архитектора Вячеслава Николаевича Брусенцова. В это время указом Святейшего Правительствующего Синода от 20 декабря 1908 года был учрежден женский монастырь. Его основой стала женская община при Всехсвятской церкви близ Верненского кладбища на Ташкентской аллее. В конце 1980-х годов здание храма Веры, Надежды и Любви на территории монастыря пришло в аварийное состояние.
Лишь в ноябре 2003 года поступило предложение о восстановлении женского монастыря и Софийского собора на его территории. В 2004 году заложили фундамент, а в 2007 году восстановленный храм был освящён. Он построен полностью по старому проекту, только из современных материалов.
Этот район может стать центром притяжения туристов, и проект нацелен на это. Активистам пришлось два года «пробивать» его в городских инстанциях. Сейчас он принят к реализации. Но, как отметила Евгения Морозова, очень важно, чтобы реконструкция района и реставрация фасадов домов проходила с учетом исторической правды, чтобы дома не выглядели «новоделом».
Для этого надо поднимать старые документы, искать в архивах, выясняя, как выглядел этот район в 19 - начале 20 веков. Потому к реставрации домов надо привлекать специалистов – краеведов и историков. Силами только архитекторов не справиться.
Также собралась целая группа горожан, которая следит за курганами рядом с ТЭЦ-2. Они мечтают, чтобы на территории вокруг курганов открыли парк. Люди постоянно приезжают и патрулируют территорию. Лидер группы планирует встретиться с сотрудниками местного акимата, чтобы помочь местным активистам решить эту задачу.
Ольга Гумирова: «Мы много встречались, общались с чабанами, сельчанами, горожанами, обсуждали тему сохранности памятников. Нужно привлекать детей к археологическим раскопкам. Заповедник-музей «Иссык» ведет такую работу. Когда ребенок 2-3 дня проводит на раскопках, он получает такой объем информации, что это меняет его сознание».
И еще одно направление, по мнению археологов-общественников, может способствовать охране памятников. За пределами Алматы, в сельской местности, значительная часть памятников находится на частных землях. Там пасется скот, имеются поля, рядом - поселки. С этими людьми можно было бы проводить работу. Идею подал фермер с Кордайского перевала, у которого на земельном участке находятся петроглифы, тюркский могильник и даже один балбал (артибут могил - небольшой каменный столб в виде каменной бабы, относящийся к VI—IX вв н.э.). И он как-то обратился к активистам защиты историко-культурных памятников: имеется ли информация о том, как организовать собственный небольшой археопарк на своей территории? Он также хотел, чтобы упоминание о памятниках на его земле внесли в какой-нибудь реестр. Чтобы приехали профессиональные археологи и сделали заключение – какие именно памятники здесь представлены. Затем он сказал: «Я бы мог эту информацию давать детям, которые приезжают». К нему приезжают отдыхать стандартно – в беседках, с шашлыками. Он показывает гостям свои археологические сокровища и рассказывает им то, что нашел в интернете. По образованию этот фермер – юрист. Возможно, Центр историко-культурного наследия совместно с Институтом археологии могли бы обдумать особый вариант программы – курсы для таких фермеров. Подобные планы обсуждали и в заповеднике-музее «Иссык». По предложению активистов, финансирование этого проекта могло бы взять на себя государство.
Сейчас археолог Александр Горячев, старший научный сотрудник института археологии, создает реестр памятников истории и культуры на территории Алматы и Алматинской области. Более двадцати лет ученый занимается разведкой, выявляет археологические памятники, которые уцелели. В этом ему помогают энтузиасты-общественники.
В молодости я училась на факультете журналистики Санкт-Петербургского университета. Как-то на одном из домов на Невском проспекте увидела скромную табличку: «Здание спасено от разрушения активными гражданами города Санкт-Петербург». Наши алматинские спасатели историко-культурных памятников тоже пишут летопись борьбы за их сохранность. И есть у них уже вполне весомые достижения.
Несколько лет назад состоялась почти эпохальная акция – совместный выезд активистов-общественников с Орманбаем Нуржановым, сотрудником Института археологии им. А.Х. Маргулана, на городище Талгар, где в тот момент шла пробивка дороги. Дорожные работы угрожали разрушить уникальное городище, которое в июне 2014 года включили в список памятников ЮНЕСКО в числе других памятников. В ноябре того же года городище чуть не разрушили до основания при строительстве дороги на частный горнолыжный курорт Акбулак. На обращение защитников городища немедленно отреагировал премьер-министр И.Тасмагамбетов. Разрушение памятника немедленно было остановлено, а Казахстан, ко всеобщей радости, не попал в один список с Афганистаном и не примкнул к деструктивным движениям, которые разрушают памятники ЮНЕСКО.
Источник - 365info.kz