Крест на горе | Агентство православных новостей (АПН)

Крест на горе

302
6 минут
Крест на горе
Евгения Морозова

Карантин разрушил все наши планы.

И я очень печалилась, что в этом августе не удастся побывать в Аксайском ущелье, почтить память монахов Серафима и Феогноста, зверски убитых красноармейцами в 1921-м году. Традиционно 11-го августа в скит приходят десятки казахстанцев, и это не только верующие православные, но и вполне себе светские наши земляки, кому не безразлична история родной земли. Сейчас на месте убийства монахов расположена Свято-Серафимо-Феогностовская Аксайская мужская пустынь. Это официальное название места, которое мы все называем просто - "Аксайский скит". Во время карантина скит закрыт для посещения, как и все объекты религиозного характера. Но, видимо, мы очень хотели там побывать. И случилось чудо – митрополит дал разрешение на нашу поездку. И наш маленький пресс-тур (два журналиста и один фотограф) собрался в экспедицию. Это была именно экспедиция – с приключениями, сложной дорогой, множеством впечатлений.

Я много раз поднималась в скит со стороны Аксайского ущелья, в верховьях которого он находится – это территория Иле-Алатауского национального парка.

Общественный транспорт туда не ходит. В докарантинное время можно было доехать с экскурсией (некоторые турфирмы их организовывали) или, говорили, есть возможность добраться с паломниками от Никольского собора, но я с ними никогда не ездила. Обычно добиралась самостоятельно – машиной до конца дороги и дальше в гору до самого скита. Дорога там в ужасном состоянии, ее постоянно размывает, ремонта не предвидится. А от дороги ведет к монастырю горная тропа, местами очень крутая, и пройти там пешком и с аппаратурой довольно сложно. И мы поехали через дачи Кок Лай Сай. На внедорожнике, конечно, ибо выше дач дорога состоит из ям и обрывов. А поскольку высота тут приличная, сердце на крутых поворотах замирало не раз…. Дорога ведет к самому монастырю, но в нескольких километрах от монастыря она перекрыта шлагбаумом. Это вынужденная мера - когда шлагбаум открыт, множество бестактных и шумных путешественников просто атакуют скит на ревущих авто. А так есть шанс, что дойдут до скита только те, кому это действительно нужно.

Нас встречал настоятель Серафимо-Феогностовской Аксайской пустыни игумен Трифон (Печковский). Он же и рассказал печальную историю этого места. Начал рассказ с еще более далекого времени – с 1916-го года, когда во время Среднеазиатского восстания был разрушен Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской монастырь. Многие монахи были убиты, а уцелевшие пешком через горы пришли в Верный. До марта 1918-го года они жили обычной жизнью монахов. А потом в город пришли большевики, на церковь начались гонения, был убит епископ Пимен…

Монахи ушли в горы. В урочище Медео на горе Мохнатке устроили подземный скит. Вырытая ими подземная церковь очень полюбилась вернинцам, с каждым днем все больше прихожан посещало скит. И вскоре на службах в маленькой церкви все желающие просто не могли уместиться. И уединенная жизнь монахов, к которой они стремились, закончилась. Тогда монахи оставили Мохнатку и ушли искать новое место для молитв. Выбрали гору Кызыл-Жар в верховьях Аксая. Это и сейчас-то труднодоступное место, а в то время добраться сюда можно было только пешком или на лошадях.

- Здесь им было некое откровение. Они увидели свет. И решили здесь поселиться. Жили они тут впятером, кельи были рассредоточены по лесу - по правилу пустыннической жизни монахи селятся на некотором расстоянии - на расстоянии брошенного камня… Вот здесь была одна из келий, здесь жил Ираклий, Серафим - вон там, там Феогност, - отец Трифон показывает едва заметные, поросшие травой углубления в горе. Если не знать, что это кельи, то пройдешь мимо и не заметишь…

Несколько лет Аксайский скит существовал спокойно. Монахи жили в выкопанных в пещерах кельях, молились, выращивали картофель, косили сено...В город спускались изредка – в дни церковных праздников да за продуктами. В тот день два монаха остались ночевать в городе, а трое – Анатолий, Серафим и Феогност – вернулись в свои кельи.

- Когда в 21-м году пришли их убийцы – красноармейцы, монахи их приняли, накормили, чаем напоили. Те, видимо, искали какие-то материальные ценности, думали, что у них золото или деньги припрятаны, утварь церковная…, - предполагает отец Трифон.

Точно, конечно, сейчас никто и не скажет, почему на добрый прием монахов красноармейцы ответили изощренной жестокостью… Выживший после этой ночи монах Анатолий рассказал потом, что услышал крик отца Серафима: "Анатолий!..", а потом выстрел. Анатолия спас этот крик, он успел убежать от красноармейцев. Добежал до пасеки, собрал людей… Отца Феогноста нашли в пещере. Он, видимо, спал, когда убийцы зашли к нему, лежал, скрестив руки на груди руки, ему выстрелили в сердце. Серафима нашли рядом с кельей.

- Когда обретали мощи (а мощи были обретены 16 июля 2001 года – Е.М.), открылись свидетельства, что это был не просто выстрел, как описывается в житие. У Серафима череп был раздроблен фактически. И когда мощи открыли увидели, что его глава была завернута в мантию в несколько слоев и она вся-вся кровью пропитана, была сломана челюсть, проломлен череп. То есть скорей всего били прикладами, - рассказывает отец Трифон.

Конечно, приехала милиция. Место осмотрели и разрешили похоронить убитых. Люди вырыли могилу, покрыли её досками и монахов похоронили. Без гробов, завернув тела в мантию.

- Убийц нашли, но посчитали их невиновными. Монахи тогда были люди вне закона, являлись противниками власти. Их не наказали. Но впоследствии этих красноармейцев поймали на других преступлениях, в том числе и убийствах, и расстреляли, - добавляет игумен.

В 1991-м году верующие сами установили здесь поклонный крест и постамент, на котором написано: "Серафим и Феогност". И крест, и камень, а это огромный кусок гранита, принесли сюда на руках. Несли долго – путь лежал через два перевала, а дороги тогда не было…

В 1993 году монахов Серафима, Феогноста прославили как местночтимых святых Алма-Атинской епархии, а в 2000 году Архиерейский Собор причислил их к лику святых для общецерковного почитания.

В 1996 году здесь официально открылась обитель. На горе опять поселились монахи. В 2001-м была построена церковь – небольшая, деревянная, очень красивая. Правда, позже ее пришлось перенести в другое место – случился горный обвал.

- Здесь место вообще никогда не было забыто верующими, с момента их мученической кончины тропа не зарастала… 11-го августа к нам приходило очень много людей. В этом году службы нет, люди прийти не смогут. Но молитвы здесь никогда не прекращаются, и в этот день мы тоже будем молиться, - говорит отец Трифон.

Уезжали мы из скита под вечер, собирался дождь, тучки закрыли солнышко, и гора сразу же стало прохладно… Все-таки обитель находится на территории Национального природного парка, высоко в горах - 1850 м над уровнем моря. Над нами висели облака – можно рукой дотянуться, так низко!, под нами был город. И мы думали, что вернемся сюда после карантина.

Обязательно вернемся.

Источник -  Ratel.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...