20 октября отмечается Всемирный День анекдотических ситуаций. По этому поводу мы решили вспомнить как в Казахстане изменился этот жанр и почему сегодня он переживает не лучшие времена
Историки все еще спорят о том, с какого момента стоит отсчитывать историю анекдота как жанра. Забавные короткие истории с острым и смешным финалом фиксируют еще во времена Вавилона и Древнего Египта. С античных греко-римских времен до наших дней дошел старейший письменный сборник анекдотов «Филогелос». Это своего рода памятник времени, потому как большинство шуток сегодняшнему читателю непонятны. Да и по форме они напоминают скорее юмористические рассказы. С этой точки зрения самыми старыми анекдотами в казахской степи можно считать сказки про Алдара косе.
В чем ученые сходятся: современный, знакомый нам вид анекдоты обрели уже в начале ХХ века. В те же времена фиксируются и первые казахские анекдоты, причем анекдоты политические. Первые из них рассказывались еще во времена восстания 1916 года. Вот один из них: изрядно потрепанный в боях повстанческий отряд, не желая идти на новые жертвы, в нерешительности останавливается перед сильно укрепленным русским селением Иргиз.
Их предводитель, желая поднять дух бойцов, говорит: «Жигиттер! Возьмем Иргиз, Москва сама собой падет с обратной стороны!»
В 20-е, 30-е годы казахские анекдоты во многом соотносились с общесоюзными трендами на политический юмор. В 1930-е годы анекдоты стали опасным делом. В лагерях завелась целая категория заключенных – «анекдотчики». Те, кто рассказывал политические анекдоты.
Анекдоты в то время были политическими по умолчанию – в тоталитарной стране они были своего рода опознавательной системой. Мол, если мы смеемся над одним и тем же, значит мы понимаем друг друга, мы свои. Конечно, анекдоты также играли роль в критическом осмыслении действительности. В более «вегетарианские» времена оттепели и застоя получили распространение бытовые анекдоты. Самым ярким проявлением этой тенденции стали появившиеся анекдоты про чукчей. В то же время появилось много бытовых анекдотов про казахов, высмеивавших казахское кумовство, коррупцию, родственников на хлебных должностях и т.п. Популярный казахстанский анекдот на эту тему. Война. Заводят на допрос пленных русского, украинца и казаха. Следователь посмотрел на русского и говорит:
-Допросить и расстрелять.
Посмотрев на украинца, говорит то же самое:
-Допросить и расстрелять.
Мельком взглянув на казаха, выкрикивает:
-Расстрелять!
Тот протестует:
-Как так, почему их сначала допросить и только потом расстрелять, а меня сразу?
Следователь:
-Начнешь тебя допрашивать, еще чьим-нибудь родственником окажешься...
Довольно часто в анекдотах возникала тема казахского языка. Нередко обыгрывалось нежелание русских учить его. Как, например, в таком анекдоте: Приезжает Петька из Казахстана. Василий Иванович спрашивает:
- Ну что, Петька, выучил казахский язык?
- Да.
- А как по-казахски будет "один"?
- Бiр.
- А "пять"?
- Бiр, бiр, бiр, бiр, бiр.
- А как будет "тысяча"?
- Ну, это долгая песня.
С другой стороны, в анекдотах обыгрывалось звучание казахских слов для русского уха. Например: встречаются два мужика, русский и казах. Русский спрашивает у казаха:
- А где твоя тёща?
Тот отвечает:
- Жок.
- Аа! Я свою тоже сжёг!
Что до политической сатиры, то в 1970-е годы весь СССР шутил примерно на одни и те же темы: Брежнев (дикция, страсть к наградам и т.п.), дефициты, блат, международная обстановка и т.п. Аналогично и в перестройку, но в 1980-е в Казахстане дополнительный стимул политической сатире придали декабрьские события 1986 года. Даже легендарных героев анекдотов того времени Петьку и Василия Ивановича вплели в контекст событий «Желтоксана»:
– Увидел Чапаев Петьку после долгой разлуки и говорит:
- О, Петька, как дела?
- Во-первых, я не Петька, а Петргазы. Во-вторых, мен орыстармен сойлеспеймiн. (Я с русскими не разговариваю).
В целом, новую жизнь анекдотам самых разных сортов дала перестройка.
– Рубеж 80-х и 90-х – это расцвет для политической сатиры. Мы в КВНе очень много шутили над президентом, над властью и над бюрократией. – Мы верили, что строим новое общество. КВН был острым и интересным, и огромное количество анекдотов выходило именно оттуда. - Впоминает Еркен Губашев, актер, сценарист, один из ветеранов казахстанского КВНа, капитан сборной города Уральска.
