Почти забытое слово «краеведение» в последнее время стало часто мне встречаться. И это здорово! Потому что краеведы – это люди неравнодушные, им не просто интересно читать в книжках историю родного края, они сами эти книжки пишут: сидят в архивах, копаются в документах, ездят в экспедиции. Я искренне уверена, что звание «краевед» надо заслужить. И все те, кто пишет о себе в инстаграм «краевед, историк», а на а деле ни одного собственного краеведческого открытия не имеют, и все его «наработки» - это цитирование чужих достижений без указания авторства, краеведами не должны называться, не имеют права. Они не краеведы, они любители краеведения.
Но это так, лирическое отступление. А сейчас к делу.
Случайно познакомилась с Маратом Сасановым, председателем семипалатинского краеведческого общества «Прииртышье». Конечно, ничего случайного в этом знакомстве не было. Я искала информацию про интересные археологические открытия, совершенные в Казахстане, и одна из ниточек (а точнее, коллега по некоторым историко-искусствоведческим проектам Оксана Танская) привела в Семей. И состоялся у меня долгий и очень интересный телефонный разговор с человеком, увлеченным краеведением. Очень коротко делюсь некоторыми отрывками нашей беседы, ибо уверена, что тема интересна не только мне. Полностью не получится – это будет почти книга.
Что такое «Прииртышье»«Официально общество зарегистрировано 15 лет назад, однако существует оно дольше гораздо, на общественных началах. А потом мы поняли, что нужен официальный статус. И стали действовать более официально. Общество сейчас объединяет 35 человек. Это люди разных возрастов, профессий, в основном – учителя истории. Есть в наших рядах пенсионеры, студенты, даже профессиональный археолог – Александр Долгышев. А я по образованию техник-механик, краеведение – мое увлечение, я всегда мечтал этим заниматься.
Мы фиксируем разные археологические объекты, курганы, редуты, крепости, форпосты. Находим глиняные старинные кувшины, случайные захоронения древних людей и другие артефакты, ищем документальные свидетельства. То есть все, что касается нашей истории, имеют любое отношение к нам – мы выезжаем, фиксируем, записываем, фотографируем, выпускаем статьи, печатаем буклеты, проводим выставки. Работаем с архивными материалами. Есть у нас свой музей. Действует проект «Краеведческая гостиная» - каждое третье воскресенье месяца проводим лекции, все желающие могут бесплатно присутствовать. Наше направление – охрана историко- культурного наследия. У нас скопился большой опыт, мы выезжаем в экспедиции по нашему краю, делаем какие-то открытия. Может, это громко сказано, но тем не менее, мы находим археологические объекты, документальные свидетельства и обогащаем казахстанскую археологию. Такая наша деятельность».
Как делаются открытия«Открытия наши делаются по-разному. Чаще всего – через информацию других людей. Семипалатинск – город небольшой, почти все друг друга знают, и все новости из серии «мы видели что-то интересное» расходятся мгновенно. А мы держим ушки на макушке. Нашли кости непонятные – мы выехали на место, собрали эти кости, отправили в Алматы в Институт антропологии. И оказалось – это череп гиппариона, прародителя всех лошадей, он здесь жил 7 миллионов лет назад.
Был случай, когда уникальная находка обнаружилась на чердаке предназначенного к сносу дома в исторической части города. Среди прочих находок, которые обнаружил там Марат Сасанов, были и негативы, на которых запечатлен город 70-летней давности. Они хорошо сохранились, их удалось проявить. И получить 500 фотографий Семипалатинска 50-60 годов 20-го века.
Через эти фотографии подтвердилась одна городская легенда. Ходили слухи, что в середине 1950- х годов в лесу жил священник, который соорудил себе шалаш. Но не сохранилось никаких документов, только устные рассказы. И вот – на найденных негативах нашелся снимок шалаша с иконами. Легенда перестала быть просто легендой, она нашла свое подтверждение…
Другой вид деятельности – архивные документы. Там, к примеру, написано «винокуренный завод находился там-то», мы едем на место и начинаем искать, ориентируясь на архивные документы.
