От Дюрера до Эйферта – все немцы арта в Алматы | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

От Дюрера до Эйферта – все немцы арта в Алматы

1219
10 минут
От Дюрера до Эйферта – все немцы арта в Алматы
Галя Галкина. Фото автора

У алматинцев появилась прекрасная возможность посетить уголок Германии в нашем городе. Страна философов и поэтов – так  называют Германию, которая подарила миру целую плеяду выдающихся мыслителей, композиторов, писателей и художников.

Экспозиция «От Дюрера до Эйферта. Выставка произведений немецких художников из фондов ГМИ имени А. Кастеева» приурочена к 30-летию дипломатических отношений Казахстана с Германией, которое отмечается в этом году. День германского единства (Tag der Deutschen Einheit) немцы отмечали третьего октября. Именно в эту дату вступил в силу Договор от 31 августа 1990 года об объединении Федеративной Республики Германии (ФРГ) и Демократической Республики Германии (ГДР) 

news4297.jpg

Дмитрий Редлер

Дмитрий Редлер, исполнительный директор Общественного объединения немцев в Казахстане «Возрождение», рассказывает: «Выставка – значительное событие для немцев нашей республики, она отражает их творческий потенциал и достижения. Это не первая выставка казахстанских художников-немцев. Подобную экспозицию наше объединение устраивало в 2015 году в Алматы, в 2021 году - в Казахстанско-немецком центре Астаны. Для нашей организации очень важно сохранять и продвигать то богатство в области культуры, которое было создано немцами. Следующий год провозглашен Годом культуры. Планируем провести фестиваль, на котором также предусмотрены выставки изобразительного искусства».

news4298.jpg

Амир Джадайбаев

Амир Джадайбаев, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГМИ имени А. Кастеева, куратор выставки: «Коллекция уникальна тем, что в ней представлены немецкие художники разных периодов, стилей, объединенных в одном пространстве - более семидесяти работ. Начиная с XV века, гравюр Дюрера, его учеников, других художников, русских немцев, которые работали в России со времен правления Екатерины II. Выставлены также произведения художников - советских немцев. И современный период, охватывающий тридцать-сорок лет – немцы Казахстана. Акцент сделан на творчестве Дюрера и Эйферта. Нельзя сказать, что они лучшие, просто именно эти фигуры - знаковые. Разные по стилю, художники едины по духу. Немецкий дух, душа, суть, как и дух любой нации, имеет свои особенности, свои определения, эмоциональные состояния. Немецкий дух – фаустовский. Я имею в виду последние два столетия, им пропитанные. Фауст проявил себя как человек мятущийся, бунтующий – он преодолевает различные каноны в поисках истины, правды. Немецкий историк, философ, социолог, математик, писатель Шпенглер ввел это понятие – «фаустовский дух». До него существовало определение, но он его окончательно оформил. Благодаря наличию этого духа стали возможны все достижения Европы. Смелое, дерзновенное стремление вперед, чаще неосознанное, двигало страной, народом». 

news4299.jpg

Альбрехт Дюрер. Искушение Христа

Гравюры Дюрера Музей Кастеева получил в свое время из Эрмитажа. Кто-то из мастеров полностью немецкого происхождения, другие – наполовину. Но есть общая нить, связывающая все поколения немецких художников. Чтобы это прочувствовать нужно, может быть, почитать Гете, Шиллера, Гейне. Послушать немецкую музыку – Бетховена, например. И впечатления сложатся в общую картину. 

news4300.jpg

Обсуждение

Куратор выставки «От Дюрера до Эйферта» Амир Джадайбаев говорит о полноценной просвещенности, необходимой каждому художнику: «В училище, академии учат рисунку, живописи, иным техникам. И, к сожалению, не учат мыслить. У нас потерян ключ к восприятию произведений искусства, мы многое не понимаем. Люди дюреровского времени знали, как именно нужно смотреть».