К слову, один такой анекдот родился как раз на одной из КВНовских разминок:
– Почему депутаты парламента Казахстана толстые такие, с двойными подбородками, некрасивые? А вот депутаты европейских парламентов стройные и красивые. В чём дело?
- Конституция такая!
Но уже в 2000-е ситуация совершенно изменилась. Спрос на политическую сатиру пошёл на убыль.
– С того времени «на ура» пошел бытовой юмор. Так называемые шутки-дурки, клоунада, не несущая особого смысла. Его задача только в том, чтобы вызвать животный смех, – продолжает Еркен Губашев. – Исчезли острые шутки с двойным дном. Но то, что мы видим сейчас в том же КВНе – это все выхолощенные шутки, причем зачастую заказные. Это попахивает цензурой и пропагандой.
Также Еркен Губашев согласен с теми, кто считает, что анекдоты как жанр умерли. В лучшем случае, появляются какие-то ремейки старых шуток застойного времени, перестройки и 90-х на новый лад. В общем, как считают многие исследователи, жанр анекдота сегодня заменили мемы и демотиваторы.
– Это вполне соответствует цивилизации сегодняшнего дня, когда у нас уже нет времени на долгие застольные посиделки и вся наша жизнь протекает в смартфонах. Когда надо всего лишь заглянуть в телефон, увидеть мем и посмеяться. Культура рассказа анекдотов, к сожалению, исчезла, – считает Губашев.
В целом, вырос выбор юмористического контента. Сегодня он несоизмеримо больше, чем в те времена, когда жанр анекдота переживал расцвет. На смену КВНу, из которого рождалась масса анекдотов, сегодня пришёл стендап. Он породил массу знаменитостей от Евгения Чебаткова до Нурлана Сабурова.
Там границы допустимого значительно шире, чем в зацензурированном КВНе. Там смело шутят и про политику, и высмеивают народные традиции. Более того, шутят на ранее запрещенные темы. Например, на религиозные. Мы решили спросить у знающих людей, насколько это допустимо для верующих.
– В исламе шутки на религиозную тему строго запрещены, – констатирует наиб имам Центральной мечети Алматы Руслан Каиргельды. – Анекдоты на религиозную тему могут даже привести к тому, что человека отлучат от исламской веры. Ученые-богословы объясняют: если вы мусульманин, к вам приходит человек другой веры и интересуется этой религией и даже, вероятно, хочет принять ислам, и если вы легкомысленно отнеслись к его просьбе – одно это может вывести вас из ислама. К вопросам веры стоит относиться очень серьезно. Если даже, к примеру, вы увидите, как на земле валяется оторванный листочек с хадисами, сурами из Корана, и вы его не поднимете, это тоже достаточное основание для того, чтобы вывести вас из ислама. Что уж говорить о шутках и анекдотах. Они уничижают веру, поэтому отношение к ним соответствующее.
Ключарь Алматинского Вознесенского кафедрального собора протоиерей Александр Суворов объясняет взгляд православных на эту тему:
– Дело всегда в человеческой порядочности. В любом сообществе есть анекдоты. Их всегда рассказывают в соответствии с тем, в какой компании ты находишься. Здесь вопрос в обычной этике и совести. Анекдоты на религиозную тему, конечно, есть. Как хорошие, так и плохие. Если в этих анекдотах нет оскорбления того, что для других людей является святым, то они вполне допустимы. А святое для христианина – Бог, Богородица, пророки. Если же анекдот над религиозными людьми, священниками, то я не считаю их оскорбительными. Мы ведь все по-разному себя ведем. Но сакральные понятия в любом обществе должны оставаться незыблемыми.
Например, могу рассказать свой любимый анекдот.
«Сельский батюшка встретил лесника и стал упрекать его в том, что по воскресеньям он не бывает в церкви. - Поймите, все прихожане в церкви, а вас нет... Уж не занимаетесь ли вы браконьерством? - Нет, батюшка, я не хожу в церковь, чтобы у вас не снизилось число молящихся. - Что за чепуху вы мелете? - Нет, не чепуху. Стоит мне начать по воскресеньям ходить в церковь, как половина ваших прихожан бросится в лес браконьерствовать!»
Одно сказать можно точно: сегодня выбор форматов юмора для любителей пошутить богат как никогда. Кто-то предпочитает по старинке рассказывать анекдоты, кто-то фанатеет от стендапа, а кому-то по душе геги и мемасики. Как говорится, лучше богатый выбор, чем никакого. Выбор в соответствии с собственными убеждениями.
Источник - check-point.kz