
Обширная справка, напоминающая добротное социологическое исследование, дана священником Виктором Иларионовым. Будучи уроженцем Вологодской губернии, в Семиречье и Туркестане он служил в качестве православного миссионера, попутно записывая свои наблюдения. До наших времен заметки дошли благодаря газете «Вологодские епархиальные ведомости» от 1905 года, где наблюдения публиковались частями с общим заголовком «Письма из Туркестана».
Об этническом составе
Говоря о населении, Иларионов в первую очередь подчеркивает: здесь можно встретить представителей практически любой губернии империи. При этом большинство переселенцев – все же уроженцы южных, средних и волжских губерний, а доля малороссов достигала 60%, особенно в селах.В городах же в основном оседали отставные солдаты, ранее проходившие службу в Средней Азии, потому разнообразия по происхождению еще больше. Кроме того, среди сотрудников государственных органов велико было количество поляков и прибалтийских немцев из нынешних Латвии, Литвы и Эстонии.
О зажиточности
По словам Иларионова, сельское население Семиречья живет весьма благополучно:«Такой бедности, какой теперь довольно среди крестьян внутренней России, в здешней деревне не встретишь, даже среди семиреченского казачества, отвлекаемого от хозяйства службой и более, сравнительно с крестьянами, беспечного. Крестьянина оборванного здесь не увидишь; голодного, изнуренного не найдешь», – констатирует наблюдательный священник.
Также отмечается, что «вновь поселившиеся здесь крестьяне через 2-3 года из нищих превращаются в безбедных хозяев». Впрочем, о трудолюбии переселенцев Иларионов высказывается не слишком лестно: он уверен, что залог благополучия главным образом кроется в хорошем климате и дешевой рабочей силе.

Торговые лавки на Малом базаре в Верном. Источник: Instagram / gorod_verniy
«Зажиточность, обеспеченность здешнего сельского населения не есть следствие трудолюбия крестьян, умения, воздержанности, а происходит от особых благоприятных местных условий. Главное – это обилие свободных земель вокруг русских селений, плодородная лессовая почва, обилие рабочих рук (окрестное население киргизы).
Крестьяне и казаки здешние селились и селятся на новые земли. В первые годы земля дает богатейшие урожаи без всякого удобрения; если давать земле отдых, то есть два года засевать и два года оставлять для отдыха, то она будет давать урожаи всегда», – говорится в «Письмах из Туркестана».
Также рассказывает Иларионов и о популярной в те годы «бизнес-схеме»:
«Если мало своей земли или чтобы не истощить надельную землю, крестьяне арендуют под посевы в киргизские земли за ничтожную плату. У киргизов наделы огромные. Сами они сеют хлебов мало. Оною же землю, сданную в аренду, сами же хозяева ее – киргизы – и обрабатывают за небольшую плату денежную или из половины», – поясняет автор заметок.
О хозяйстве и его недостатках
Еще один исток богатства населения Семиречья – высокая рентабельность как хлебопашества, так и скотоводства. Так, пишет Иларионов, полных неурожаев тут не бывает: отсутствуют долгие, вредные для хлебов дожди, и при этом поля не страдают от засухи благодаря искусственному орошению. Неприятности разве что приносит саранча, но и с ней крестьяне понемногу научились бороться: сеять яровую пшеницу вместо озимой, а овес и ячмень засевать уже после отлета саранчи в предгорья.Скот, считает автор заметок, выращивать еще выгоднее: круглый год животные пасутся в полях, подкармливать их надо только в зимний период. При этом сена много и оно очень дешево.
«Нередкость крестьянин, имеющий 30-50 лошадей, 30-40 рогатых голов и 200-300 баранов. Хозяин, имеющий половину этого количества скота – средний, а с двумя лошадьми и пятью рогатыми считается уже бедняком. Свиней держат почти все поголовно, и помногу. Куры и другая птица держатся крестьянами также помногу», - писал Иларионов.

