Якутское кино в Казахстане: феномен кинематографа далекого севера | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Якутское кино в Казахстане: феномен кинематографа далекого севера

523
8 минут
Якутское кино в Казахстане: феномен кинематографа далекого севера


Завершились Дни Якутского кино в РК и мероприятия Культурного проекта "Русские сезоны" в Алматы. В программе была представлена богатейшая коллекция авторских работ якутских режиссеров. Показанные киноленты и другие работы якутских мастеров составляют славу не только «Сахавуда», но и всего российского кинематографа.

Зрители могли не только посмотреть фильмы, но и встретиться с их создателями - Дмитрием Давыдовым, Любовью Борисовой, Никитой Аржаковым, Алексеем Романовым, продюсером Сарданой Саввиной.

О якутском кино на протяжении последних лет говорят как о феномене российского кино. Большей частью фильмы всего мирового кинематографа отражают жизнь крупных городов, сюжеты в этих кинолентах повторяются, герои решают одни и те же проблемы. Якутское кино рассказывает небанальные истории - вписывает национальный код в каждую ленту, и этот особенный почерк делает его узнаваемым.

Так, собственный стиль обретает в своем творчестве режиссер Любовь Борисова, создатель двух лент - драмеди «Надо мною солнце не садится» и исторической драмы «Не хороните меня без Ивана». Удивительным кажется, что Любовь Борисова сняла всего два фильма. Представляется, что работы принадлежат мэтру кино, за плечами которого целый массив кинопроизведений. Раньше она выступала режиссером монтажа – в 22 фильмах.

Между тем лента «Не хороните меня без Ивана» получила специальный приз жюри кинофестиваля стран ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) в Индии, стал победителем фестиваля авторского кино «Зимний» в Москве.

Интрига фильма, основанного на реальных событиях, в следующем: якут Степан Бересеков направляется домой после покоса травы, вот он на несколько минут останавливается, любуясь красивым пейзажем, и – замертво падает. В следующем кадре его уже отпевают в церкви. И в момент чтения молитвы Степан оживает, от ужаса молодой священник запускает в него молитвословом. Потом выясняется, что Степан нередко теряет сознание, и его не впервые пытались похоронить.

Фильм построен на реальной фабуле и биографии этнографа Ивана Васильевича Попова (1874-1945 гг.). Основоположник якутского изобразительного искусства, живописец, автор известнейших картин - «Шаман», «Теленок», «Якутск XVII столетия». Иван Попов – сын священника, внук просветителя, тюрколога, фольклориста, этнографа Димитриана Попова. Учился Иван Васильевич в Якутской духовной семинарии, в начале XX века был отправлен в Москву и Санкт Петербург для обучения на иконописца.

С 1905 года собирал экспонаты для музеев Петербурга. Был удостоен звания народного художника Якутской АССР. Иван Попов знал якутский язык, беззаветно любил свой край.

Любовь Борисова однажды прочла об этнографе и решила снять фильм об этом удивительном человеке, но лишь через восемь лет смогла осуществить замысел. Взяв за основу биографические данные Ивана Попова, Любовь Борисова наполнила весь фильм жизнью - интригой, сюжетными поворотами, подробностями и деталями, цветом, светом, дыханием. Воссоздавала своих героев – по историческим фото – отсюда достоверность, аутентичность, портретное сходство.

Поразительно, что исполнитель главной роли Ивана Попова – Дариус Гумаускас, ведущий актёр вильнюсского Театра Оскараса Коршуноваса – настолько похож на историческую личность, будто режиссеру удалось найти двойника.

Исполнитель второй главной роли Александр Чичахов в точности повторяет внешность одного из персонажей этнографического снимка Ивана Попова – якутского косаря.

Именно поэтому режиссер Любовь Борисова на роль якута Степана Бересекова и пригласила Александра Чичахова. В отличие от Дариуса Гумаускаса, Александр Чичахов - непрофессиональный актер, он работает учителем технологии в средней школе. 

Именно Иван Попов по замыслу режиссера – единственный, кто может уловить биение сердца в холодном теле Степана Бересекова, периодически впадающего в летаргический сон. Происшествие - воскрешение из мертвых Степана во время отпевания его в церкви братом Ивана Попова, молодым священником, - любимая семейная история Поповых. После этого случая Бересеков обратился к соседям, жителям села, прося их, чтобы его не хоронили без Ивана. Все прочее в их взаимоотношениях - авторский вымысел автора кино.

Что же является причиной смертельных обмороков Степана? Оказывается, он теряет сознание, когда созерцает что-то очень красивое – пейзаж, девушку в национальном костюме, искусно вырезанный сосуд… В этом состоянии герой улетает в чудесное пространство. Степан даже вынужден завязывать глаза повязкой, чтобы оставаться в сознании.

