
Фото автора
В Алматы в духовно-культурном центре Казахстанского Митрополичьего округа имени митрополита Иосифа (Чернова) работает выставка «Архиепископ Софония (Сокольский) – первый Туркестанский архипастырь»
Выставка посвящена удивительной личности - Первосвятителю земли Туркестанской – архиепископу Софонии (Сокольскому). Экспозиция приурочена к 225-летию со дня рождения владыки Софонии, 20-летию образования Митрополичьего округа и 15-летию установления всецерковного празднования Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. Оганизатором выставки выступила Православная духовная семинария во главе с кураторами – проректором по воспитательной работе иереем Иоанном Ливинским, проректором по научной работе, кандидатом философских наук А. П. Соловьевым, руководителем административного секретариата Главы Митрополичьего округа иереем Георгием Сидоровым.
Почетным гостем выставки стал глава Православной Церкви Казахстана - митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. В числе первых посетителей были представители священства Казахстана, духовенства Алматы, преподаватели и студенты духовной семинарии.
«Мы открываем выставку в день памяти апостола Андрея, именуемого Первозванным. Посвящена экспозиция апостолу Великой степи, первому архипастырю Туркестанской епархии – архиепископу Софонии (Сокольскому). Этим событием мы завершаем год празднования 20-летия учреждения на Казахстанской земле Митрополичьего округа – Православной Церкви Казахстана. А 2024 год знаменует собою 225-летие со дня рождения владыки Софонии», - отметил архипастырь.
Митрополит Александр подчеркнул, что создание Митрополичьего округа – это закономерный итог существования православия на протяжении многих столетий на древней земле. Здесь евангельская истина была известна и провозглашена еще в стародавние времена, на заре христианской эры. Митрополит Александр подчеркнул:
«Здесь было немало проповедников и просветителей, все же история становления и развития Православной Церкви в Центральной Азии началось именно со служения здесь святителя Софонии».
Митрополит назвал старца-архиепископа «великим тружеником на ниве Христовой:
«Он прибыл сюда в возрасте 70-ти лет. Старался делом и словом зажигать в сердцах людей живительный огонь веры. Святитель Софония возводил храмы, без устали совершал богослужения и без лени проповедовал слово Божие».
По словам митрополита Александра, владыка Софония был человеком очень начитанным, образованным, эрудированным во всех отношениях. Он вызывал уважение к себе в самых высоких кругах. Кроме того, он глубоко знал Коран и арабский язык. И это вызвало к нему расположение религиозных лидеров ислама и простых мусульман.
Яркие проповеди владыки производили неизгладимое впечатление на людей. Он и сам являл собою образ мудрого иерарха, был примером нравственной чистоты и духовной силы. Митрополит Александр назвал святителя Софонию подвижником благочестия, истинным аскетом:
«Ведь он не желал ничего личного для себя, посвящал жизнь Христу и Его Святой Церкви. Все свое время подвижник отдавал молитве, отеческим заботам о пастве и нелегким административным трудам».
Таким образом, личность святителя Софонии являла собой пример для священничества, совершающего церковное дело. Митрополит Александр призвал бережно хранить память о владыке Софонии:
«Он своими трудами распространял правду Божию на древней Казахстанской земле, отдал жизнь свою, служа святой Церкви».
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр провозгласил вечную и благодарную память архиепископу Туркестанскому и Ташкентскому Софонии:
«Он был подвижником благочестия, проповедником истины, ревностным тружеником на ниве Христовой, апостолом Великой Степи и Семиречья».
К открытию выставки была издана книга - «Уста праведника изрекают премудрость». Издание представил руководитель информационно-издательского отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов. Он рассказал о сборнике поучений и слов архиепископа Софонии (Сокольского).
По словам протоиерея Евгения Иванова, «поучения Святителя Софонии – ярчайший памятник проповеднического искусства XIX столетия. По содержанию слова и речи святителя можно отнести к разряду нравственно-практических, все они наполнены разъяснением этических заповедей Священного Писания и церковных установлений, а не редко содержат и обличения».
Святитель Софония сам строго исполнял Божественный Закон. И он всем сердцем, всей душой желал, чтобы и слушатели его проповедей были столь же ревностными в духовной жизни людьми. В своем служении, проповедях архиепископ Софония раскрывал людям положительное содержание основ православной веры:
«Он связывал догматические истины с будничной жизнью, убеждая прихожан внимательно вдумываться в учение Церкви Христовой. В числе слушателей владыки за многие годы его архипастырского служения были люди разной социальной и сословной принадлежности, разного культурного и интеллектуального уровня. Все его речи отличал высокий, благородный стиль, рассчитанный на искушенного слушателя.
Обращался ли святитель Софония к священнослужителям или семинаристам, к горожанам или крестьянам, к прихожанам кафедральных соборов или верующим, собравшимся в скромной сельской церкви, всегда и везде он стремился помочь людям преодолеть будничность и мирскую суету, увлечь их к высотам духа, от земного к небесному.
Потому он сочетал с природным красноречием, традиционными ораторскими приемами, богатством слога и поэтичностью, множество точно подобранных библейских цитат и фрагментов богослужебных текстов.
Сам святитель Софония трепетным относился к Священному Писанию, прекрасно знал книги Нового и Ветхого Завета. И этим знанием было пронизано все проповедническое творчество Туркестанского архипастыря».
Он также прививал любовь к слову Божию слушателям, всякий раз предлагая им многообразие апостольских и пророческих изречений. Еще одной характерной особенностью является обращение владыки Софонии не столько к разуму, сколько к сердцу и чувству человека. Тон его проповедей был искренен и эмоционален. К присутствующим в храме святитель нередко обращался с отеческой теплотой: «возлюбленные братия».
