По словам специалистов, уровень свободы в отечественном кино за последнее время несколько вырос. Отчасти границы допустимого расширили сами режиссеры, отчасти и зритель готов видеть на киноэкране не только комедийно-глянцевую картинку.
Какие же темы сегодня не приветствуются на казахстанском киноэкране?
Есть несколько критериев запретности той или иной темы. Часть под запретом сверху, часть – снизу и продиктована больше самоцензурой, нежели цензурой. На сегодня самой главной запретной темой является дело Владислава Челаха и события мая 2012 года на заставе Арканкерген. Напомним, что тогда, по версии следствия, солдат-срочник расстрелял 14 своих сослуживцев и егеря на пограничной заставе. С 2012 года на казахстанских телеканалах на эту тему вышло лишь несколько репортажей и документальных фильмов.
– Дело Владислава Челаха является одним из последних официально (или полуофициально) известных запретных тем в казахстанском кино, как игровом, так и документальном, – рассказывает кинокритик Карим Кадырбаев. – Наряду с ней можно упомянуть еще и тему семьи первого президента. Даже после январских событий эта тема по-прежнему неприкосновенна.
Тем не менее, определенная либерализация сознания казахстанских кинематографистов все же происходит. Причем, инициатива в ней идет от киноначальства.
– Я несколько раз слышал, как на «Казахфильме» многие руководители студии, продюсеры спрашивали у режиссеров и сценаристов: почему нет сценариев на тему январских событий? По мотивам событий, на основе событий, пусть даже они идут только фоном, но на эту тему сейчас спрос есть, – говорит Карим Кадырбаев. – Сейчас несколько снят блок на определенные темы. Ранее проблемные политические темы запрещалось даже упоминать. Но, конечно, мы далеки от США, где на тему 11 сентября можно было снимать фильмы уже спустя 3-4 года. Мы, может, только сейчас готовы к тому, чтобы снять фильм о Декабрьских событиях 1986 года. Я знаю, что такие планы и замыслы есть.
Ранее с большим трудом в казахстанском кино проходили темы религиозного экстремизма. Впрочем, несколько фильмов на эту тему вышло, но осталось не востребовано казахстанским зрителем. К примеру, «Заговор оберона» или «Регион-13». Само собой, ранее запрещалось шутить над культом личности первого президента. Лишь в нескольких фильмах и то довольно осторожно высмеивалось подобострастие перед чиновниками, а также пародировались памятные эпизоды общения Назарбаева с подчиненными или бизнесменами. Например, в фильме «Аким» отчетливо присутствует отсылка к ситуации, когда Нурлан Смагулов предлагал назвать новый торговый комплекс в столице «Нур Плаза». Тогда президент укорил его: «Ты где так подмазываться научился?», бизнесмен в ответ парировал: «жизнь научила!».
Не запретной, но деликатной и потенциально скандальной можно считать тему межнациональных браков. Недавно на экраны вышло несколько фильмов на подобную тематику - «Маша и Дударай» и «Моя большая казахская семья». Если первую приняли более лояльно, поскольку героиня была русской девушкой и делала выбор между казахским и русским парнем, то со вторым вышел скандал. В сети поднялась волна хейта в адрес режиссера и продюсеров за пропаганду браков казахских девушек с представителями других национальностей и рас.
– Я бы не стал преувеличивать опасность данной темы. Да, подобные негативные высказывания всегда будут делать маргиналы. Более того, мне кажется, мягко может пройти даже тема, когда представитель коренной нации принимает, к примеру, православную веру. Да, повозмущаются радикалы, но широкая аудитория гораздо терпимее и лояльнее к подобной тематике. Можно выпускать фильмы и про мусульманских и православных святых. Но тут возникает другая проблема – они могут просто пройти незамеченными. Поэтому тут уместно вспомнить правило о том, что любой жанр хорош, кроме скучного.
Источник - dknews.kz