
28 августа Православная Церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы – один из главных, двунадесятых праздников. Накануне праздника завершился двухнедельный Успенский пост, и сегодня верующим уже дозволена скоромная пища.
Как гласит церковное предание, после смерти Пречистой Девы апостолы похоронили Ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и праведный Иосиф Обручник. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после похорон Фома захотел увидеть гроб Божией Матери. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было – лишь Ее плащаница, пишет журнал «Фома».
Апостолы удивились и стали молиться о том, чтобы Господь открыл им, что же произошло. Вечером, после общей трапезы, во время молитвы они услышали пение ангелов. Посмотрев вверх, апостолы увидели в воздухе Божию Матерь, Которая, окруженная ангелами, была вся в сиянии небесного света.
По учению Церкви, Христос вознес Пресвятую Богородицу во плоти в Свое Небесное Царство и поставил выше всех ангельских сил.
Успение – слово, означающее состояние сна. Для христиан смерть перестала быть финальным событием в истории жизни человека. Мы провожаем своих умерших в их последний путь, но веруем, что Бог воскресит всех умерших, как бы пробудив их ото сна. Поэтому и праведная кончина Божией Матери именуется в Церкви не смертью, а Успением.
Почему Богородица ставится Церковью выше, чем все святые?
Иногда среди верующих возникает вопрос о том, почему день преставления Богородицы имеет для Церкви столь большое значение, что даже имеет статус двунадесятого праздника. Ответ на этот вопрос дается в трудах святителя XIX века Игнатия Брянчанинова:
«Приснодева превыше всех святых человеков как по той причине, что соделалась (стала. – Прим. ред.) Матерью Богочеловека, так и по той причине, что она была самою постоянною, самою внимательною слышательницею и исполнительницею учения, возвещенного Богочеловеком. Первое из этих достоинств запечатлено вторым, а потому достоинство Божией Матери соделалось величайшим достоинством. Святое Евангелие свидетельствует о Богоматери: Мариам же соблюдаше вся глаголы сия, слагающи в сердцы своем (“А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем” – синод. пер.) (Лк 2:19)».
Неудивительно, что и среди христиан Дева Мария почитается столь высоко: она произвела на свет Бога, став единственным таким человеком во всей истории:
«Такое приятие в себя Бога, очевидно, есть единственное, исключительное, беспримерное, недоступное ни для святых человеков, ни для святых ангелов, принадлежащее одной Богоматери. Как Богочеловек для племени (то есть общества. – Прим. ред.) спасающихся избранников заменил Собою Адама и соделался их родоначальником, так Божия Матерь заменила для них собою Еву, соделалась их матерью. Как Богочеловек есть Царь Небесный, Царь всех человеков и ангелов, так Богоматерь есть Царица небесная, Царица и человеков и ангелов», – писал святитель Игнатий.