Алма-Ата и Алматы. Где эта улица, где этот дом… | Агентство православных новостей (АПН)

Алма-Ата и Алматы. Где эта улица, где этот дом…

42
13 минут
Алма-Ата и Алматы. Где эта улица, где этот дом…
Евгения Морозова

12 января Динмухамеду Кунаеву исполнилось 111 лет.

Событие важное, значимое для казахстанцев.

Я часто натыкаюсь на имя Динмухамеда Ахмедовича, когда копаюсь в архивных материалах, ищу разные факты «про город» и его жителей. И всегда поражаюсь, какой он все-таки был удивительный человек. И сколько он сделал для страны в целом и для моего родного города, который и для него был родным – столько ни один аким не сделал…

Биографию Кунаева пересказывать не буду, казахстанцы и так все ее знают.

Но хочется вспомнить «кунаевские» места нашего города. Те, о которых он упоминал в своей книге «О моем времени», особенно в первой ее части, где он рассказывает о своем детстве.

Люблю эту книгу очень, читаю ее и перечитываю. И не только личность самого Кунаева и другие исторические личности, которыми он сталкивался в своей жизни, мне в ней важны. Для меня вот такие книги – это краеведческий ребус, который безумно интересно разгадывать. Он там пишет про то, как люди жили, упоминает здания, улицы, а я сразу прикидываю: где же это здание стояло, дожило ли оно до наших дней? Дожило – радуюсь, не дожило – думаю «А что же там сейчас?»

«Наша семья жила в Верном на Саркандской улице, в доме Иванова (в Большой Станице), где я родился 12 января 1912 года. Через два года отец построил небольшой домик на Старокладбищенской улице, 39. Она получила свое название потому, что в ее северной части находилось старое кладбище (сейчас в этом районе расположен вокзал Алма-Ата II). После этого улицу называли Вокзальной, затем проспектом Сталина, Коммунистическим проспектом, а ныне это — проспект Аблай-хана», - это из книги.

Сразу вопрос: Сарканская – это сейчас какая? Вот не знаю к своему стыду. И на карте не нашла. Подскажите, люди добрые!..

А дома на Старокладбищенской, 39, понятно дело, сейчас уже не существует. Его снесли давно, и сам Кунаев пишет, что сейчас там многоэтажный дом с «магазином по продаже электротоваров».

news4917.jpg

Еще: «Недалеко от нашего дома находилась узбекская мечеть». Те краеведы, с которыми я говорила, ничего про эту мечеть не знают. Возможно, старые карты знают больше? И действительно – вижу на карте значок, которым обозначалась мечеть. Прямоугольничек с полумесяцем чуть ниже Ташкентской аллеи, почти рядом с кладбищем, где сейчас вокзал. И от Старокладбищенской совсем недалеко. Возможно, это она и есть. Но почему «узбекская»?.. Вопросы множатся…

Отец Динмухамеда, Минлиахмед Кунаев, с четырнадцати лет и работал у купца Исхака Габдулвалиева. Ну, этот купец был знаменит не только в верненские времена. И сейчас многие алматинцы, сами того не зная, бывают в доме у Габдулвалиева. Я про магазин «Кызылтан».

news4918.jpg

Габдулвалиев – личность интересная. И даже слегка загадочная. Но краеведы постепенно раскапывают исторические завалы, выуживая новые старые факты. В книге «Значимые люди татарской диаспоры города Верного» (которая сейчас у меня почти настольная и за которую я очень благодарна ее автору Альфие Хисамутдиновой-Гатиятулиной), есть информация и о Торговом Доме «Исхак Габдулвалиев и сыновья». В этом доме приказчиком работал дед Альфии Билял Шарифович Хисамутдинов. https://ratel.kz/outlook/alma_ata_i_almaty_i_nakopil_on_zolota_neskolko_sundukov Я писала про клад, найденный его отцом. На деньги от клада Билял и получил образование… Удивительная семейная история. Очень поучительная – могли ж эти деньги проесть, прогулять, дом новый построить, но нет: неграмотный плотник, бедный крестьянин вложил их в образование своих детей…

news4919.jpg

Альфия выслала мне старую виньетку Торгового дома с таким пояснением: «Это фото 1914 года. Минлиахмет Кунаев – верхний ряд, четвертый справа. Он был приказчиком Торгового дома. А мой дед – во втором ряду, 4 справа».