Очень интересный способ поиска объектов - работа со спутниковыми снимками. Открываем Google Maps, и по снимкам ищем что-то необычное. Вот так несколько лет назад я нашел геоглиф, единственный в Восточном Казахстане, так называемая кубическая парабола».
Что такое геоглиф?Я тут же полезла в интернет выяснять, что же такое геоглиф. Если коротко – это рисунок, надпись, чертеж или другой объект на земле, рассмотреть который можно только с высоты птичьего полета. Я знала только геоглифы Наски (впрочем, гигантские «рисунки» в виде птиц, обезьян и прочих фигур на плато Наски в Перу знают все) и Уффингтонскую белую лошадь (меловая фигура 110 метров длиной в Англии), и все. Оказалось, геоглифов много в разных точках земного шара, есть они и у нас, в Казахстане.
В 2014 году Марат Сасанов обнаружил недалеко от гор Семей-Тау необычный геоглиф: 15 курганов образовали линию в виде кубической параболы. Каждый курган - примерно три метра в диаметре. Гигантскую параболу видно только сверху, рядом с курганами невозможно оценить эту логически выверенную фигуру длиной почти в полкилометра.
Марат Сасанов уверен: создатели геоглифа в те далекие времена могли производить сложные математические расчеты. Без них идеальная фигура бы не получилась, если любой из 15 курганов сдвинуть хотя бы на метр, линия параболы нарушается.
Для каких целей и кем был создан геоглиф, пока неизвестно. Краеведы озвучивают две версии. Первая: комплекс курганов создали для ритуальных целей. Вторая: это своеобразная обсерватория, курганы нужны были при астрономических наблюдениях.
Купец Аюпов и кашгарское путешествие ВалихановаА зимовку очень известного в Семипалатинске 19 века купца Мир-Курбана Аюпова вообще нашли с помощью GPS-навигатора. Предыстория такова: Аюпов был очень общительным, энергичным, деятельным человеком. Настолько, что его даже звали «Букаш», то есть «Бычок», за его напористость и деловую хватку. Купец был богат, образован, общался с известнейшими людьми своего времени. Букаш Аюпов возглавлял азиатское купечество и в 1855 году от лица ташкентских торговцев вел переговоры с губернатором Западной Сибири Гансом Гасфортом. Есть информация, что он встречался с писателем Федором Достоевским, исследователем Чоканом Валихановым, Александром фон Гумбольдтом, немецким географом и путешественником. Бывал у него в доме и правитель города Кашгара Хакимбек Зурдун. Аюпов дружил с учеными, литераторами, исследователями и помогал им чем мог. Наиболее известное его доброе дело – организация знаменитой экспедиции Чокана Валиханова в Кашгарию: купец закупал на собственные средства товары, верблюдов и лошадей для этой поездки.
«После кашгарской экспедиции правительство оценило поступок Аюпова: он был награжден золотой медалью на владимирской ленте, ему была пожалована земля 1000 десятин, чин хорунжего и 3 000 рублей. А зимовку мы обнаружили в горах Аркалыка. Найти ее, как ни странно, не составило труда. Аюпов был человеком гостеприимным, и потому многие путешественники и исследователи предпочитали останавливаться для отдыха именно на его зимовке, хотя рядом располагался второй пикет Сергиопольского тракта - Аркалык. И вот однажды у него остановились русские топографы. Решили отблагодарить купца за радушие странным способом: определили точные координаты его зимовки и подарили Букашу. Этот подарок помог нам, краеведам, быстро найти саму заимку. Мы просто вбили координаты стоянки в навигатор – и всё. А обычно на поиски места уходит много времени – составляются карты, описания, спутниковые снимки, проводится анализ… Вот такой уникальный случай в истории краеведения», - отмечает Марат.
Про поморов и их кресты«Вот этот крест я нашел несколько лет назад в одном старом поселении в километрах в 15-20 от города. Крест нельзя назвать древним, он просто старый – ему лет 200, он царского времени. Нашел я его в фундаменте дома, он был вложен туда, лежал среди камней. Начал смотреть по оформлению: что за крест, откуда. И я его определил как поморский старообрядческий. Таких крестов очень мало выставлено в сети, я во всем интернете нашел еще только один похожий. И то: у «моего» синяя эмаль, а там была зеленая. Это значит, что кто-то из поморов либо проходил по торговым путям здесь, либо жил здесь. Особой истории тут нет, но интересна сама находка: до нас дошли поморы! Надо заняться архивами и посмотреть – кто из поморов мог здесь оказаться, хотя здесь много кто был», - рассказывает Марат.
