7 января 2022 г. православные христиане отметили один из великих дней – Рождество Христово
Этот один из важнейших христианских праздников является также государственным в более чем 100 странах мира. Причем празднуют его в разные даты. Для кого-то из христиан праздник уже свершился – 25 декабря. Другие же в начале нового года готовятся к этому великому дню.
Надо пояснить, что на самом деле христианские церкви (как православная, так и католическая) празднуют Рождество 25 декабря, но по разным календарям. По григорианскому календарю живет весь современный мир. И в том числе Римско-Католическая церковь, протестанты (лютеране, англикане, часть методистов, баптистов и пятидесятников), а также православные Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская церкви и Православная церковь в Америке.
А 7-го января (или 25 декабря по юлианскому календарю) празднуют Рождество в Русской православной, Иерусалимской, Сербской, Польской и Грузинской церквах, а также в Эфиопской и Коптской, которые относятся к семье древних восточных церквей. И ряд католических общин греческого или восточного обряда.
Есть общие правила и традиции Рождества, однако в разных странах праздник впитывал в себя многие обряды и обычаи народов, в них проживающих. Давайте совершим «рождественское» путешествие по миру и узнаем с помощью наших друзей из разных стран, как они празднуют Рождество.
Украина
Большинство жителей современной Украины, около 70% населения, считают себя православными христианами. Во всех храмах празднование Рождества традиционно начинается на Свят вечер 6 января. Накануне Рождества церковь предписывала строгий пост – в предрождественский день верующим нельзя было есть и пить. Ужин на Свят вечер был для них первой трапезой в этот день. Им и заканчивался 40-дневный предрождественский пост. За стол садились с появлением на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам о рождении Христа.
- Сейчас к обычаю в крупных городах относятся весьма формально, а в деревнях верующие и по-прежнему готовят в этот день постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные блюда, вареники с капустой, кашу гречневую, голубцы с рисом, постные блины, грибы, пироги. И ходят колядовать. Колядки – это своеобразные костюмированные шествия, отголоски старых еще языческих традиций: величальные обрядовые песни зимнего цикла. Они популярны и в современной Украине. Праздничные мероприятия в Киеве в этом году проводятся без массовых гуляний и концертов на площадях, но развлечений много, и все проходит с учетом эпидемиологической ситуации, конечно. Главная елка страны находится на Софийской площади, - поделился киевский гид Николай Семенюк.
Россия
Для россиян Рождество Христово – важный праздник. Православие в этой стране –доминирующая религия, по разным источникам от 70 до 80% населения считает себя православными христианами. Рождество Христово отмечает вся страна длинными новогодними каникулами.
Рождество предваряет Рождественский пост. Он начинается 28 ноября (15 ноября по старому стилю) и длится до самого Рождества 7 января (25 декабря по старому стилю). У праздника есть свои традиции. Отмечают Рождество почти две недели, до Крещения. Это период знаменитых Святок, который сопровождается, по старинным народным традициям, пением колядок. Этот некогда языческий обычай после крещения Руси стал одним из добрых способов прославлять Господа Иисуса Христа. В целом же, Рождество в России - семейный праздник. После ночной службы верующие направляются домой, отдыхают и празднуют Рождество большим семейным застольем.
Один из важных символов Рождества – вертеп, пещера, в которой родился Иисус Христос. Вертепы устанавливают в храмах, на площадях города и в своих домах.
Красивая традиция украшать к празднику ель появилась в России только в 18 веке, а сейчас рождественские и новогодние дни без нее уже немыслимы. На верхушке праздничного дерева закрепляют звезду, как напоминание о Вифлеемской звезде.
- Чудесно к Рождеству Христову украшены Москва, храмы, общественный транспорт, улицы. На Святки мы видим красивые баннеры «С Рождеством Христовым!», с поздравлениями с Новым годом. То есть для России это не просто праздник, а РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Сейчас в Москве примерно 800 храмов, очень много монастырей, а престолов больше – около 900. В крупных храмах в спальных районах, где проживает по 80 тысяч человек, в церквях проходит по 2-3 службы на разных престолах. А в Рождество Христово в церковь приходят и те, кто в другие дни службы не посещают, - чтобы ощутить атмосферу праздника, увидеть красиво украшенные храмы, посмотреть праздничные концерты.
- Устраиваются трапезы в храмах или на улице. Чай, вино, сладости - это пожертвования от храмов. После службы люди собираются вместе, общаются. А потом праздник идет дальше - воскресные школы, подростковые клубы, сотрудники храма устраивают отдельные чаепития, концерты. А потом возвращаемся домой. Дома нас ждут те близкие, которые в храм не ходят. Кто-то накрывает дома стол, кто-то идёт поздравлять родных, знакомых. Вот меня встречают дома муж и дети, мы поздравляемся, дарим подарки, - рассказала нам москвичка Яна Гальченко, заместитель генерального директора Паломнического центра.
