На днях в Алматы прошла премьера документального фильма «Ваш весь Фёдор Достоевский» режиссера Константина Харалампидиса. Эта картина может претендовать, пожалуй, на звание самого оригинального авторского фильма о великом писателе, который я видел. По словам режиссера фильма, в нем нет ни одного слова «не от Достоевского».
Действие начинается с того, что группа исследователей творчества великого писателя приходит в его Петербургский литературно-мемориальный музей. По сюжету, в Семипалатинском доме-музее Достоевского обнаружили фрагменты снятого еще до первой мировой войны фильма-биографии писателя. В нем, в частности, фигурирует сцена в Семипалатинске с Шоканом Валихановым. И теперь киногруппе необходимо выяснить, о чем хотел сказать режиссер, имя (точнее - фамилия) которого так и осталось неизвестно потомкам, так как он ушел добровольцем на фронт в Первую мировую войну и погиб. В этом неизвестном фильме фигурируют два атрибута – картина Клода Лоррена «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» и топор.
Рассказы о чудесно найденном фильме и составляют интригу. Даже перед показом Константин Харалампидис упомянул о нем, в результате чего зрители гадали: действительно ли этот немой фильм существует или это режиссерский вымысел?
Все реплики в фильме, как уверяет Константин Харалампидис, принадлежат Достоевскому. Помимо прямых цитат из художественных произведений, это еще и объемные цитаты из его воспоминаний и дневников. Так или иначе они вложены в уста героев фильма. Герои фильма говорят крайне мало. Большую часть составляет закадровое цитирование Достоевского, на фоне которого в своеобразной авторской манере разыгрываются те или иные эпизоды из жизни литератора. Иногда они нарочито театральны, иногда - условно символичны. Главный герой в исполнении российского актера и чечёточника Владимира Беляйкина словно путешествует по местам, где свершались судьбоносные события его жизни. От знаменитой инсценировки казни до ссылки в Омске и Семипалатинске и знаменательной встречи с Шоканом Валихановым.
Повествование состоит из нескольких пластов: авторские этюды, изображающие биографические события, стилизация под немое кино и своеобразный кроссовер – когда Достоевский оказывается в современном мире и слышит отклики о своем творчестве от жителей XXI века. Последний пласт вызвал наибольшие споры и части зрителей показался излишним. Эпизод с итальянским журналистом Рикардо, спорящим сначала с экскурсоводом музея, а потом и с самим прибывшим в наши дни Федором Михайловичем действительно выглядит неоднозначно и несколько выбивается из канвы.
Выбор событий из жизни Достоевского полностью зависел от режиссера. Тут и истории знакомства писателя с его женами, и непростые отношения с пасынком – Павлом Исаевым. Значительный пласт фильма – дружба Фёдора Михайловича с Шоканом Валихановым. Роль Валиханова исполнил руководитель Карагандинского русского драмтеатра имени Станиславского Дунай Еспаев. Как и исполнитель роли Достоевского Владимир Беляйкин, он крайне далек от портретного сходства с оригиналом, плюс ко всему – артист гораздо старше. Если отбросить возраст и весьма отдаленное сходство – Еспаев выглядит вполне органично.
Более того, Харалампидис идет дальше и своеобразно связывает Достоевского и Абая – через особый мир Восточного Казахстана. Как встреча Достоевского и Валиханова дала начало взаимопроникновению русской и казахской культур, так Абай стал самым ярким выразителем и проповедником этого явления. В фильме самой эмоциональной точкой этой сюжетной линии является исполнение а капелла песни «Желсіз түнде жарық ай» на Дворцовой площади Санкт-Петербурга в белую ночь. Выглядит это захватывающе.
А что же с топором и картиной – спросите вы. У многих зрителей, конечно, возникают ассоциации с «Преступлением и наказанием». Однако режиссер посредством реплик героини Ирины Купченко расшифровывает свое послание глубже. Достоевский всей жизнью и творчеством отнимал у человечества топор - орудие разрушения и уничтожения. В картине «Ацис и Галатея» Федор Михайлович видел возвращение к идеалу – рождению гуманистической европейской культуры, об упадке которой говорили в его времена и продолжают говорить в наши дни.
Фильм создан при поддержке общественного фонда «ЭМО» и Православной церкви Казахстана. Как сказал Константин Харалампидис, картину трудно охарактеризовать жанрово. Возможно, потомки придумают точное название. Пожалуй, самое подходящее определение к фильму «Ваш весь Фёдор Достоевский» - кино-сочинение. С безусловной любовью к Достоевскому.
Источник - esquire.kz