Художники, современники Дюрера, жили в тяжелое время, судя по дневнику Дюрера. Их произведения были частью этого сложного мира. 

news4301.jpg

А. Дюрер. Несение Христа

О чем нам рассказывали Дюрер и его ученики? Вот гравюры – «Несение креста», «Бегство в Египет», «Поцелуй Иуды», «Искушение Христа», «Аллегория суеты жизни», «Распятие».  Мастеров интересовали библейские сюжеты, они их воспроизводили с дотошностью и глубокой вдумчивостью. Дюрер создал известнейшую большую серию на дереве «Апокалипсис», относящуюся к 1496-1498 годам.

news4302.jpg

Аллегория суеты жизни. Ханс Бехам

 Мастер тогда завершил путешествие в Италию и принялся работать над 15-ю гравюрами-иллюстрациями Откровения Иоанна Богослова. В 1498 году в Нюрнберге Дюрер представил серию «Апокалипсис» зрителям. Гравюры сопровождались комментариями на латыни и немецком языке. Публика была «подогрета» ожиданием «Конца света» в 1500 году, поэтому гравюры Дюрера воспринимались чрезвычайно обостренно. В 1511 году было выпущено второе издание альбома его работ, для него Дюрер создал гравюру «Четыре всадника Апокалипсиса», ставшую самой известной.  Там есть сюжет о Рыцаре смерти и Дьяволе.

news4303.jpg

Успение Богоматери. Неизвестный художник XVI века

Амир Джадайбаев комментирует: «Апокалиптические предчувствия были присущи средневековью и эпохе Возрождения. Искусство питалось религиозными мыслями и ощущениями. Библия была для людей не просто книгой мифов, они все искренне верили. Искусство большей частью и родилось из библейских пророчеств. Светское искусство появилось гораздо позднее, при дворах императоров, когда стали формироваться национальные государства – Франция, Италия.  Искусство разделилось на религиозное и светское.  А до той поры самой профессии «художник» не существовало. Были мастера, приписанные к гильдии позолотчиков, каменщиков, деревянщиков. Умение рисовать входило в статус «мастера». Затем искусство стало разделяться на жанры. А до того все было синкретично, цельно. Поэтому искусство прошлого имеет огромную энергетику. В нем гораздо больше заложено смыслов, информации. Современное искусство последнего столетия более легковесное, любительское, развлекательное. Логично смотреть на старых мастеров как на зачинателей подлинного начала. В современном искусстве уже нет той энергетики. И художникам, нашим современникам, неоткуда черпать, разве что из интернета. Альбрехт Дюрер, Ханс Зебальд Бехам или Эрхард Шен, Ганс Гольбейн Старший погружались в Библию и получали все для творчества. Конечно, можно и сегодня читать Библию, Коран. Но это уже воспринимается по-другому. Время светских канонов не прошло бесследно, оно разбило цельность мира. Шпенглер об этом пишет: «пришла цивилизация, культура умерла», об этом его книга 1918 года «Закат Европы»». 

Выставка дает богатую пищу для ума. Кто-то пройдет мимо, кто-то будет всматриваться, вчитываться, вслушиваться в слова экскурсовода: «Дюрер был не только художником, он – мыслитель. Из-под его пера вышло несколько книг, весь его дневник издан на русском языке. Человек широкого мышления, Дюрер ездил в Нидерланды, Италию. Его современники не были художниками в нашем понимании. Но для своего времени они были разносторонними, людьми полифоничного мышления. «Ренессансный» тип, к которому принадлежит Дюрер и его современники, - метаформа многонаправленности человека поиска». 

news4304.jpg

Портрет императора Павла I - Игнац Себстьян Клаубер

По мнению искусствоведа Джадайбаева, современный среднестатистический художник во многом уступает мастерам XV-XVI веков. Сегодня художник – человек пустой, прикладной. Вечно стонущий, ноющий, нищий, глуповатый. Подчас и книг не читает. В то время как мастера XV-XVI веков были ведущими интеллектуалами своего времени. Они вели за собой все общество.  Такие, как Леонардо да Винчи, Дюрер. А кто из современных художников ведет общество? – рассуждает Амир. - Проблема в том, что художникам надо возвращаться к тому, чем они были когда-то. Это трудно.  В XV-XVI веках художник не устраивали выставок. Искусство было сакральным действием.  Не было околохудожнических тусовок. А сейчас искусство - развлекаловка, пиар, тусовка.  Поэтому нужно чаще выставлять старых мастеров, считает искусствовед. Хотя бы немного. Конечно, не все поймут и проникнутся. Но если один из ста зрителей проникнется – это уже хорошо. Хотя бы наши художники сумеют понять, сколь серьезна роль мастера в обществе. Можно ведь подумать, что одна гравюра Дюрера стоит всех работ современных представителей художнического цеха. 

news4305.jpg

Портрет императора Петр I. Работа Иоганна Шрейера

Когда Джадайбаев работал в Вашингтоне, то видел одно произведение Леонардо да Винчи, размером со спичечный коробок. Маленькая черно-белая работа, поразительно –как можно столько всего выразить в крошечной работе. В ней была мощная внутренняя вера, энергетика, которые ничем не заменишь. Сейчас этого, увы, нет. Возможно, поэтому и происходят катаклизмы, - резюмирует искусствовед.