Альфия говорит, что виньетку получила от 92-летней жительницы города, отец которой тоже когда-то служил в этом торговом доме. Еще одна такая же виньетка находится в Центральном архиве, но там почему-то указана другая дата, явно ошибочная, – 1908 год.

«Помню все достопримечательности старого Верного. Дом губернатора, здание Военного собрания, Дом дворянского собрания, Кафедральный собор, Покровскую церковь, мечети, купеческие лабазы и магазины, бараки, огороды и сады, глинобитные, деревянные дома в один, редко в два-три этажа, ни одной асфальтированной дороги, на пыльных улицах бессчетное количество лошадей, ишаков и верблюдов, день и ночь струящаяся вода в арыках, а над ними в пышной зелени тополя и карагачи — вот характерный облик город Верного», - пишет в своей книге Кунаев.

Читаю и радуюсь, что глинобитные домишки, бараки, пыльные улицы и ишаки с верблюдами на улицах нашего города остались в прошлом. Не во всех частях города, увы, но хотя бы в центре.

Кстати. О состоянии благоустройства тогдашнего города Верного издание Русского Географического общества в 1913 году писало: «Благоустройством Верный не отличается; улицы широки и хорошо распланированы, но не мощены и покрыты толстым слоем пыли, поднимающейся при движении извозчиков и даже пешеходов. Осенью пыль превращается в невылазную грязь».

news4920.jpg

А недавно я нашла я прелюбопытный документ «Город Верный в санитарном отношении», отчет 1901 года Николая Зеланда о нашем городе. Там куча всякой статистической информации о городе и его жителях – сколько родилось и умерло верненцев в разные периоды, к примеру, с 1890 по 1899 годы , чем мощены улицы (а они не мощены), какую воду жители и состояние этой воды. И много, много другого интересного. Так там идет сравнение санитарного состояния города с другими городами тогдашней Российской империи и Западной Европой. И не всегда в их пользу, к примеру. Климат, состояние воды в реке и еще ряд факторов санитарный специалист оценивает, как «несоизмеримо лучшее» и «здоровое». А вот про минусы даже цитировать неаппетитно.

Город наш в то время, при исключительно богатых природных и климатических условиях представлял собой крайне неприглядную картину.

Речка Алматинка была чистой, да, но несколько выше городской черты. Выше Головного арыка (нынешняя Абая) стояли свечной и пивной заводы, и они, не мудрствуя совершенно, сбрасывали свои производственные отходы прямо в реку.

Пивзавод я помню хорошо – в детстве я жила рядом с гостиницей «Алатау», училась в школе №30, на терренкуре мы с одноклассниками прогуливали школьные уроки. И частенько доходили до завода. Да, терренкур и тогда был популярным местом прогулок. Это и двадцать, и даже пятьдесят лет назад была «тропа здоровья», где спортсмены тренировались, пенсионеры гуляли, а школьники прогуливали – построили тропу в 1974 году, оказывается. А пивзавод снесли в 2000-х, когда строили развязку на Альфараби-Достык.

news4921.jpg

Но вернемся в далекое прошлое.

Почва в городе Верном наносная, «порозная», легко пропитывается всякими жидкими отбросами и нечистотами. Канализация была слабо продуманная, а то и вовсе отсутствовала - нечистоты вывозились в простых бочках, а расплескиваясь, легко пропитывали почву. Помойных ям вообще не было - помои выливались прямо на двор.

Большая часть жителей Верного для питья, приготовления пищи, для мытья полов и других хозяйственных нужд использовали воду из арыков. А в арыках вода текла самая загрязненная – она стекала в арыки со дворов, с мест выделки кизяков, с улиц, здесь же в арыках стирали грязное белье, посуду, поили животных. Доктор Н. Л. Зеланд произвел химический анализ питьевой воды города Верного и пришел к неутешительному вывод: «во всех источниках, несущих воду, находятся органические вещества, могущие привести к распространению брюшного тифа и других не менее опасных болезней».

Собственно, и приводили. Тиф – вполне себе обычное заболевание среднестатистического верненца, и даже алмаатинца 20-30-40-х годов… Конечно, ситуация постепенно менялось, город рос, в 30-х был разработан план

Некоторые здания старого города, которые упоминает Кунаев в книге - Дом губернатора и Дом дворянского собрания - мы теперь можем увидеть только на старых фото.

