Головная боль пасечников – агрессивные удобрения, которые наносят вред домашним насекомым
Пасечники поделились главными проблемами, с которыми сталкиваются в процессе работы и которые влияют на производство, реализацию и в целом рынок меда в Казахстане.
Не все пчелы попадают в рой
Главная головная боль пчеловодов – агрессивные удобрения, которые наносят вред домашним насекомым, отметили участники ярмарки меда, которая прошла на площади близ Никольского собора в Алматы.
- Если пчеловод не договорился заблаговременно с хозяином территории того же хлопчатника и его не уведомили о предстоящей обработке поля, то после опыления пчелы погибают из-за химикатов. Даже пчела, которая не погибла сразу, прилетает в улей и умирает там, – говорит пчеловод крестьянского хозяйства “Тянь-Шань” Андрей ПОНОМАРЕНКО.
Повышение урожайности невозможно без использования удобрений и пестицидов, поэтому самый надежный способ защитить пчел – перевезти их на 7 км от мест распыления токсичных веществ и вернуться не ранее, чем через две недели после обработки. Для производителей меда это ощутимые физические и материальные затраты.
Куда кочуют алматинские пчелы
Еще одна большая проблема – общее изменение климата, которое приводит к засушливому лету и экстремальным заморозкам зимой. Василий КАЛИНИН из крестьянского хозяйства “Пчелка” говорит, что из-за засухи в некоторых областях ему пришлось переехать.
- В Алматинской области – засуха, все высохло, пришлось уехать туда, где влажно. Летом наша пасека находится в Балхашском районе. Там воды много, а где вода – там жизнь. Когда нет влаги – нет нектара, нет урожая, - рассказал Калинин.
В крестьянском хозяйстве Калининых 500 пчелиных семей, за сезон каждая собирают от 15 до 80 килограммов меда. Самый урожайный год на памяти Василия – 2016-й. Тогда за лето удавалось собрать до 120 килограммов меда с улья.
- Работа пчеловода очень зависит от климата. Минувшей зимой были заморозки, пчелы голодали. Также третий год подряд мы сталкиваемся с засухой, идет очень мало меда. Приходится кочевать с пасекой в ВКО, пчелы устают от дороги. В Семее собираем мед с посевов, это легче. В дикой природе порой не хватает влажности, растения не выделяют нектар, - отмечает содержащая семейную пасеку Галина РАСПОПИНА.
Однако именно в дикой природе можно получить эксклюзивный мед. Правда, для этого нужны идеальные погодные условия, отмечает Андрей Пономаренко. К примеру, для сбора меда с верблюжьей колючки пчеловоды привозят с собой воду, чтобы, поработав, пчелки утоляли жажду. Средняя пчелиная семья за сезон выпивает 30 литров воды.Неправильный мед
Отсюда вытекает третья проблема: высокая конкуренция с недобросовестными продавцами. Видя на прилавках одинаковые по размеру баночки меда по разной цене, покупатели обычно берут ту, что подешевле. Но дешевле – не значит лучше. Натуральное лакомство, добытое тяжелым трудом, и стоит соответствующе. А перекупщики, по словам Галины Распопиной, зачастую “бодяжат” мед, искусственно снижая на него цену на рынке.
Даже на исключительно натуральный продукт цена может ощутимо варьироваться в зависимости от сорта, потому что территории, на которых растут эксклюзивные медоносы, скажем, Туркестанская область, считаются зоной рискованного пчеловодства.
- Меда в Туркестанской области получаем в несколько раз меньше, нежели в восточных регионах. К примеру, в Южном Казахстане собираем до 2,5 килограмма в день меда с верблюжьей колючки, тогда как подсолнечного меда в восточной части можем получить до 15 кг. При этом верблюжья колючка считается гипоаллергенным продуктом, полезным для пищеварительной системы. Подсолнечный мед из Восточного Казахстана обладает неярко выраженными полезными свойствами и считается одним из самых простых сортов, - приводит сравнение Андрей Пономаренко.
Настоящий мед от местных пчеловодов можно купить на городских ярмарках. Одна из них прошла в минувшие выходные в Никольском соборе Алматы в преддверии Медового Спаса и августовской откачки меда. Протоиерей Никольского собора Игорь СВЕТЛИЧНЫЙ, который знает о проблемах пчеловодов из первых уст, называет недобросовестную конкуренцию большой проблемой.
- Конкуренты добавляют в мед сироп и продают его в два раза дешевле. То же самое с кондитерскими изделиями: настоящий мед сейчас не использует практически никто, так как это крайне невыгодно: добавляется мед искусственный. При этом в Алматы работает лаборатория, в которой утверждены высокие стандарты качества меда: он должен быть определенной плотности, сахарности, тягучести. Сейчас мед там принимают только по этим критериям, - говорит Протоиерей.
Алматинские пасечники ежегодно отправляют свой мед и продукты пчеловодства на исследование в лабораторию. Ведь даже чтобы кочевать по территории Казахстана, им нужны справки, подтверждающие качество продукции.
Источник - ratel.kz