Святой старец
3 февраля православные отмечали день общецерковного прославления преподобного Амфилохия Почаевского. При жизни земной монах исцелял руками (был костоправом) и молитвой. Православные верят, что святой старец и сейчас помогает им, и исцеления происходят по молитвам к нему. В Вознесенском кафедральном соборе Алматы есть икона с частицей мощей преподобных отцов Иова и Амфилохия Почаевских, к которым верующие обращаются с молитвой.Монах Почаевской лавры до пострига имел славу искусного костоправа и лекаря. Отец Иосиф, как его называли большую часть жизни, ежедневно служил водосвятные молебны и исцелял людей. Во время хрущевских гонений старец самоотверженно стоял за веру. После того, как он скончался 1 января 1971 года, на его могиле начали происходить многочисленные исцеления.
Избегая человеческой славы, он старался скрывать от людей данный ему Божий дар исцеления от душевных и телесных болезней. И часто высказывался так: «Вы думаете, что я святой. Я грешник! А исцеление вы получаете по своим молитвам и по своей вере».
В наше время старцу посвятили фильм – «Амфилохий Почаевский» в цикле кинокартин «Святые и праведники XX века».
Икона с мощами Амфилохия и Иова Почаевских в Вознесенском соборе
Дар исцеления
В православной традиции главным способом исцеления считается елеосвящение. Способностью исцелять больных по учению православной церкви обладает также святая вода, мощи и чудотворные иконы. Но и все это не сможет помочь человеку без истинной веры.Председатель издательского совета Санкт-Петербургской митрополии, игумен Силуан (Туманов) – настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Парголово; церковный композитор, публицист, написал:
«Единственная «сумка», в которой мы можем принести благодать из храма – это наше сердце. Не просфорка, не водичка, не иконка. Только наше сердце – святыня, вмещающее благодать Божию. Если этого нет – все остальное не работает. Увы».
В Патериках – сборнике о духовных подвигах отшельников и монахов, известных своим благочестием или аскетизмом, в житиях святых содержится множество историй о чудесных исцелениях, которые совершали святые.
Но чем же святые целители отличаются от так называемых знахарей? Давайте разберемся.
Фото: АПН. Ковчег с мощами в подземном храме Казанского собора Алматы. В т.ч. Амфилохия Почаевского
Оккультисты с иконами и молитвами
Сталкиваясь с серьезной болезнью, которая не всегда поддается лечению, люди часто обращаются к народным магам и знахарям, которые обещают им волшебное исцеление. При этом они легко попадают в сети экстрасенсов и оккультистов разных мастей.Христиане знают, что обращаться к таким «лекарям» – грех. Но при этом до сих пор многие задаются вопросом, почему нельзя обращаться к целителям, которые лечат молитвами? И чем они отличаются от святых старцев, исцелявших молитвой? С этим вопросом мы обратились Александру Суворову, ключарю Вознесенского собора города Алматы.
«Православная вера не выступает против исцеления как такового, но различает его источники. Разница между святыми целителями и теми, кого называют «целителями» в современном смысле, заключается в том, откуда исходит сила исцеления и к чему она ведет человека
Святые целители действовали силой Божией. Православные святые, такие, как святитель Лука (Войно-Ясенецкий), великомученик Пантелеимон, преподобный Серафим Саровский и многие другие, исцеляли людей молитвой, благодатью Божией и своей верой. Они не брали платы, не использовали магические обряды и не обещали исцеления как гарантии. Исцеление приходило по воле Божией, а главной целью было спасение души, а не только телесное здоровье», – продолжает Александр Суворов.
Фото: АПН. Протоиерей Александр Суворов
Немаловажно, что современные «целители» часто используют оккультные методы. Многие люди, называющие себя «целителями», прибегают к заговорам, биоэнергетике, экстрасенсорике, обрядам, не имеющим отношения к христианству. Иногда они даже прикрываются иконами и молитвами, но при этом их практика строится на манипуляциях, внушении, а иногда и на демоническом воздействии. Такое «исцеление» может временно облегчить состояние, но в итоге часто приводит человека к духовной зависимости и отдалению от Бога.
Святые лечили людей не ради славы или материальной выгоды, а ради спасения души и славы Божией. Их исцеления нередко сопровождались призывом к покаянию и духовной жизни. Современные «целители» же нередко делают акцент на здоровье как самоцель и даже предлагают «исцеление» без обращения к Богу, а иногда — через противоречащие христианству практики.
«Православие не против врачевания – Церковь благословляет медицину, больницы, врачей, молитвы о здоровье. Но когда человек ищет исцеления не у Бога, а в сомнительных оккультных практиках, он ставит под угрозу свою душу. Поэтому важно помнить: если исцеление действительно от Бога, оно не только помогает телу, но и приближает человека к Господу. Еще важная вещь: болезнь сама по себе тоже порой служит для духовного здравия человека, как сказано у апостола Павла», – заключил протоиерей Александр Суворов.
Обложка: freepik