Впрочем, фотографии здания Дворянского собрания я не нашла…

А Дом губернатора видела, его снесли уже в 2000-х. Как и многие горожане, я его очень хорошо помню. Там в советское время был военный госпиталь4. Дом находился в самом центре, выше парка 28 гвардейцев-панфиловцев, на перекрестке. Когда-то эти улицы назывались Колпаковского и Губернаторской. Сейчас это проспект Достык и улица Казыбек би.

До Верненского землетрясения 1887 года, мощность которого специалисты оценивают в 9 баллов, это был не дом, а дворец - трехэтажное кирпичное здание, очень красивое, мощное, кирпичное. Но землетрясение превратило этот дворец в груду кирпичей.

«После разрушительного землетрясения 10 июня 1887 года из 1799 зданий уцелело только одно, стихия привела к необходимости горожан строить лишь деревянные здания», - об этом пишет и Кунаев.

Кстати, в «Паспорте» Зеланда есть еще и приписочка про эту природную катастрофу, цитирую: «Ко внешним неблагоприятным условиям здешней жизни можно было бы отнести землетрясения, но ныне это неудобство доведено до минимума существующим планом построек (из дерева или из кирпича с проложением железных стержней по толще стены».

Так вот, новое здание губернаторского дома строилось уже с учетом сейсмики, оно было небольшое одноэтажное, приземистое. Потом, уже в советское время, его достроили, перестроили и использовали под госпиталь. В 1995 году оно при непонятных обстоятельствах сгорело, и почти 10 лет стояло в обгоревших руинах…

Кстати, землетрясение 28 мая 1887 года разрушило и гимназию напротив, и упоминаемый Кунаевым храм Покрова Пресвятой Богородицы. На карте (см. выше) он обозначен крестом – улица Старокладбищенская его огибала с двух сторон, образовывая Сенную площадь.

Построен собор был в 1882 году, в 1887 году был разрушен землетрясением. Потом отстроен заново, а в 1934-м – снесён. Рядом с церковью находился небольшой погост – кладбище.

Старой фотографией храма со мной поделился иеромонах Иаков (Воронцов), а он нашел ее в старых архивах Русского географического общества.

news4922.jpg

Покровский Храм

Церковь Покрова / Архив РГО, Ф. 112, Оп. 1, Д. 40, Л. 13. Права на публикацию переданы архивом иеромонаху Иакову (Воронцову)

Динмухамед Ахметович помнил эту церковь потому, что жил рядом, чуть ниже нынешней Райымбека, а тогда Ташкентской аллеи. В 1931 году Кунаев отправился в Москву «с путевкой крайкома комсомола Казахстана для поступления в Московский институт цветных-металлов и золота». А по окончании института в 1936 получил направление на Коунрад-Балхашскую стройку.

Потому он не видел, как эту церковь сносили.

 

Цитата из протокола №8 от 29.03.1934 г.:

 

"Учитывая, что Покровская церковь, находясь в центре площади Коминтерна, препятствует дальнейшему благоустройству города и, принимая во внимание самих верующих общины, церковь закрыть и снести.
Удовлетворить ходатайство Алматинского горсовета о закрытии и сносе Покровской церкви.
Секретарь президиума КазЦИК Утыкин.
Пред. горсовета Алиев".

Сенную площадь тогда уже переименовали в площадь Коминтерна. Погост снесли, на его месте разбили парк. В 1947 году в парке поставили памятник Амангельды Иманову. Памятник – шедевр монументального искусства, его создали дагестанский скульптор Хасбулат Аскар-Сарыджа и архитектор Толеу Басенов. Этот памятник шести метров высотой – один из первых монументальных памятников в городе Алма-Ата. Фигура отлита из бронзы, а постамент высечен из серого гранита.

 

Памятник Амангельды Иманову 

А с другой стороны бывшей площади в 1962-м году построили здание для казахского театра драмы. Авторами проекта стали архитекторы Александр Леппик, Николай Рипинский и Владимир Кацев. Казахский театр драмы создал в нём много великолепных спектаклей… А потом театр переехал в новое здание, а в это въехал ТЮЗ. Помните, алмаатинцы?..

news4923.jpg 

Из зданий верненского периода до наших дней сохранилось здание офицерского собрания. Там сейчас располагается великолепный музей народных музыкальных инструментов. Если вы вдруг в этом музее не были – немедленно сходите. Это очень и очень интересное место! И очень радует, что старый дом живет, жизнь в нем кипит, и жизнь эта такая красивая, наполненная музыкой, историей…

news4924.jpg 

Учился маленький Димаш в школе № 19 имени Чернышевского (1-й ступени). Школа стояла на улице Алма-Атинской. Потом улицу переименовали Емелева, а сейчас она имени Абдуллиных.