И прислала много фотографий очень ярко, изысканно наряженной к Рождеству Христову Москвы и храма прп. Сергия Радонежского в Солнцево. Фото Вероники Швец.
Германия
Германия не относится к традиционно православным регионам Европы, однако в этой стране проживает около 1,5 миллиона православных. И потому во многих немецких городах есть русские православные церкви. В основном это здания постройки XIX - начала XX века. В 1960-х годах число православных христиан в ФРГ увеличилось с притоком трудовых мигрантов из Восточной Европы и Греции. В 90-х годах, во время массового исхода немцев из бывшего СССР, православных христиан в ФРГ стало еще больше. Сегодня среди православных христиан Германии - русские, украинцы, болгары, греки, сербы. Несколько тысяч православных - немцы, которые сменили религию. Русские православные приходы есть во всех крупных немецких городах.
Службы, как правило, ведутся на двух языках – русском и немецком. По словам священников, особенно много верующих приходят в храм во время религиозных праздников. В пасхальных и рождественских богослужениях участвуют в три-четыре раза больше людей, чем в будние дни.
Есть в Германии и мужской монастырь – единственный в регионе. Находится он в местечке Гётшендорф недалеко от города Темплин (земля Бранденбург). Это бывшее охотничье поместье князя Леопольда Цур Липпе. Сам замок был построен в 1910 году, и после объединения Германии пустовал. В 2006 году по инициативе немецкого журналиста и общественного деятеля Норберта Кухинке в заброшенном поместье был открыт монастырь. Власти Германии выдвинули условие – церковь должна инвестировать сюда не менее 4 миллионов евро и сохранить историческое здание. В 2011 году на территории монастыря начали возводить храм, и теперь на праздничные службы сюда стекается большое количество прихожан из соседних городов.
- Я искренне благодарен всем нашим прихожанам, нашим друзьям, которые всегда приезжают на сердечную и искреннюю молитву из Берлина, Потсдама, Пренцлау, Эберсвальде, польского города Щецина и окрестных городов. Но в чем подвиг, спросите Вы, наверное, меня? Наверное в том, что эти люди идут не в тёплые храмы около дома помолиться, а молятся вместе с нами за 100 км от своих домов в ещё не достроенном храме при температуре воздуха минус 10 - это если на улице +1. Холодно так, что рук вообще не чувствуешь, но сердечная общая молитва нас всех согревает. И знаете, таких прихожан я считаю подвижниками. Спасибо Богу за все! Мой низкий поклон всем вам и ещё раз с Рождеством Христовым, - поблагодарил всех присутствующих на праздничной службе игумен Даниил (Ирбитс), наместник монастыря.
А Андрей (Готрфрид), настоятель Спасо-Преображенского-Свято-Спиридоновского прихода города Баден-Баден, отметил, что в рождественские дни в храмах много людей.
- В Германии 6 января был выходной, и потому всенощное бдение смогли посетить много православных граждан. По доброй традиции, после литургии и всенощного бдения хор исполнял колядки на русском и украинском языке. Поскольку приход многонационален, это нашло добрый отклик в сердцах людей. А хором регентовал молодой человек из Казахстана, волонтер Александр Бугаков. Летом 2021 наши общины решили поднять уровень клиросного пения, и эту инициативу поддержало Федеральное Правительство Германии в лице социального министерства. И оказали поддержку молодому волонтеру. 7 января в Германии рабочий день, но многие стремились попасть в храм в этот святой день. После служб прошел спектакль с новогодней ёлкой для детей, который поставил заслуженный преподаватель русского языка при приходе Валентина Гарр. Большинство детей родились в Германии, но они с удовольствием изучают русский язык и участвуют в мероприятиях школы русского языка.
Черногория
70% жителей Черногории, а это примерно 400 000 человек, идентифицируют себя как православные христиане. Рождество Христово здесь считается не только одним из главных религиозных праздников, но и очень важным семейным торжеством. Черногорцы называют его «Божич», и стараются обязательно встретить праздник всей семьей за одним большим столом.
