17 июля православная церковь отмечает День памяти преподобного Андрея Рублева. Он был канонизирован на основании святости его жизни и подвига иконописания. Мастерство Рублева примечательно тем, что в своем искусстве он отошел от византийских художественных канонов.
Кроме икон, мастер занимался настенной росписью храмов и создавал книжные иллюстрации. Самой знаменитой работой Рублева считается «Троица», которую иконописец нарисовал для одноименного монастыря, и которую признают шедевром во всем мире.
Биография Андрея Рублева
Точная дата рождения Андрея Рублева неизвестна. Принято считать, что он появился на свет около 1360 года в средней полосе России, возможно, в Великом Новгороде или в землях Московского княжества. Какое у него было имя при крещении, тоже неизвестно: Андреем художника нарекли при монашеском постриге.
Основываясь на том, что у художника была фамилия или, как в то время говорили, «рекло», историки предполагают, что Рублев был родом из образованных кругов общества, поскольку фамилии носили в ту эпоху только представители высших слоев.
«В то время фамилии на Руси лишь только зарождались и имели их немногие знатные люди. Наличие фамилии у простого монаха без сана по одной из гипотез говорит о том, что Андрей, скорее всего, был именитого рода и мог получить хорошее художественное образование в Византии либо в Болгарии», - рассказывает руководитель епархиальной иконописной мастерской «Малахит» в Алматы, диакон Андрей Плетень.
Источник: pravlife.org
Согласно второй версии, иконописец был более скромного происхождения, так как прозвище Рублев происходит от слова «рубель» – так в старину называли приспособление для выделки кож. А получить «рекло» от названия инструмента мог только человек из семьи ремесленников.
Впрочем, то, что живописи Андрей Рублев начал учиться, еще будучи мальчиком, не вызывает сомнений ни у одного искусствоведа. В то время было принято отдавать детей в обучение как можно раньше.
«То, что Рублев был хорошим рисовальщиком, видно по подготовительным рисункам, иногда проступающим сквозь красочный слой фресок расписанного им и Даниилом Черным Владимирского Успенского собора. Точные пропорции, пластика рук, одежд, все это очень взвешено, цельно и в то же время изыскано», - говорит диакон Андрей Плетень.
Около 1405 года иконописец постригся в монахи. Это произошло в Москве в Спасо-Андронниковом монастыре. К этому же времени относится и первое упоминание Рублева в исторических документах.
В «Троицкой летописи» есть сведения о росписи домовой церкви московского князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. Среди мастеров значится чернец Андрей Рублев. То, что ему доверили такой почетный заказ и вписали в летопись, говорит о том, что к этому времени художник уже считался опытным мастером.
Источник: staging.vsdn.ru
Из той же «Троицкой летописи» можно узнать, что в мае 1408 года Андрей Рублев и Даниил Черный приступили к росписи Владимирского Успенского собора, построенного в XII веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо.
К началу XV столетия храм сильно пострадал от ордынского нашествия, и по указу Василия I началось его восстановление. От работ Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе сохранились фрагменты настенных фресок и часть иконостаса – одного из самых больших в России.
Роспись Успенского собора во Владимире – единственная сохранившаяся работа Андрея Рублева, год создания которой точно известен.
Между 1422 и 1427 годом художник вместе с Даниилом Черным руководил артелью иконописцев, которая расписывала собор Троице-Сергиева монастыря.
Затем Рублев поселился в московской Спасо-Андрониковой обители и занялся росписью Спасского собора. В январе 1430 года иконописец скончался. Его похоронили на территории монастыря.
Источник: vestitaganka.moscow
В 1947 году ученые Игорь Грабарь, Петр Барановский, Павел Максимов и Николай Воронин основали в Андрониковом монастыре Музей художника. В 1985 его переименовали в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
В 1988 году Русская Православная Церковь канонизировала иконописца в лике преподобных святых.
Икона «Троица»
К созданию своей самой известной работы – иконы «Троица» – Андрей Рублев приступил в 1411 или 1425–1427 годах. Разброс дат связан с тем, что неизвестно, для какого именно храма предназначался образ: раннего деревянного собора Троицкого монастыря или же построенного на его месте каменного.
В первом случае икону могли просто перенести в новый храм, а во-втором иконописец работал над ней одновременно со всеми остальными образами иконостаса. Для «Троицы» автор выбрал яркие, чистые краски, более насыщенные, чем в ранних работах.
Фон Рублев написал золотисто-желтым, одежды ангелов - розовым, зеленым и ярко-голубым. Голубая краска – ляпис-лазурь –в то время была редкой и дорогой. Оттенок, которым пользовался иконописец, позднее стали назвать «рублевским голубцом».
С конца XVI до начала ХХ века икона была помещена в золотой оклад, из-под которого видны были только лица и руки ангелов. В 1904 году иконописец Василий Гурьянов занялся ее реставрацией.
Источник: oboz.info
Он снял потемневшую олифу и поздние слои краски, которыми поновляли первоначальный образ, а затем записал ее заново. Впоследствии гурьяновский слой также сняли, оставив только работу самого Андрея Рублева.
До 1917 года икона хранилась в Троице-Сергиевой лавре. Затем произведение на долгое время перевезли в Третьяковскую галерею. Но в 2023 году по многочисленным просьбам верующих президент Российской Федерации Владимир Путин принял решение о возвращении иконы Православной Церкви.
По благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Троица» была выставлена для общенародного поклонения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москвы в течение года. Недавно чудотворный образ занял историческое место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
«Одной из вершин мирового церковного искусства является «Троица» Андрея Рублева. Как говорил Грабарь, реставратор, расчищавший икону от позднейших записей, Рублев владел искусством решать сложные колористические задачи и подчинять единой гармонизирующей воле все эти холодные сиренево-голубые цвета.
Это было под силу лишь венецианцам, да и то 100 с лишним лет спустя. Образ Троицы — это наиболее глубокое художественно совершенное символическое изображение троичности единого божества. Именно сочетание высокой духовной силы и качеств прекрасного живописца явили миру феномен святости Андрея Рублева», – подчеркнул диакон Андрей Плетень.