Скотоводство в Семиречье. Источник: starinariy.kz
Приводит он и такой любопытный факт: в Семиречье сотня куриных яиц стоила всего 50-60 копеек, тогда как в Центральной России 25 копеек стоил лишь десяток. И это с учетом того обстоятельства, что в начале XX века империя была одним из главных мировых производителей и экспортеров куриных яиц (наряду с Австро-Венгрией).
Отдельная большая отрасль хозяйства – пчеловодство, особенно в горных районах, где растения цветут по полгода непрерывно. И, несмотря на примитивный колодочный способ, пасечники легко собирали с одного рамочного улья 1-2 пуда меда ежегодно. Очевидно, пчеловодство в те годы было крайне популярно в регионе: по оценке Иларионова, 2/3 русских сельчан занимались разведением пчел, и нередкими были хозяева с 300-500 колодками пчел.
Причина столь немалого размаха крылась в ценах на мед: если в Семиречье он стоил по 3-4 рубля за пуд, то в соседнем Туркестанском крае – уже 8-10, потому «экспорт» был крайне выгоден.
Не обошлось без критики: крестьянам достается от Иларионова за излишний «консерватизм». Автор «Писем» утверждает, что садоводство и бахчеводство – наиболее выгодный вариант земледелия в регионе, однако переселенцы ленятся этим заниматься. А дело, по мнению Иларионова, в том, что для результата нужно время и терпение, тогда как «русский человек не привык к выдержке, ему надо скоро и много». Оттого и копаться с грядками, помногу пахать, полоть и мотыжить у переселенцев желания нет, сетует священник.

Туркестанский край. Источник: starinariy.kz
И, хотя Иларионов признает, что в Семиречье нет такой бедности, «каковая есть по всему миру», но снова подчеркивает: люди тут могли бы жить еще лучше, приводя в пример американских фермеров.
«Здешний крестьянин мог бы жить еще лучше, богаче, чем живет теперь, не хуже американского фермера, если бы был более привычен к труду правильному, терпению упорному», – убежден автор «Писем из Туркестана».
О духовности и не только
Некоренное население края весьма религиозно, пишет священник. Сказывается то ли жизнь вдали от родных мест и среди мусульман, то ли что-то иное, Иларионов ответить затрудняется, но констатирует: на исповедь в Великий пост не приходят лишь 2-3% прихожан. Еще один показатель – в большие праздники не производятся никакие работы, даже самые спешные.
1900-е годы. Знаменская часовня в Верном. Источник: instagram / gorod_verniy
При этом высокая религиозность сочетается с повсеместным нарушением постных ограничений. Так, сокрушается автор заметок, скоромную пищу даже в Великий пост, за исключением строгих недель, потребляют мещане, военные, чиновники и… духовенство. Впрочем, некоторое объективное оправдание этому пренебрежению правилами есть:
«Несоблюдение постов отчасти можно оправдать недостатком и однообразием здесь постной пищи, и жарким климатом, при котором хранение продуктов даже в соленом виде долгое время невозможно. В свежем мясе через два дня появляются черви в летнее время. Соленое мясо, рыба через неделю начинают издавать запах гнили. (…) Соленая капуста, огурцы тоже не сохраняются до Петрова поста. Грибы соленые и сушеные – привозные, по цене недоступны для многих».
Также в нарушении постов священник видит как примету времени, так и влияние мусульманского населения, которое даже в оразу потребляет мясо после захода солнца.
Зато с нравственной точки зрения Иларионов оценивает население региона крайне высоко: воровство здесь – большая редкость, равно как и грабеж на дорогах.
Чтобы у кого-то украли хлеб из амбара – вообще дело неслыханное.
Также и женщины Семиречья – целомудренны и верны узам брака:
«Девушки и женщины живут скромно, даже казачки, которые через 2-3 года после брака остаются без мужей, уходящих поголовно на 4 года в отряд, в войско, на 22-м году. Внебрачных рождений за 7 лет моей службы в Борохудзире (казачья станица) было всего два. Надо сказать, что в брак крестьяне вступают здесь очень рано: девицы в 16 лет, мужчины в 18».

Житель Верного Михаил Богоявленский с внуками. Источник: starinariy.kz
Ранее заметки священника Виктора Иларионова дали возможность сравнить климат Жетысу сегодня и столетие назад, а также поведали о таком необычном действе, как охота на туранских тигров.