![Масштабирование профориентации: зачем это нужно подросткам Казахстана Масштабирование профориентации: зачем это нужно подросткам Казахстана](/upload/iblock/278/2781b6c4bedfb15c54cf855bbde3b7b7.jpg)
Накануне Международного дня защиты детей в университете КИМЭП состоялся круглый стол «Билет в осознанное будущее. Кем станут наши дети, и как они к этому придут?».
Как свидетельствует статистика, более 40% казахстанских выпускников вузов не могут трудоустроиться по профессии. Одна из основных причин будущей проблемы возникает в школе - на выбор специальности подавляющего числа учеников (до 87%) оказывают влияние родители или учителя. При этом три четверти мам и пап не имеют представления, какую именно профессию предпочли бы избрать их дети. По данным Министерства просвещения, 90% школьников и родителей не представляют, какие профессии наиболее востребованы на рынке труда, и целенаправленно не интересовались профориентацией.
Инициатором проекта явилась Гульнур Латып – квалифицированный специалист по воспитанию детей и позитивному родительству, детский психолог, сертифицированной коуч, к тому же мама пятерых детей. Гульнур отметила необходимость масштабирования профориентации среди подростков Казахстана, в настоящее время эта работа на государственном уровне имеет «замедленный характер».
Вторая важная тема, на которой остановилась Гульнур Латып – популяризация профессий среднего звена: «У нас очень узок спектр престижных профессий: туда идут все наши дети и направляют усилия родители, а ниша профессий среднего звена – технологи, производственники – пустует. Я хотела бы доносить до людей: есть возможности финансовой успешности именно для специалистов среднего звена. Не всегда престижная профессия приносит успех. Большой проблемой является и то, что у родителей и их детей нет свободного доступа к профессиональным профориентологам, нет финансовой готовности:
«Не все могут потянуть оплату их услуг». Необходимо найти возможность помочь реализовать государственную программу по безвозмездному предоставлению этой услуги для родителей»Гульнур Латып
![news5485.jpg news5485.jpg](/upload/medialibrary/bef/beffeea813638b23a6b75e6012dc1c9b.jpg)
Гульнур Латып сообщила, что ей пишут не только мамы, но и их дети. Подростки признаются, часто тайком от родителей, что сталкиваются с давлением со стороны мам и пап, навязывающих детям те профессии, которые угодны родителям. Многие дети не понимают своего призвания, что вызывает у них страх. Но самое удручающее для Гульнур Латып, это признание, которое она получает практически от каждого пишущего ей подростка: «Мне ничего не интересно! Мне не нравится учиться, выбирать профессию. Что мне делать?» И дети не знают, к какому специалисту обратиться, кто бы дал им уверенность.
Альмира Турсун - казахстанская актриса, известная по главной роли в драме Акана Сатаева «Томирис», сценарист. Но не столь многим известно, что она - сертифицированный коуч-профориентатор, член «Ассоциации профориентаторов», работает в школах с педагогами, детьми, а также обучает специалистов-профориентаторов. Сегодня, по ее словам, наметился прогресс в сфере профориентации:
«Отрадно также, что нынешний министр науки и высшего образования РК Саясат Нурбек изначально занимался профориентацией и делает это максимально системно. Он практически ввел профориентацию на государственном уровне. Нам нужно время, чтобы довести эту деятельность до хорошего качества. Считаю также, что в рамках педагогического образования нужно включить предмет профориентации, и каждому потенциальному будущему педагогу, психологу объясняли бы, что он может сделать для детей в школе»Альмира Турсун
![news5487.jpg news5487.jpg](/upload/medialibrary/27b/27b6776412202a1bd27e2c34bd332658.jpg)
Айдар Айдралиев – президент «Ассоциации профориентаторов», созданной в 2020 году.
«Сейчас для нас очень важно – создать методическое пособие для профориентаторов. Болевая точка в нашей работе – регионы, села, аулы. Основа профориентации в средней школе там – рассказать о разных профессиях. В сельских школах стандартный набор – учителя, врачи, участковые и пастухи. Дети в селах на вопрос - «Кем ты хочешь быть?» - и называют одну из профессий из этого набора. И мы понимаем, что в средней сельской школе мы должны показать детям - ближе к их 17 годам - максимальное количество профессий. Должны мы также учитывать потребность детских домов в профориентаторах. Сделан первый шаг – введены обязанности профориентаторов в школы. Пока наблюдается формальный подход к работе, но вместе с тем имеются и те люди, которые загорелись идеей. Появились руководители, которые понимают важность профориентации»Айдар Айдралиев
![news5488.jpg news5488.jpg](/upload/medialibrary/3c0/3c0ae1e1eff5a5de15f0c36f78b5791a.jpg)
Особым ожиданием участники Круглого стола ждали выступления Динары Наумовой – депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан VIII созыва по партийному списку партии «Respublica», члена совета по молодежной политике при Президенте РК. Она сообщила о том, что выдвинула депутатский запрос на имя премьер-министра страны на создание «Единого профориентационного национального центра»:
«И это большая работа, которую предстоит сделать. Но только совместными усилиями, при поддержке двух Ассоциаций – профориентаторов и родителей – мы сможем это реализовать»Динара Наумова
![news5489.jpg news5489.jpg](/upload/medialibrary/7bf/7bf8f068765eb88196d712c4cd8e55f3.jpg)
Был интересный аспект, которого не коснулись спикеры: подростки выбирают учебные заведения, чтобы получить из огромного набора вполне прикладные профессии. Но есть вузы, куда идут часто по зову сердца, сделав духовный выбор. Поступают в единственное высшее исламское учебное заведение в Казахстане - Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак - со специальностями «религиоведение» и «исламоведение», а также в Алматинскую православную духовную семинарию, студенты которой – будущие клирики, предназначение которых – совершать богослужения.
И молодые люди приходят сюда из светского мира подчас вопреки воле родителей. Профориентатором здесь выступает их собственный духовный поиск. Священник Иоанн Ливинский, проректор по воспитательной работе Алматинской духовной семинарии пояснил:
«Человек ставит во главу угла материальные ценности, но они приходят и уходят. И он не обращает внимания на важные вопросы бытия. Наша задача – повернуть его к этим истинным ценностям. Мыслящий человек понимает, что внешнее различие, непохожесть жизни студентов семинарии на жизнь студентов светских заведений – не первое, о чем нужно думать и говорить. Надо смотреть на суть того, чем занимаются люди. И тогда станет понятным содержание их духовной жизни»Иоанн Ливинский
Источник - dknews.kz