Масштабирование профориентации: зачем это нужно подросткам Казахстана | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Масштабирование профориентации: зачем это нужно подросткам Казахстана

438
5 минут
Масштабирование профориентации: зачем это нужно подросткам Казахстана
Галина Галкина, АПН


Накануне Международного дня защиты детей в университете КИМЭП состоялся круглый стол «Билет в осознанное будущее. Кем станут наши дети, и как они к этому придут?».

Как свидетельствует статистика, более 40% казахстанских выпускников вузов не могут трудоустроиться по профессии. Одна из основных причин будущей проблемы возникает в школе - на выбор специальности подавляющего числа учеников (до 87%) оказывают влияние родители или учителя. При этом три четверти мам и пап не имеют представления, какую именно профессию предпочли бы избрать их дети. По данным Министерства просвещения, 90% школьников и родителей не представляют, какие профессии наиболее востребованы на рынке труда, и целенаправленно не интересовались профориентацией.

Инициатором проекта явилась Гульнур Латып – квалифицированный специалист по воспитанию детей и позитивному родительству, детский психолог, сертифицированной коуч, к тому же мама пятерых детей. Гульнур отметила необходимость масштабирования профориентации среди подростков Казахстана, в настоящее время эта работа на государственном уровне имеет «замедленный характер».

Вторая важная тема, на которой остановилась Гульнур Латып – популяризация профессий среднего звена: «У нас очень узок спектр престижных профессий: туда идут все наши дети и направляют усилия родители, а ниша профессий среднего звена – технологи, производственники – пустует. Я хотела бы доносить до людей: есть возможности финансовой успешности именно для специалистов среднего звена. Не всегда престижная профессия приносит успех. Большой проблемой является и то, что у родителей и их детей нет свободного доступа к профессиональным профориентологам, нет финансовой готовности:

«Не все могут потянуть оплату их услуг». Необходимо найти возможность помочь реализовать государственную программу по безвозмездному предоставлению этой услуги для родителей»Гульнур Латып
news5485.jpg

Гульнур Латып сообщила, что ей пишут не только мамы, но и их дети. Подростки признаются, часто тайком от родителей, что сталкиваются с давлением со стороны мам и пап, навязывающих детям те профессии, которые угодны родителям. Многие дети не понимают своего призвания, что вызывает у них страх. Но самое удручающее для Гульнур Латып, это признание, которое она получает практически от каждого пишущего ей подростка: «Мне ничего не интересно! Мне не нравится учиться, выбирать профессию. Что мне делать?» И дети не знают, к какому специалисту обратиться, кто бы дал им уверенность.

news5486.jpg

Альмира Турсун - казахстанская актриса, известная по главной роли в драме Акана Сатаева «Томирис», сценарист. Но не столь многим известно, что она - сертифицированный коуч-профориентатор, член «Ассоциации профориентаторов», работает в школах с педагогами, детьми, а также обучает специалистов-профориентаторов. Сегодня, по ее словам, наметился прогресс в сфере профориентации:

«Отрадно также, что нынешний министр науки и высшего образования РК Саясат Нурбек изначально занимался профориентацией и делает это максимально системно. Он практически ввел профориентацию на государственном уровне. Нам нужно время, чтобы довести эту деятельность до хорошего качества. Считаю также, что в рамках педагогического образования нужно включить предмет профориентации, и каждому потенциальному будущему педагогу, психологу объясняли бы, что он может сделать для детей в школе»Альмира Турсун
news5487.jpg

Айдар Айдралиев – президент «Ассоциации профориентаторов», созданной в 2020 году.

«Сейчас для нас очень важно – создать методическое пособие для профориентаторов. Болевая точка в нашей работе – регионы, села, аулы. Основа профориентации в средней школе там – рассказать о разных профессиях. В сельских школах стандартный набор – учителя, врачи, участковые и пастухи. Дети в селах на вопрос - «Кем ты хочешь быть?» - и называют одну из профессий из этого набора. И мы понимаем, что в средней сельской школе мы должны показать детям - ближе к их 17 годам - максимальное количество профессий. Должны мы также учитывать потребность детских домов в профориентаторах. Сделан первый шаг – введены обязанности профориентаторов в школы. Пока наблюдается формальный подход к работе, но вместе с тем имеются и те люди, которые загорелись идеей. Появились руководители, которые понимают важность профориентации»Айдар Айдралиев
news5488.jpg

Особым ожиданием участники Круглого стола ждали выступления Динары Наумовой – депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан VIII созыва по партийному списку партии «Respublica», члена совета по молодежной политике при Президенте РК. Она сообщила о том, что выдвинула депутатский запрос на имя премьер-министра страны на создание «Единого профориентационного национального центра»:

«И это большая работа, которую предстоит сделать. Но только совместными усилиями, при поддержке двух Ассоциаций – профориентаторов и родителей – мы сможем это реализовать»Динара Наумова
news5489.jpg

Был интересный аспект, которого не коснулись спикеры: подростки выбирают учебные заведения, чтобы получить из огромного набора вполне прикладные профессии. Но есть вузы, куда идут часто по зову сердца, сделав духовный выбор. Поступают в единственное высшее исламское учебное заведение в Казахстане - Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак - со специальностями «религиоведение» и «исламоведение», а также в Алматинскую православную духовную семинарию, студенты которой – будущие клирики, предназначение которых – совершать богослужения.

news5490.jpg

news5491.jpg

И молодые люди приходят сюда из светского мира подчас вопреки воле родителей. Профориентатором здесь выступает их собственный духовный поиск. Священник Иоанн Ливинский, проректор по воспитательной работе Алматинской духовной семинарии пояснил:

«Человек ставит во главу угла материальные ценности, но они приходят и уходят. И он не обращает внимания на важные вопросы бытия. Наша задача – повернуть его к этим истинным ценностям. Мыслящий человек понимает, что внешнее различие, непохожесть жизни студентов семинарии на жизнь студентов светских заведений – не первое, о чем нужно думать и говорить. Надо смотреть на суть того, чем занимаются люди. И тогда станет понятным содержание их духовной жизни»Иоанн Ливинский

Источник -  dknews.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...