«Сочельник в Черногории называют «Бадни дан», готовят вкусный постный ужин, все сидят у камина, настоящего или электрического, поют песни, разговаривают. Вечером возле церквей, монастырей разжигают костры, и каждый старается принести ветку дуба и сжечь по старой вековой традиции, как залог успешного, благополучного года. Мы этот праздничный вечер провели в церкви святой Троицы на территории Старого города Будвы. Невероятная праздничная атмосфера, удивительные добрые традиции. Атмосфера Рождества, которую активно поддерживают православные верующие Черногории, просто потрясла меня!», - рассказывает Лариса, туристка из эстонского Лиепая. Праздник они с мужем встретили в черногорском городе Будва.
Самое большое потрясение, по ее словам, было утром, на рассвете, когда зазвонили колокола храмов, и люди в праздничных одеждах, целыми семьями направились в церковь на Рождественскую литургию. И радостно приветствовали друг друга словами: «Христос родился!», а в ответ слышалось: «Воистину родился!»
Узбекистан
Православие в Узбекистане - религия заметного меньшинства, всего 4% (на 2015 год) жителей страны исповедуют православие. И тем удивительнее понимать, что христианство в Узбекистане имеет очень длинную историю. Согласно историческим данным, о христианстве в этих землях знали еще в пятом веке, а по некоторым данным, принесено оно было апостолом Фомой. Археологи частенько находят материальные свидетельства существования христианства на узбекских землях.
С приходом в Среднюю Азию русских переселенцев в середине XIX века и с момента образования Туркестанского генерал-губернаторства, христианство снова появилось на территории современного Узбекистана. Стали строить храмы, появились монастыри. В советское время многие из них были закрыты. Сейчас в Узбекистане 35 приходов православных храмов и три монастыря.
В Рождество праздничные богослужения прошли во всех храмах Ташкентской епархии. В кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы в ночь с 6 на 7 января 2022 года состоялась Божественная литургия, а накануне вечером отслужили Великое Повечерие и Утреню. В рождественскую ночь в собор пришли многие православные жители Ташкента, гости из других городов, иностранные туристы, оказавшиеся в эти дни в Ташкенте.
История этого храма началась в 1871 году со старого здания Пантелеимоновской церкви, построенной при госпитальном кладбище в Ташкенте. Средства на его возведение были пожертвованы жителями города. В 1878 году взамен старой церкви было построено новое здание.
Ташкентцы любят этот храм, это яркая городская достопримечательность. В докарантинные времена в храм на праздничные богослужения приходили до пяти тысяч людей.
В этом году людей было меньше (массовые мероприятия в стране уже второй год проводятся с карантинными ограничениями), но на торжественности праздничных мероприятий это никак не сказалось. После службы были накрыты столы, детям вручили подарки, состоялся традиционный Рождественский концерт.
Всю эту историю нам рассказали Фарход Хашимов, представитель туркомпании, и туроператор Акопян Ирина. Они же предоставили фотографии, за что им огромная благодарность.
Великобритания
О том, как отмечают Рождество в приходе Покрова Святой Богородицы в городе Манчестер, нам рассказала прихожанка храма Ольга Пени, бывшая алматинка, которая живет в Великобритании.
- У нас семейная атмосфера, приход небольшой, мы каждого знаем, каждому помогаем. И мне в тяжелые дни моей жизни помогали, за что я очень благодарна. Обращение «братья и сестры» наполнено для нас глубоким смыслом, мы действительно семья. Я помню тех прихожан, которые когда-то создали эту церковь: история нашего прихода берет начало в 1945 году. Основали его русские беженцы из лагеря для перемещенных лиц в Австрии. После войны они переехали в Манчестер. И в 1953 году, на собранные общими силами средства, смогли купить дом для обустройства его под храм. В 2003 году был построен этот храм. Особенность его в том, что это единственный специально построенный православный храм на территории Великобритании, остальные либо арендованные, либо приспособленные. Вторая особенность прихода – службы ведутся на трех языках: на старославянском, на английском и на румынском. Очень много в приходе румын и молдаван. А еще приходят греки, литовцы, латыши и другие выходцы из постсоветских стран и стран Восточной Европы. Не на постоянной основе, но на праздники, - рассказывает Ольга.
Приход многонациональный. Староста - француженка Mariana Greenan. Ее муж-англичанин заведует церковным хором. Все прихожане стараются внести посильный вклад в развитие прихода, активно участвуют в церковной жизни. Настоятель – иерей Анатолий Вихров, помимо Манчестера окормляет еще два прихода: священников не хватает, вот им и приходится ездить по другим городам – там есть прихожане, которые не могут сами добраться до Манчестера по разным причинам. Но праздники отмечают вместе, одной большой дружной семьей.