Вот представьте расстояние: где поморы, а где Семей! Это и сейчас неблизко, а в 19 веке такие путешествия были долгими и опасными. Но они совершались, и эти находки тому доказательство…
«Усатые» курганы и прочие невероятные местаВпрочем, находок у общества много, все не описать, обо всех не рассказать. В 2018 году был найден «Мукурский охотник» - при обследовании реки Мукур были обнаружены человеческие кости, а неподалеку лук и стрелы. При исследовании выяснилось, что это не традиционное место захоронения, а останки человека, который погиб, возможно во время охоты. Жил он, предположительно, в эпоху бронзы.
Целые экспедиции краеведы посвящают изучению горных массивов в окрестностях города. И обходят горы Дельбегетей и Кокентау, откуда привозят интересные находки и увлекательные истории. Я вычитала на местных сайтах потрясающие факты о динозаврах, там когда-то разгуливающих. «Дельбегерей» даже переводится с калмыцкого как «Драконьи горы». А еще в районе горного массива есть большое количество древних выработок, относящихся к 15-18 векам до нашей эры... У села Кокентау стоит старинный колодец. Он здесь уже века полтора, не меньше. Такие колодцы вырывали вдоль трактов и торговых путей на местах отдыха и привалов, чтобы готовить еду караванщикам и поить усталый скот.
К самым важным Марат относит курганы «с усами». Такой курган – конструкция сложная, состоящая из самого кургана и отходящих от него слегка изогнутых «усов». «Усы» – это две каменные гряды шириной до трех метров, они могут быть длинными – до сотни метров. Встречаются такие артефакты на территории Северного Казахстана часто, но загадка их не решена до сих пор. Иногда под такими курганами и захоронения нет, хотя большинство все-таки возведены над погребениями. Скорей всего они имели культовые или астрономические функции. Если смотреть с малого кургана на окончание одного «уса», то видим точку, в которой солнце восходит в день весеннего равноденствия. А окончание другого «уса» указывает на точку восхода солнца в день осеннего равноденствия. Вряд ли это случайность… Но выяснять это будут ученые: информацию о необычных курганах краеведческое общество «Прииртышье» передало в Институт археологии им. Маргулана.
Ценность всех этих находок очевидна: благодаря им археологи и краеведы могут восстановить образ жизни людей, живших на территории региона в разные исторические периоды. Узнать, чем они жили: каким был их быт, наука, творчество… И самое главное, что краеведы щедро делятся информацией: публикуют результаты находок, рассказывают о них на лекциях и выставках всем желающим. Причем, рассказывают об этом доступным, понятным языком, что тоже важно. Вот скажите, много ли вы читаете научных исторических статей? Или часто ли берете в руки брошюры, которые выпускают архивные сотрудники? Впрочем, брошюры эти, как правило, выпускаются тиражом в штук триста, оседают в специализированных научных заведениях. У рядового обывателя, коими мы все являемся, шансов увидеть результат этой работы минимальный.
А тут все открыто и доступно. Это настоящая (и очень масштабная!) просветительская, не побоюсь этого слова, работа. Это огромный вклад в воспитание настоящих патриотов, знающих и любящих свою родную землю. Высокие слова, которые чистая правда.
Теперь очень хочу в Семей, чтобы увидеть в местном музее находки краеведов и познакомиться с этими людьми уже оффлайн. А еще лучше – попасть на одно из заседаний «Краеведческой гостиной». Уверена, что это необыкновенно интересно. Да и список находок пополняется чуть ли ни ежедневно. Вот прям сейчас Марат Сасанов с единомышленниками находятся в новой экспедиции: отправились искать метеорит, который упал лет 80 назад где-то рядом с городом… Интернета там нет. Потому фотографии, здесь представленные, я брала со странички общества в инстаграм, и просто из интернета: краеведы могут вернуться из экспедиции завтра, а могут и через неделю.
Потому просто пожелаю им удачи!
По материалам -
ratel.kz