Анатолий Измеров: не надо стесняться осеннего обострения | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Анатолий Измеров: не надо стесняться осеннего обострения

655
6 минут
Анатолий Измеров: не надо стесняться осеннего обострения
Беседовала Светлана Шестернева


Осенью декорации меняются. На передний план выходит сезонное аффективное расстройство, в народе известное как «осеннее обострение». На самом деле далеко не у всех они проявляет себя именно осенью. Тем не менее, этому состоянию свойственна цикличность. Некоторые люди настолько привыкают, что начинают чувствовать наступление сезонной депрессии заранее. 

10 октября отмечено в календаре как Международный день психического здоровья. Одним из самых распространенных расстройств современного человека является депрессия. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, более 300 миллионов человек во всем мире страдают от этой болезни. Из них 40 миллионов живут в Европейском регионе, к которому относится и Казахстан. В нашей стране на текущий год более 200 тысяч человек с психическими заболеваниями состоят на учете, количество лиц с умственной отсталостью достигло 4 481 человек на 100 тысяч населения. Специализированная медицинская помощь при острых нарушениях психического здоровья в Казахстане оказывается в 35-ти центрах психического здоровья с общим количеством в 10 тысяч больничных коек.

Депрессивное расстройство встречается среди всех возрастных групп. Массовые обращения обычно наблюдаются в октябре-ноябре. Похолодание, дожди и серость — все это традиционно ассоциируется с чем-то неприятным. С чем связано осеннее обострение и что делать? Об этом рассказывает врач-нарколог, председатель общества православных врачей Казахстана, духовник общества «Трезвение» Алма-Атинской епархии протоиерей Анатолий Измеров. 

- Говорят, что осенью и весной обостряются не только соматические болезни, связанные с переохлаждением (вирусы, простуды), но и психические заболевания. У психотерапевтов в это время большее количество пациентов. Но не только у них. В целом ситуация связана с изменением погодных условий, резким снижением температуры. Естественно, организм еще не привык к таким нагрузкам. Нужно теплее одеваться, а человек по привычке одевается еще легко. Нужно отапливать жилище, но, так как мы зависим от властей, отвечающих за подключение к системе отопления, то у многих в домах сейчас холодно. Все это, конечно, вызывает стрессовую ситуацию для организма в целом. Этим и опасны осенний и весенний периоды – переход из тепла в холод. 

Что касается обострений психических болезней, то хотелось бы, прежде всего, вспомнить, что болезнь души – она более тонкая, нежели заболевание тела. Ведение и лечение пациентов, у которых есть психиатрическая патология, и они, как правило, наблюдаются у специалистов, и им прописано лечение. С точки зрения православия и здравого смысла такие люди, которых можно условно назвать душевнобольными, должны выполнять предписания врачей, которые им делаются. Ведь не вдруг, не сразу, не по календарю возникает обострение. Скажем, 1 октября – всё, у всех обострение. У каждого это индивидуально. Но все зависит от приема правильной терапии. Если человек знает, что он больной, и выполняет рекомендации врачей, то возможно избежать обострения или, по крайней мере, резкого ухудшения. 


- Люди каких возрастов и профессий наиболее подвержены этому?

- Я такой статистики не имею, наверняка ее можно найти в интернете. Но думаю, что все-таки ни по полу, ни по возрасту каких-то глобальных отличий мы не найдем. Как говорится, любви все возрасты покорны. Понятно, что и среди подростков есть подобные диагнозы, и могут возникнуть обострения. В более пожилом возрасте есть много сопутствующих диагнозов, поэтому количество больных может быть больше. Профессия, я думаю, тоже не особо имеет значение. Потому что это чаще всего либо наследственное, генетически обусловлено, либо приобретенное, но не очень связано с профессией. 

Всемирная сеть выдала мировой рейтинг профессий, обладатели которых наиболее подвержены психическим расстройствам. Возглавляют его государственные служащие, следом идут шеф-повары, полицейские, хирурги и журналисты. 


- Какие мероприятия лучше всего избегать в такое время?

- В период обострения человек навряд ли будет слушаться, куда ходить, а куда не ходить. Если он ведет себя неадекватно, то надо вызывать «скорую». А если он стоит на учете - обращаться к лечащему врачу. 

Если у человека обострение, то симптомы этого, как правило - маниакально-депрессивный синдром. Это депрессия, либо, наоборот, излишняя подвижность, гипер-реакция на все происходящее. Человек может либо уйти в изоляцию, либо, наоборот, активно проявлять себя. Какие советы давать этому человеку? Его образ жизни может резко измениться в связи с заболеванием. Врачу, главное, посмотреть: если у человека действительно есть этот диагноз, он должен находиться на учете. Его должен вести психиатр или психотерапевт. Есть у нас клинические психологи. Вот они тоже помогают в выявлении этой патологии. Потом еще нужно обратить внимание, что особенно среди молодежи неадекватные поступки, наличие галлюцинаций, непонятных движений – всегда должно вызывать настороженность. Это ведь может быть связано с употреблением психоактивных веществ. Возможно, дело тут в наркомании. Это тоже нужно научиться увидеть. И чем раньше будет обращение к специалистам, тем легче человеку будет справиться с этой болезнью. 


- Как справиться с этим синдромом? 

- Тут не просто синдром. Если есть проявление диагноза, это болезнь в ее расцвете, это обострение. Если это первичное, то это острое проявление болезни, ее надо диагностировать специалистам. Наша задача как верующих людей, священников – увидеть и подсказать людям, что нужно обращаться к врачам. И не надо стесняться. Многие боятся, что психиатры залечат до состояния овоща, и так далее. Это, конечно, чаще всего ложь. Люди специально учились, знают, как и что назначать. Есть острые периоды, которые снимаются лекарственными способами, специальными средствами. Конечно, если человек это не выполняет, отрицает свою болезнь, и не хочет принимать лечение. Вот в этом проблема. Тогда, конечно, приходится применять какие-то методы уговора, разговоров. И родственникам, близким бывает очень тяжело, учитывая, что человеку нельзя насильно оказать помощь, уговорить на прием этой медицинской помощи. 


- Обязательно ли пить медикаментозные препараты, или есть и другая практика?

- Какая практика? Гипноз, что ли? Я считаю, что на сегодняшний день лекарственные препараты могут быть различными. Химические, травяные, гомеопатические – но это должны быть именно препараты. Без них сложно будет купировать обострение. Поэтому терять время я бы не советовал. 


- Что Вы можете порекомендовать в этот период родителям, чьи дети находятся в переходном возрасте?

- Переходный возраст – это не болезнь, а состояние взросления. Советую родителям учитывать, что перед ними личность, что ребенок уже становится взрослым. И переход от детства во взрослость – это важный период в жизни. Побольше самостоятельности, побольше ответственности. Чтобы дети могли принимать собственные решения и нести за них ответственность. Дай Бог, чтобы детки наши, подростки и взрослые не болели, выздоравливали. Если у кого-то есть такие патологии, чтобы могли справиться с этой немощью. Осень закончится, будет зима, весна, лето – это повторяющийся круг. Поэтому каждый день – это радость. Современному человеку нужно научиться радоваться каждому Божьему дню.  

Источник -  dknews.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...