«Выставка должна толкать зрителей к действию.  – Завершает свой рассказ куратор выставки Амир Джадайбаев. - У меня есть такая триада. Ее можно ввести для зрителя как формулу: «Видеть, понимать, созидать». Вот вы увидели картину Дюрера. Нужно как можно больше узнать о ней, представить, в каком времени он творил. А третье – необходимо созидать. Ты накопил и способен создать что-то. И все будет по-другому».

news4306.jpg

Кристина Либрихт

Кристина Либрихт, корреспондент еженедельной республиканской газеты Deutschе Allgemeine Zeitung, давно работает с казахстанским общественным объединением немцев «Возрождение». Как журналист и представитель объединения «Возрождение» Кристина рассказывает не только о немцах, живущих в Германии, но и о казахстанских гражданах немецкого происхождения. У картины Владимира Эйферта Кристина рассказала, что это полотно она могла видеть только на фото, в журналах, в интернете: «Когда я увидела картину на выставке, то испытала волнение. Когда была в Караганде, посещала памятник Эйферту, стоящий в центре города. В музее Караганды есть картины этого художника. И увидеть известную его работу здесь стало для меня событием».  Кристина преподает немецкий язык детям-дошкольникам в детском центре, планирует сделать открытый урок в стенах Музея имени А. Кастеева. Здесь можно не только показать великолепные работы авторов-немцев, но и погрузиться в историю, рассказать о реформаторской деятельности Петра I, о Манифесте Екатерины II, в котором она приглашала иностранцев в Россию, о том, как появились немцы на территории Казахстана.

news4307.jpg

Дана Нурмаганбетова

Дана Нурмаганбетова – художник-мультипликатор, выпускница Казахской национальной академии искусств имени Жургенова: «Выставка произвела на меня сильное впечатление. Еще в студенчестве мы, студенты Академии, делали копии с гравюр Дюрера.  Нас поражало, насколько детализированно он рисовал, с невероятной точностью. Думаю, что человек, рисующий настолько скрупулезно, маленькими штрихами, обладал особыми чертами характера, свойствами натуры. Выставка вызывает еще больший интерес к личности Дюрера и желание изучать его творчество».

news4308.jpg

Альтаир Раимбеков

Альтаир Раимбеков – ученик-магистрант той же академии искусств им. Жургенова. Как скульптор Альтаир обратил внимание на произведения этого жанра. Особенно ему понравился портрет Галии: «Эта работа выглядит очень современно. Сохранена цельность, присущая скульптуре. В скульптуре необходимо показать главное, здесь не особенно приветствуется дробность. В работе «Портрет Луизы» это заметно. Здесь нет каких-то морщинок, складок, поэтому издалека голова выглядит цельно, убедительно. Искусство скульптуры работает на дальнее восприятие. Скульптурные портреты Луизы и Галии - как идеальные творения. 

news4309.jpg

Портрет Галии работы Юрия Гуммеля

Но в облике Галии есть что-то инопланетное. Возможно, такое ощущение создают уложенные волосы. Когда художники проходят школу, их обучают в скульптуре стремиться к минимализму, цельности.  Они изображают только главное. Что мы и видим в этих двух скульптурах».

news4310.jpg

Юлия Подопригора

Юлия Подопригора – ведущий историк объединения «Возрождение»: 

- Выставку «От Дюрера до Эйферта» инициировал Баварский центр культуры немцев, выходцев из постсоветского пространства. Создан интерактивный виртуальный тур по произведениям немецких художников, чьи работы хранятся в фондах Государственного музея искусств РК имени А. Кастеева. И мы рады, что музей поддержал эту инициативу. Можно будет совершать виртуальные экскурсии по залам Музея.

news4311.jpg

Диалог

Это очень важно для тех, кто уехал из Казахстана. Люди за рубежом могут в любое время в интерактивном формате совершать экскурсии по Музею искусств. Виртуальный тур окажется хорошим ресурсом для молодежи, которой привычнее пользоваться гаджетами, чем ходить на выставки. С помощью двух-трех кликов молодые люди смогут войти в интерактивный музей и наслаждаться произведениями искусства. Проекты, подобные нынешней выставке, положительно влияют на культурные связи между Казахстаном и Германией, на сохранение историко-культурного наследия немцев Казахстана. Государственный музей искусств РК имени Кастеева поддержал нас и помог провести эту выставку».


Источник -  dknews.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...