Протоиерей Евгений Иванов отмечает, что какой бы темы ни касался святитель Софония в своих поучениях, «везде слышится призыв увидеть и познать величие любви Божией к человеку и ответить на эту любовь подлинной христианской жизнью. С особой внутренней силой говорит иерарх о страданиях и крестной смерти Господа Иисуса Христа, которые Он претерпел ради спасения рода человеческого. Здесь непременно архиепископ Софония связывает события Евангелия с жизнью современников, подчеркивая, что Спаситель терпит страшные муки именно «за грехи, которые творим мы», что страсти Христовы – это жертва умилостивления «за наше безумие и кичливость, за наши преступные мечты и замыслы»».
«Но пусть впаду я в Руки Господа», - да будет возгласом Общины. Ведь руки человеческие - как руки дьявола, они - коварны, ложны, злы. «Их руки полны крови, потому что они не приняли Слова, чрез которое делается приношение Богу», - пишет священномученик Ириней (130-202) (Против Ересей 4,18,5). А Руки Бога – суть Сын и Дух Святый». (4,20,1-4).
Святитель Софония посвятил немало проповедей Пресвятой Богородице. Архипастырь прославлял Царицу Небесную самыми возвышенными эпитетами, раскрывая величие Ее земной жизни. Проповедник приводил примеры материнского заступления. Но при этом он напомнил своей пастве, что «достойное благохваление Богопрославленной состоит не в словах красных, а в делах благочестивых, не в исчислении святых Её добродетелей, а в подражании Ее святой жизни».
В сборнике проповедей архиепископа Софонии (Сокольского), который выпущен в свет издательским отделом Казахстанского Митрополичьего округа к 150-летию начала апостольских деяний святителя на Туркестанской кафедре, представлена лишь часть его наследия. Текст был немного отредактирован с учетом современной орфографии - для удобства современного читателя. В подстрочнике имеется перевод архаичных слов и выражений, смысл которых сегодня полностью или частично утрачен. Знакомство с поучениями Туркестанского иерарха, которые изложены образным и ярким языком, присущим церковным писателям XIX столетия, будет интересно и полезно священнослужителям и мирянам, а также любителям русской словесности и ценителям духовной литературы».
Издание содержит неопубликованные архивные материалы, старинные фотографии мест служения архипастыря, а также современные кадры из жизни Казахстанского Митрополичьего округа. Для удобства современного читателя текст был отредактирован с учетом современной орфографии; в подстрочнике дается перевод архаичных слов и выражений, смысл которых сегодня полностью или частично утрачен. Протоиерей Евгений Иванов уверен, что «сборник проповедей послужит полезным и назидательным пособием для священнослужителей и мирян, а также заинтересует любителей русской словесности и ценителей духовной литературы».
На стендах выставки размещены фотографии и информация, в которой содержатся основные вехи жизни архиепископа Софонии (Сокольского). На баннерах, которые были разработаны сотрудниками семинарии, представлены фотокопии архиерейской грамоты владыки, его переписки со святителями Игнатием (Брянчаниновым) и Иннокентием (Борисовым), документов об учреждении Туркестанской епархии и иных редких архивных материалов.
Биография святителя
Родился будущий первый туркестанский архипастырь 26 ноября 1799 года в селе Эсько Тверской губернии в семье священника. Примечательно, что родовой фамилией его семьи была Булановы. При поступлении отца архиепископа Софонии, Василия, в Тверскую семинарию, ректор семинарии архимандрит Павел, решил переименовать его фамилию в Сокольского, он учел красивый внешний вид и бойкий характер мальчика.
Стефан Сокольский получил домашнее воспитание, поступив сначала в Бежецкое Духовное училище, а в 1817 году - в Тверскую Семинарию. В 1823 году Стефан Сокольский поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, закончив ее в 1827 году со степенью магистра. 6 сентября 1827 года Стефан Сокольский принял постриг в монашество с именем Софония в честь одного из двенадцати малых пророков. Затем его священническая биография развивалась в соответствии со всеми назначениями.
11 февраля 1848 года архимандрит Софония был назначен в Константинополь, настоятелем церкви при Русском посольстве. Здесь кончается служение отца Софонии в должностях по духовно-учебному ведомству, служение, продолжавшееся 21 год. За это время он занимал наставнические и начальнические должности в семи семинариях (из них в Тверской дважды) и управлял за этот период семью различными монастырями. Затем он получал различные назначения в самых разных точках планеты, когда наконец решением Св. Синода, 12 ноября 1871 года в сане епископа Софония был назначен на новоучрежденную епархию Туркестанскую и Ташкентскую. Таким образом, Епископ Софония стал первым архиереем утвержденной епархии.
До приезда архиепископа Софонии на Туркестанскую кафедру, в городе Верном было всего три священника. Всех церквей в обоих областях Туркестанского края было двадцать шесть. Из них 13 церквей в области Сыр-Дарьинской и столько же - в Семиреченской. Церкви первой области составляли одно Ташкентское благочиние - на протяжении с лишком 1200 верст в длину и около 1000 верст в ширину. Церкви второй области принадлежали к двум благочиниям меньшего размера, из которых одно, Заилийское, состояло из 8 церквей, а другое, Лепсинское, из 5 церквей. Кроме того, в обоих областях было 4 строящихся храма. К 1877 году (то есть в год смерти) число церквей в Туркестане достигло уже 42.
16 сентября 1877 года в честь 50-летнего юбилея со дня начала служения Преосвященный Софония был возведен в сан архиепископа. Скончался Архиепископ Софония 26 ноября 1877 года в городе Верном, в возрасте 78 лет.