- Храм построен посреди жилого района, и чтобы на праздники ночные службы состоялись, мы должны обязательно договориться с соседям: взять разрешение официальное, обещать не шуметь сильно. У нас есть и колокол, который находится внутри храма, но большого перезвона мы позволить себе не можем. Но стараемся праздники сделать запоминающимися. После праздничной литургии люди собираются за трапезой. Мы накрываем столы, все приносим сами. Я провела несколько лет на кухне при обслуживании вот таких праздников. Люди постятся перед Рождеством, они приезжают очень издалека, чтобы исповедаться и причаститься, и их обязательно надо накормить, чтобы потом отправить домой. На Рождество чудесное общение происходит со священниками, с прихожанами, и я очень рада, что нас не закрыли на карантин, нам разрешили провести крестный ход, рождественскую службу. Это было очень радостно.
Казахстан
Православное Рождество и мусульманский Курбан айт в Казахстане являются выходными днями. Это давно уже не религиозный праздник, а часть духовной жизни страны. Города празднично наряжаются, люди – независимо от своих религиозных взглядов, социального статуса, возраста приходят в храмы. С друзьями, родственниками. Кто-то идет целенаправленно на службу, ставит свечи, возносит молитвы, а кто-то просто любуется красотой православных храмов, наполняясь атмосферой радости и счастья. В эти дни проводятся рождественские концерты, народные гуляния, детские утренники. Но в этом году страна осталась без праздничных мероприятий: пик массовых беспорядков, прокатившихся по Казахстану, пришелся как раз на рождественские дни.
Протоирей Евгений Иванов, пресс-секретарь Алматинской и Казахстанской епархии, рассказал о событиях последних дней.
«Ситуация была опасной для всех. Толпа неуправляемая могла двинуться куда угодно, тем более что буквально рядом с Никольским храмом и храмом Христа Спасителя шли настоящие боевые действия, близ этих мест экстремисты устроили свои штабы. И то, что ни один храм ни в Алматы, ни во всем Казахстане не пострадал – и это чудо Божье.
При храмах организовывались круглосуточные дежурства внутри здания – на всякий случай, чтобы своими силами потушить огонь, который мог возникнуть из- за брошенной бутылки с зажигательной смесью или предотвратить какой-то другой инцидент. Дежурили священники и активные миряне. Например, в Вознесенском соборе отец Иоанн Сазонов, один из старейших священнослужителей Алматы, находился неотлучно: он и службы служил, и дежурил, и с прихожанами общался. Была открыта горячая линия: люди звонили, переживали, надо было оказать им поддержку душевную, моральную. И священник давал консультации.
В Алматы вечерних служб не было – был комендантский час. В алматинских храмах было крайне мало людей – люди боялись, на улице стояли грохот, пожары, стрельба. В других городах Казахстана ситуация была спокойнее, и людей было больше. В Алматы приходили те, кто жил рядом с храмом. Некоторым хватало смелости и они стояли всю службу, некоторые заходили только подать записки поминальные и поставить свечи. Вот в таком режиме проходили эти праздники. Но самое главное – в таких условиях не прекращались богослужения.
Особенностью именно этого праздника стало то, что молитвы звучали о мире, о любви, об искоренении ненависти на казахстанской земле, всякой злобы.
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр как глава православной церкви Казахстана, город Алматы не покидал все эти дни, он совершал службы в Кафедральном соборе, трудился в епархиальном управлении в митрополии. Жизнь церковная шла своим чередом, осуществлялась координация всех наших мероприятий, несмотря ни на что.
Нам, казахстанским православным, было важно ощутить поддержку всей православной церкви. И мы эту поддержку чувствовали. Выступил митрополит Кирилл. Нам звонили и писали из разных епархий, городов, стран. Люди в эти дни сплотились, помогали друг другу, делились, чем могли.
Не хватало продуктов, магазины были закрыты. Потому в каждом приходе была организована доставка продуктов. Особенно обращали внимание на малоимущих, на многодетных, пожилых.
В Иверско-Серафимовском монастыре было организована дополнительная выпечка хлеба. Здесь всегда можно приобрести хороший хлеб, настоящий, вкусный, а поскольку в городе не хватало хлеба, то здесь стали выпекать его больше. Люди приходили, брали хлеб. Кто мог, оставлял небольшие суммы, пожертвования, кто не мог – брал бесплатно.
Не было в этом году традиционной рождественской трапезы. Не было других традиционных мероприятий. Но само событие – Рождество Христово состоялось. Мы праздновали его в храмах, мы праздновали его в домах, мы совершали службы – это самое главное».
Именно после праздника Рождества трагическая ситуация стала выправляться, вошла в мирное русло. Вот такое Рождественское чудо.
Источник - check-point.kz