Воссоздавая реальные события, режиссер Любовь Борисова дала волю своей фантазии, но строго по мотивам этнографических фотографий Ивана Попова:

«Костюмы, реквизиты и даже кастинг мы старательно подбирали под фотографии, чтобы было ощущение, будто они ожили» Любовь Борисова
Герои достоверны в обстоятельствах сюжета, в чем-то наивны, и беспредельно обаятельны. Некоторые из сюжетных поворотов ошеломляют.

Степан собрался жениться на местной красавице, которая тоже успела его погрузить в летаргический сон своей красотой. Но, по мнению Бересекова, он должен исцелиться от странной болезни. После того, как доктор признал Степана абсолютно здоровым, друзья решают обратиться к местной шаманке – уж она-то поможет. Шаманка в исполнении Нюргуяны Шадриной разрушает все стереотипы – молодая, красивая, она выступает вершительницей судеб местных жителей, подчас – судьей. «У тебя темечко не заросло, потому душа летает», - таков вердикт шаманки. И она закрывает это отверстие шлепком по голове Степана.

Сцена с шаманкой документальная, взята из книги. На сеансе присутствовал Иван Попов, которого шаманка пыталась изгнать, но он попросил ее на якутском языке разрешить остаться.

Таттинская шаманка-удаганка камлает и исцеляет Степана. Став обыкновенным, он возвращается в свою жизнь. Но, на самом деле, не может вернутся в тот мир, где жил все это время, где обитала его счастливая душа. Теперь он лишен возможности видеть, ощущать красоту, ликовать и радоваться. Жизнь утратила смысл.

Иван Попов видит страдания Степана, который в отчаянии пытается пробить себе темечко молотком, чтобы вернуть красоту.

В фильме гармонично сочетается национальный шаманизм и православная вера якутов. Иван Попов исторически – сын священника, но он понимает, что молитвы недостаточно для спасения Бересекова, нужно то, что близко ему – вмешательство шаманки.

Степан, будучи не в силах пережить всю невероятную красоту нашего мира, впадает в беспробудный сон, похожий на смерть. Ему даже просыпаться не хочется, столь прекрасно это путешествие во сне: «Душа рвется наружу. Как жить без этой красоты?», - шепчет он.

Друзья возвращаются к шаманке, та все понимает без слов и открывает Степану темечко, которое вновь возвращает ему красоту мира. А вместе с тем восстанавливается гармония в отношениях всех героев фильма. Настоящий хэппи энд по-якутски.

«Наши культуры близки, наши народы имеют общие тюркские корни. Тенгрианство, шаманизм – то, что лежит в основе нашего исторического мировоззрения, миропонимания. Казахский и якутский языки родственны, как и внешне мы очень похожи с якутами» Гульнара Абикеева,
киновед и кинокритик, президент Ассоциации кинокритиков
Вместе с тем Гульнара Абикеева считает, что казахстанским кинематографистам есть чему поучиться у якутских коллег:
«Вот они сняли фильм об этнографе Иване Попове. А ведь и у нас есть подобные личности, например, Александр Затаевич – собиратель песенного творчества народов Казахстана» Гульнара Абикеева
Гульнара Абикеева с творческой завистью думает о том, что якутам удалось снять подобный фильм, без назидательности показав, что человек - часть своего народа, и он призван видеть красоту мира.

Режиссер Любовь Борисова не находит ничего феноменального в расцвете якутского кино:

«Это совсем не феномен, а последовательное развитие событий, которое началось с 90-х годов – с момента возникновения кинокомпании «Сахафильм». После этого начали методично отправлять детей за счет республики учиться в центральные профильные вузы. Выпускники вернулись, приступили к работе в «Сахафильме», потом появились независимые кинокомпании. Все происходило постепенно – с передачей традиций, с поисками своего стиля. По мере возможности мы проводим мастер-классы, фестивали, ориентированные на молодежь. В Арктическом государственном институте культуры и искусств открылось отделение «Кино-видео-фото-творчество», набрали курс, собрались интересные ребята. Будем учить сами. Есть также «Колледж искусств», где обучают техническим специальностям, студенты проходят практику в «Сахафильме». Делаем упор на практике»Любовь Борисова
В этом году Любовь Борисова снимает документальный этнографический фильм как продолжение ленты «Не хороните меня без Ивана» - про археологов.

В фильме «Не хороните меня без Ивана» друзья беседуют о странной болезни Степана. Иван Попов спрашивает: «Как это происходит? Что именно ты видишь?» Степан воспроизводит картины, которые перед ним предстают: «Во сне я летаю, ничего не боюсь. Когда выхожу ранним утром в поле, а роса еще не успевает с травы испариться, или когда посреди грозы сквозь темные тучи вдруг пробивается луч солнца… И тогда мне кажется, я вижу Бога, и чувствую необыкновенную легкость». «А я не вижу снов», - говорит Иван Попов с сожалением.

В этом фильме хочется остаться, жить среди односельчан Ивана Попова и Степана Бересекова, раствориться в этих невероятных якутских пейзажах. Но потом приходит понимание, что человека всюду окружает гармония, где бы он ни находился, ведь «красота в глазах смотрящего».

Источник -  dknews.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...