Об этом он сам писал, об этом говорится и в воспоминаниях его одноклассницы Жиенкуловой Шары Баймолдиновны.

«Когда я училась в небольшом городе Верном в школе №19 им. Чернышевского, с нами учился светлый, высокий, смышленый мальчик Димаш. Он был очень вежливым и обходительным. Тот самый Димаш сегодня – один из почитаемых народом сыновей товарищ Динмухамед Ахмедович Кунаев».

Напомню тем, кто забыл: Жиенкулова Шара Баймолдиновна (1912-1991) – родоначальница казахстанского балета, народная артистка Казахской ССР, известная танцовщица, педагог.

После окончания четвертого класса Кунаев перешел в школу девятилетку № 14 (2-й ступени), которая находилась на территории ныне действующей кондитерской фабрики в Алматы. Я читала об этом в его воспоминаниях.

А в книге Альфии Хисамутдиновой-Гатиятуллиной я вижу вот это фото с надписью: «Татарская школа №4 им. И. Гаспринского. Снимок 1926 года». Там же написано, что среди учеников школы был и юный Кунаев.

Вот тут я запуталась: 4-я школа или школа 14-я? «Распутала» меня Альфия, прислав вот такое сообщение: «14 школа второй ступени - это бывшая татарская школа 4 им. Гаспринского, потом переименованная в школу имени Ибрагимова. В 1935 году вместе с татарскими детьми перешла в помещение бывшей школы 18 по ул. Пастера, 28 - как школа она существовала с 1926 года в доме купца Данченко ( ЦГА города Алматы в оп1 д 484). Женя, это и есть школа Гаспринского изначально, которая потом стала 14 школой, о которой писал Кунаев».

Вот так, сразу и не разберешься.

Кстати, Исмаил-мирза Гаспринский – это крымскотатарский политический и общественный деятель, интеллектуал, просветитель, издатель и диссидент. Он был одним из основоположников джадидизма и пантюркизма, а эти идеи среди мусульман Российской империи в начале 20-го века были очень популярны. Потому его именем часто называли мусульманские учебные заведения. А верненская школа №4 такой и была – мусульманской, татарской. Она была организована при татарской мечети №4. А сама мечеть была построена на углу улиц Торговой и Лепсинской. Сейчас это улицы Назарбаева и Жибек Жолы, а на месте мечети в 70-х годах прошлого века построили магазин Универсам.

news4925.jpg

Мечеть Исхакия

Школа была открыта в 1883 году в доме, который находился на перекрестке улиц Лепсинской и Гостинодворная (Юных Коммунаров – сейчас Алимжанова). Поначалу она носила имя Исхака Габдулвалиева: «Исхак и его наследники много сделали для развития народного просвещения татар и других тюркских народов Семиречья» (цитата из книги Альфии).

Позже школе дали имя Гаспринского, а после революции она стала носить имя Галимджана Ибрагимова, татарского писателя и языковеда, общественного деятеля, одного из зачинателей татарской советской литературы.

news4926.jpg

Когда рассматриваю старые карты города, удивляюсь: каким он был маленьким!

«Весь город практически разместился в таких параметрах: со стороны гор — улица Арычная (ныне проспект Абая), с севера — станция Алма-Ата II, с запада — Весновка и с востока — Пугасов мост и ниже по речке до Малой станицы. Все остальное за этими пределами — огороды, поля, а кое для кого и охотничьи угодья», - писал когда-то Динмухамед Ахметович.

Сейчас город много, много больше. И растет дальше, стремительно вбирая в себя те самые поля, огороды и угодья…

Очень хочется, чтобы он становился удобным, современным, но сохранял в себе черты и старого города – милые сердцу, уютные… Как это сделать? Я не знаю. Возможно, надо просто любить его, как любил его и Динмухамед Кунаев, в чем он много раз признавался. Не только словами, но и делами, желая родному городу роста и процветания.


Источник -  Ratel.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...